«Мы достойны той рекламы, которую мы имеем»
Грубые орфографические ошибки авторы рекламного продукта решили использовать в качестве стилизации под название телеканала
В Воронеже появились рекламные щиты с применением намеренно грубых орфографических ошибок. Один из телеканалов решил таким образом завоевать популярность у зрителей, используя в своих слоганах исковерканные окончания глаголов. К примеру, слово «улыбаться» написано как «улыбаца». Так же, пишет наш читатель, режут глаз слова из этой же серии: «женица», «питаца».
Насколько такая реклама разрешена законом, можно ли привлекать внимание аудитории целенаправленным нарушением правил русского языка — мы поинтересовались у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Воронежской области Виталия Геннадьевича Попова.
Оказалось, что закон «О государственном языке Российской Федерации», и его третья статья в частности, предусматривает обязательное использование государственного русского языка в рекламе.
По словам Виталия Геннадьевича, в Кодексе об административных правонарушениях не установлена ответственность за нарушение норм языка, при этом язык — живой организм и контекст использования той или иной языковой конструкции зачастую и определяет эту норму.
Также из разговора со специалистом стало ясно, что в полной мере регламентировать использование русского языка в рекламе, да и в СМИ, практически нереально. Да и не стоит за это браться чересчур рьяно, так как степень некорректности высказывания, уместности в том или ином контексте, влияния на культуру общества определить бывает просто невозможно. К тому же реклама не должна отвечать за уровень нашего духовного и культурного развития (у нее изначально другие функции), а социум сам должен определять допустимость рекламы своим отношением к ней. В том числе этику рекламной индустрии.
Ко всему прочему, потребитель вправе делать свой выбор, исходя из того, как к нему относится рекламодатель. Если видите, что кто-то применяет некорректные приемы, откажитесь от использования продукции, которую хотят «продвинуть» таким образом. Это и будет проявлением гражданской ответственности. Так вы будете голосовать против нарушения норм этики рекламы собственным рублем.
Перефразируя известную фразу, Виталий Геннадьевич подытожил свою речь следующими словами: «Мы достойны той рекламы, которую мы имеем».
В случае с рекламой телеканала налицо использование так называемого «олбанцкого» языка, который интернет-пользователи придумали, чтобы нарочито показать своё обособление от традиционных культурных ценностей.
P.S. В нашей стране уже был случай судебного разбирательства Самарского управления ФАС с местным отделением страховой компании «РАСО», которая опубликовала такой слоган: «РАСО страховая группа АВТОСТРАХОВАНИЕ 5,5% — ЭТО ХОРАСО». Суд первой инстанции сначала признал такую рекламу незаконной, но Арбитражный апелляционный суд, куда обратились страховщики, не усмотрел в их действиях преступления. Интересно, что представители Самарского государственного педагогического университета выразили мнение, что подобная реклама «негативно влияет на становление грамотности детей, еще не понимающих принципы языковой игры», а у взрослых «ошибки могут вызывать раздражение, недовольство и, в конечном счете, отвращение к объекту рекламы».
Все это говорит о том, что в случае с применением русского языка в рекламе в разных случаях и разных контекстах сложно выявить правильное, всех устраивающее решение.
Читать все комментарии