Воронежский школьник пытается спасти пенсионерку-бомжа
Девятиклассник разыскал героиню одной из давних историй, опубликованных в «МОЁ!»
В 2010 году «МОЁ!» рассказывала про Зинаиду Ключанцеву, пенсионерку с так называемым с синдромом Плюшкина». Женщина попала на страницы газеты в связи с тем, что оказалась на улице по вине, как она утверждала, соседа по коммунальной квартире. По словам Зинаиды Михайловны, он выгнал её на улицу за то, что пенсионерка приносила в дом разные вещи.
Сперва, как рассказывал в 2010 году сосед старушки по коммунальной квартире Сергей Ольшанский, она приносила найденные на свалках вещи к себе в комнату. Но со временем мусора стало так много, что дверь в помещение перестала открываться, и женщина начала оставлять «добро» на общей кухне. После того как соседи потребовали у Зинаиды Михайловны убрать вещи из мест общего пользования, она перенесла их в подвал, где и осталась жить. Управляющая компания, затеявшая ремонт труб в подвале, выдворила оттуда женщину и вывезла вещи, собранные старушкой. Мусора, по словам Сергея Ольшанского, набралось на две «ГАЗели». Сама пенсионерка переехала жить на улицу, хотя, как утверждает сосед, ключи от квартиры у неё никто не отбирал.
В 2010 году история получила настолько широкий общественный резонанс, что героиню сюжета пригласил на передачу «Пусть говорят» знаменитый шоумен Андрей Малахов. Зинаида Ключанцева вместе с местным почтальоном Валентиной Донцевой, взявшей над ней шефство, побывала на Первом канале и поведала свою историю широкой общественности.
В том, как изменилась жизнь Зинаиды Ключанцевой за прошедшие 4 года, журналисты «МОЁ!» недавно узнали от воронежского школьника по имени Азиз. Он позвонил в редакцию и рассказал, что разыскал женщину после того, как посмотрел в Интернете старую передачу «Пусть говорят», героиней которой была воронежская пенсионерка.
— Я узнал адрес, где жила Зинаида Ключанцева, нашел номер телефона соседки, у нее узнал телефон почтальона Валентины Донцевой. Звонил ей неделю, потом наконец дозвонился, узнал о судьбе бабушки и ужаснулся.
Девятиклассник эмоционально поведал нам, что Зинаида Михайловна до сих пор живёт на улице, среди гаражей, а по ночам иногда приходит спать на остановочный павильон по улице Волгоградской. За ней ухаживает только почтальон Валентина Донцева.
О мотивах, побудивших его найти старушку, Азиз рассказал, что в Азербайджане, откуда он родом, к старикам относятся с большим почтением, чем здесь. Там все понимают, что сами когда-то постареют и им тоже потребуется чьё-то внимание и уход.
Мы встретились с Азизом и Валентиной Донцевой у остановки «Волгоградская», а оттуда пошли к гаражам, между которыми живёт сегодня Зинаида Михайловна вместе с рыжей дворнягой. Пенсионерка вышла навстречу журналистам, таща за собой повозку, нагруженную коробками с чем-то жутко пахнущим.
— Ничего не изменилось за 4 года, только ещё хуже стало, — рассказала бабушка. — Зимой буквально жила возле киоска с выпечкой. Там девочки и чай мне давали, и покушать. Не замерзла зимой потому, что собаки меня грели. Они сами меня нашли. Одна ложилась справа, другая слева, а ещё одна сверху. Потом двух собак кто-то отравил, осталась одна Лиса, — пожилая женщина прижала к себе собаку, пристроившуюся рядом на скамейке.
Зинаида Михайловна рассказала, что хочет вернуться в свою комнату, но боится. По ее словам, сосед по коммуналке сменил все замки, поэтому она не может попасть внутрь.
Сергея Ольшанского, которого старушка обвиняет в своих бедах, мы навестили у него дома на следующий день. Мы увидели узенький коридор коммуналки, ведущий на маленькую опрятную кухню, и две комнаты. В одной живёт семья Сергея, а вторая, принадлежащая Зинаиде Ключанцевой, заперта на висячий замок. Туда уже давно никто не заглядывал.
По словам Сергея, его не раз навещали и журналисты, и полицейские с вопросами о том, почему он не пускает домой бабушку.
— После того как в 2010 году СМИ рассказали про соседку с синдромом Плюшкина, «добрые люди» пытались её вселить обратно в комнату. Но женщина отказалась открывать дверь, села в коридоре, посидела, потом ушла. Пару лет назад ещё приходил полицейский, он смог приоткрыть дверь сантиметров на 10. Больше не открылось, поскольку внутри всё завалено каким-то хламом. Убрать это всё я не имею права, поскольку комната — её частная собственность.
В подтверждение того, что у женщины есть ключи от квартиры, Сергей предъявил расписку от Зинаиды Михайловны, датированную 2012 годом, где она писала, что получила 2 ключа от входной двери, а семья Ольшанского — 3. Сергей также подчеркнул, что не препятствовал и не собирается препятствовать появлению соседки по коммуналке в её комнате.
Начальник центра социального обслуживания населения Левобережного района «Жемчужина» Ольга КРУГОВА подтвердила, что социальные работники пытались вселить женщину в её комнату в 2012 году, но у них ничего не вышло. Сосед этому не препятствовал, но Зинаида Михайловна отказалась даже открыть дверь в свою комнату.
— К Зинаиде Михайловне была единственная просьба — не нести мусор в общественное пространство коммунальной квартиры. О том, чтобы выгнать её на улицу, речи никогда не шло.
Практикующий психолог Владимир Бычков рассказал, что жажда к накопительству,или синдром Плюшкина, — не такое уж редкое явление. Он встречается у людей, которые долгое время были чего-то лишены в жизни. Все проблемы — из-за неудовлетворённых внутренних конфликтов, которые люди пытаются удовлетворить посредством вещей. Возможно, женщина, долгое время была лишена чего-то: еды, комфортных условий проживания, социальных гарантий. После войны такой синдром был весьма распространён. Люди запасали еду, вещи и т. д. на чёрный день.
Азиз не намерен бросать дело на половине и готов освободить бабушкину комнату от мусора, чтобы старушка могла туда заселиться. Главное — получить согласие Зинаиды Михайловны, а это непросто, потому что с вещами она расставаться не хочет.
— Когда Зинаида Михайловна поселится в комнату, я готов навещать её, разговаривать, приносить продукты. Мне ничего не надо, я делаю нормальное человеческое дело.
Читать все комментарии