Воронежец построил уникальный дом из 30 тонн соломы
Опыт героя «Ё!», который занялся эко-строительством на своём участке в Землянске, показывает, что выполнить эту задачу возможно, главное — научный подход, сообразительность и качественная солома
Крепкий запах хлева ударяет в нос, когда мы делаем первый шаг в соломенный дом. 34-летний хозяин Алексей Комбаров объясняет, что при укладке стен допустил небольшой технологический просчет, но «аромат» скоро исчезнет. Может и так, но пока, забираясь в просторный домик, ожидаешь быстрее встретить домашнюю скотину, чем колонну из ясеня и мультиварку на полочке.
— Площадь 75 квадратных метров, — отхлёбывая чай с мёдом, рассказывает Алексей. На нём строительные очки, переливающиеся всеми цветами радуги, и яркая толстовка. — Здесь будут две спальни с полноценными гардеробными. Тут санузел: туалет и ванная — раздельные. Кухня и гостиная большая.
Пока что в доме нет внутренних стен, мы сидим на тугих тюках из соломы в самом центре дома у стола, там, где будет кухня. Возможно, тюки потом превратятся в настоящие кресла и диванчик — для этого достаточно надеть на них плотные чехлы. Рядышком пристроился буфет с той самой неожиданной мультиваркой. Вход в дом закрывает отслуживший своё рекламный баннер, три оконных проема затянуты полиэтиленом.
— Не маловато окон? — интересуюсь я.
Пробежавшись глазами где-то под потолком высотой два восемьдесят, Алексей признается: «…нет! Освещение будет светодиодное, поэтому всё компенсируется. Выглядеть это будет как белая панель. Она светится, и лампочка не нужна. Смотрится так, как должно, наверное, уже быть в 21 веке».
Хозяин дома — профессиональный строитель, года три назад он решил разобраться поглубже в теме наиболее комфортного жилья для человека. Исследовал разные технологии и остановился на соломенных домах. Чтобы познакомиться с технологией, пришлось поездить на научные семинары и поработать на возведении трёх таких эко-коттеджей в разных городах России. Видевший все этапы создания соломенного дома, Алексей говорит, что непосвященный человек вряд ли почувствует разницу между соломенным и тем же газосиликатным домом.
Сплошной биопозитив
Адепты соломенного строительства апеллируют сложными терминами: биопозитивные материалы (т.е. прямиком из матушки-природы, без всяких технологических исхищрений), энергопассивный дом (не требующий энергии извне), эко-строительство…
Дом Алексея назвать полностью «эко» сложно, фундамент тут из монолитной плиты, армированной стеклопластиковой арматурой. Тоже в определённой степени ноу-хау, но скорее технологично, чем экологично. Алексей говорит, простоит сто лет и больше. Подключен он будет к общему водопроводу, система канализации –септик — поставили традиционную, электричество к дому уже подведено. Солнечные батареи из-за дороговизны качественных аккумуляторов ставить не стали.
Весь остальной дом — сплошной биопозитив. Ствол ясеня в полтора обхвата — это осевая точка дома. Элемент и декоративный, и выполняет роль несущей конструкции. Обрабатываться дерево не будет. Внешние стены — это 90 тюков соломы тритикале (гибрид ржи и пшеницы), каждый весом почти 350 килограммов. Тюки в 2 раза меньше использованы для утепления крыши. Алексей выменял их этим летом на сено в одном из хозяйств Бобровского района. Сформировали из них блоки с помощью обычного сельскохозяйственного пресс-подборщика.
Кстати, история создания домов из соломы как раз и начинается с изобретения механизма по прессовке соломы в США в середине 19 века. Предприимчивые американцы пустили такие кирпичики на домостроительство. Из соломенных блоков строили дома, школы, магазины. Сейчас в Штатах коттеджей из соломенных блоков насчитывают под сто тысяч. В Европе лидирует в соломенном домостроительстве Франция, там сохранился дом с соломенными прессованными стенами постройки 1921 года.
В Воронежской области Алексей — один из пионеров соломенного строительства. Одновременно строят еще два коттеджа по соломенной технологии — в поселке Изумрудный Рамонского района и в Трещёвке Семилукского района. Дом в Землянске отличается размерами соломенных тюков. «Коллеги» Комбарова используют блоки размером 50Х40Х90 см. Это классический размер соломенного «кирпича», который делают обычные пресс-подборщики. У Алексея стены сложены из брикетов в 2,5 раза больших. Ширина стены в его доме — метр двадцать. Никакого деревянного каркаса для стен нет. Соломенные тюки здесь — и несущая конструкция (эту же функцию выполняют внутренние деревянные перегородки), и утеплитель.
— Собрали коробку за один день, — говорит Алексей. — Причем вдвоем — я с другом плюс трактор, который помогал перемещать тюки.
