В водохранилище у лебедей, едва не погибших прошлым летом, появились птенцы
Жители Масловки опасаются за их судьбу из-за проблем с экологией
В масловском затоне в верховье Воронежского водохранилища в семье лебедей недавно случилось пополнение. Целых девять птенцов. Житель Масловки Николай Кучин каждый день с батоном ходит навестить своих подопечных. Выплывает к ним в затон в заросли камышей на старенькой самодельной деревянной лодке. Второй год он помогает выжить птицам в этом водоеме, где есть серьёзные экологические проблемы.
Напомним, что в конце прошлого года затон покрылся слоем гниющей органики. Запах стоял такой, что слезились глаза. Чиновники поясняли тогда, что причиной бедствия стала жара и дожди, из-за чего произошла вспышка роста водорослей. Они-то и начали гнить. В вонючей жиже гибли рыба и птицы. Но местные жители считают, что причиной катастрофы были промышленные и канализационные сбросы.
Жизнь лебедей в те месяцы находилась под угрозой. Водные растения, которыми они питаются, сгнили. В прошлом году у пары лебедей было 7 птенцов. И выжили они только благодаря стараниям Николая. Каждый день он скармливал им по пять-семь батонов. К зиме птицы улетели.
Макс и Машка, так Николай зовет лебедей, со своим прошлогодним выводком вернулись ранней весной. Родители обосновались на старом месте, а дети на выходе из затона в водохранилище. Макс, как рассказывает Николай, помня печальный опыт прошлого года, когда уровень воды в водохранилище то поднимался, то опускался, построил гнездо на полтора метра выше уровня воды, чтобы его не затопило.
— И видите, как хорошо всё получилось, — восторгается Николай. — В прошлом году нам говорили, что семь птенцов — это уже много для лебедей, а тут девять получилось. Надо президенту звонить и сообщать, что у нас в Воронеже есть новая многодетная семья. Пусть жильё дают.
Николай мог бы написать целую книгу о жизни лебедей. Он во всех подробностях рассказывает, как самка учит птенцов прятаться в заросли камыша, изображая из себя врага и имитируя атаку на своих детей. Рассказывает, как самец охраняет сою семью. Макс, хоть и знает Николая уже второй год, но следит за каждым его жестом. Одно резкое движение и лебедь шипит, расправляет крылья, закрывая им детей. Но вот с тем самым жильём, про которое шутит Николай, могут быть проблемы.
— Растут птенцы сейчас хорошо. Еды в затоне хватает, — говорит хранитель лебедей. — Скармливаю им сейчас один батон в качестве лакомства. — Но вот если дожди пойдут, то может получиться как в прошлом году. Всё сгниёт, затон станет непригодным для жизни, а питаться придется только моим хлебом.
Бороться за жизнь птиц, если затон опять загниёт, Николай готов и в этом
году. Несмотря на то что это бьёт по семейному бюджету. Зараз такая стая
лебедей, а к концу лета птенцы станут размером с родителей, съедает батонов на
250 - 300 рублей. По мнению местных жителей, экологическое бедствие в затоне как
в прошлом году, скорее всего, повторится.
Осенью прошлого год после
катастрофы были проведены работы по расчистке старого русла реки Тавровка,
которая впадает в затон. Но люди удивляются, зачем было расчищать старое, давно
пересохшее русло вместо того, чтобы углубить и расчистить действующее. Они
считают, что русло расчистили для сбросов канализационных вод с расположенных
поблизости заводов. В этом, скорее всего, есть доля правды — образовавшаяся
траншея тянется по полю как раз в сторону заводов и их очистных сооружений. В
поселке Зареченский, который расположен на берегу реки, только недавно начали
приводить в порядок канализацию. Напомним, что она была напрямую выведена в
реку. Затон перегораживает дамба с пешеходным мостом. Она мешает току воды. И
она осталась на месте.
В прошлом году читатели газеты, узнав из нашей публикации про лебедей, живучих в гниющем затоне, звонили редакцию и предлагали оказать Николаю помощь — привезти батоны или перечислить средства на их покупку. Если и в этом году затон загниет и из-за этого лебеди останутся без еды, помощь будет нелишней.
Читать все комментарии