Обогреваться дом будет с помощью инфракрасной панели, прикрепленной под потолком, которая будет направлять тепло на монолитную плиту пола. Другого подогрева дома не понадобится, считает хозяин. Как говорит Алексей, солома — лучший утеплитель и применяет тот самый термин «энергопассивность».
Мышей в доме будет гонять не кот, а ультразвуковой отпугиватель. Приборчик уже работает: пока мы были в гостях у Алексея ни одна мышка не проскочила.
Себестоимость дома из соломы — около 20 тысяч рублей за квадратный метр, и в общем-то приравнивается к затратам на классическое кирпичное строительство. Но привлекает соломенное строительство людей во всём мире не дешевизной, а экологичностью.
От волков и красных петухов
Критики соломенного строительства, в первую очередь, вспоминают сказку про Ниф-Нифа, хибарка которого рассыпалась за секунду благодаря мощным лёгким злого Волка. 35 –тонный дом Алексея Комбарова ветром не повалишь, всё просчитано.
Ниф-Нифа журналисты "Ё!" привезли в дом своего.
Другие природные угрозы, как влага и огонь, по словам хозяина соломенного жилища, его дому тоже не страшны.
— Солома — дышащий материал, который обеспечивает высокий воздухообмен. Если влага и попадет, то она высохнет все равно. Один из основателей соломенного строительства в России Евгений Широков, когда строил свой дом, провёл такой эксперимент: специально в туалете не сделал вытяжку. Ни грибка, ни повышенной влажности. По такой же технологии строили баню на заказ. Там плиточка, швы, в которых часто грибок образуется. В этой бане такая проблема вообще не возникла.
Пожароопасность — отдельная тема. В недостроенном доме, пол которого посыпан остатками соломы, Алексей, конечно, незатушенные "бычки" не бросает и вообще внутри не курит. Мало ли что. Но насчет стен уверен на 100%.
— Прессованная слома не загорится, максимум может подтлеть, — говорит Алексей. — А штукатурка даст дополнительную защиту.
Как внутри, так и снаружи стены будут выровнены бензопилой и отделаны прямо по соломе штукатуркой. В резервуаре во дворе уже замочена глина, будет применять еще гипсовую и известковую штукатурку. А вот стрижка соломенных брикетов — работа трудоемкая, махать бензопилой под потолком — занятие для крепких мужчин.
На новом месте
Историю легкомысленного поросенка Алексею припоминают все кому не лень. Друзья подшучивают, называя его будущее жилище домиком Ниф-Нифа.
«Кто-то поддерживает, кто-то выжидает, чем же все это закончится», — улыбается Алексей.
Вдоль улицы на окраине Землянска, где возводит свой дом Алексей, выстроились кирпичные коттеджи соседей. Никто не шутит и не крутит пальцам у виска, показывая в сторону эко-стройки. Наоборот односельчане проявляют интерес и уже водят своих гостей показывать местную достопримечательность.
На время стройки Алексей из Воронежа перебрался в Землянск и живет в бытовке рядом со своим домом. Новое место жительства городской житель хвалит: в поселке хорошая школа (а 9-летняя младшая дочь Алексея уже ждет с нетерпением, когда переберется в новый дом), недавно построен новый современный спорткомплекс с бассейном, да и до Воронежа недалеко. По заснеженной дороге журналисты «Ё!» добрались в гости к Комбарову всего за час.
Мы рассказываем Алексею про известных жителей Землянска: «А вот вы знаете, что здесь родился отец непобежденного чемпиона мира по шахматам Александра Алехина и сказочница Куприяниха?»
— Слышу впервые, зато знаю, что мой дед здесь жил!
В продолжение темы Алексей вспомнил историю, которую ему рассказывал дедушка. Как-то отправился он в Воронеж (а идти пешком ни много ни мало 45 километров!). По дороге его догнал мужичок на телеге, который предложил подвезти. Ехали они не спеша, а когда стемнело, вокруг завыли волки и стали кружить вокруг лошади с телегой. Страшно было не только перепуганному животному, но и мужикам.
— И знаете, что их тогда спасало? — готовит нас к финалу истории Алексей. — А вот она же — солома! Зажигали и бросали в волков.
Такой вот исторический круговорот соломы.
Р.S. Чтобы сделать парочку колоритных снимков наш фотограф Кирилл Усольцев попросил хозяина дома попозировать с тюком соломы на плечах, да еще и с книжкой в руке. В подсобке на стройплощадке нашлась брошюрка по фен-шую. «Энергии не должно быть много, — прочитал Алексей со случайно открытой страницы. — Это правильно, а вообще весь этот фен-шуй — ерунда. Главное, чтобы дом был хороший».
Фото Аркадия ЧУДАКОВА (в процессе строительства) и Кирилла УСОЛЬЦЕВА.
Читать все комментарии