Создатель первого в мире мобильного телефона: «Первые «мобильники» в Воронеже были у водителей цементовозов»

Один из старожилов ВНИИС Владимир Кузьмин рассказал «МОЁ!», как Воронеж стал родиной мобильной связи и почему СССР уступил «сотовую гонку» Западу

18.06.2014 15:34
0 16933
На фото Владимир Кузьмин

– Если бы вы жили в США, вы бы были миллионером? — спросили мы у Владимира Кузьмина, вот уже на протяжении полувека работающего в НИИ Связи (ныне концерн «Созвездие»).

– Кто знает? — с улыбкой пожал плечами Владимир Михайлович. — Может, и был бы. Я об этом никогда не задумывался. И никогда туда не стремился. Мой дом — здесь, в Воронеже.

Мы сидели с Владимиром Михайловичем в скверике рядом с Театром оперы и балета. Вокруг сновали прохожие. Многие болтали по сотовому. И никому из них и в голову не приходило, что этот пожилой мужчина — один из создателей первого в мире мобильного телефона!


Как в Японии, даже лучше

Владимиру Михайловичу Кузьмину 79 лет. Почти всю свою жизнь он посвятил разработкам в области связи. В начале 60-х трудился над созданием легендарной танковой радиостанции Р-123 «Магнолия», использующейся по сей день. А с 1965-го стал работать над знаменитой системой «Алтай», которую принято считать первой в мире системой полностью автоматической мобильной связи.

Работа над «Алтаем» началась в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС) в конце 1950-х. Всего разработки велись в 4-х предприятиях (ещё 1 — в Москве, 2 — в Ленинграде), но основной объём работ выполнял ВНИИС. А всё началось с того, что в середине 1950-х высокая правительственная делегация СССР побывала с визитом в Японии и увидела, как там чиновники имеют связь с правительством прямо из автомобилей. «Почему такого нет у нас?» — задались вопросом в Кремле. Как оказалось позже, в Японии использовалась простая система диспетчерской связи, когда один абонент соединялся с другим при помощи оператора (диспетчера). То, что создали в СССР, стало полноценной мобильной телефонией.


Мобильник, который нужно возить в багажнике

Систему «Алтай» запустили в опытную эксплуатацию Москве в 1963 году. Аналогичную систему IMTS в США запустили на год позже. Правда, первый советский «мобильник» «Алтай-АС-1», прямо скажем, был мало похож на современные телефонные гаджеты. Он представлял собой два увесистых «чемодана» — приёмопередатчика с блоком питания (их устанавливали в багажнике автомобиля) и пульта управления с телефонной трубкой (в кабине). Понятное дело, гулять пешком с такой «мобилой» можно было минимум вдвоём, да и то, прихватив с собой ещё один чемодан — для аккумулятора (собственных батарей у «Алтая-1» не было). Но в представлении жителей 1960-х и телефон в автомобиле был фантастикой.

Принцип связи был таков: город обслуживала одна базовая станция. Оборудование устанавливалось, как правило, на одном из самых высоких зданий в городе. В зависимости от высоты, рельефа и этажности застройки, устойчивый сигнал в городе мог быть в радиусе до 50 — 60 км, а кое-где и до 100 км вокруг базовой станции. В этом радиусе и можно было звонить, причём как с «Алтая» на «Алтай», так и на городские номера АТС, и даже по межгороду и за рубеж.

– Один из первых установленных в Москве абонентских «Алтаев» был украден, — вспоминает Владимир Кузьмин. — Водитель вышел перекусить на 15 — 20 минут, а когда вернулся, машина была закрыта, а всё оборудование исчезло. Судя по тому, как быстро и чётко всё было сработано, мы сделали вывод, что это был иностранный промышленный шпионаж.

На фото: «Алтай» начала 1970-х годов


Как воронежский «Алтай» московскую Олимпиаду покорил

В 1967 — 1968 годах систему «Алтай» запустили и в Воронеже. Базовая станция располагалась на ул. 20 лет Октября, на здании напротив строительного института. Первоначально, кроме «Волг», «Чаек» и «ЗИЛов» высокопоставленных чиновников, «Алтаи» устанавливались в Воронеже на самосвалах и цементовозах. Как вспоминает Владимир Кузьмин, не все водители с энтузиазмом восприняли это новшество, так как теперь они были под постоянным контролем. Поэтому во ВНИИС стали привозить на ремонт аппараты в цементном растворе или со следами от удара кирпичом. После чего приборы стали устанавливать в металлических ящиках с замками.

В 1970-е «Алтай» постоянно модернизировался. Базовые станции становились мощнее, телефонные аппараты — компактнее. К московской Олимпиаде-1980 был модернизирован «Алтай-3М», главным конструктором которого был Владимир Кузьмин. Все прямые репортажи во время Игр-1980, в том числе и иностранными корреспондентами, велись по абонентским станциям системы «Алтай».


«Волемот», который не успел

А что же Запад, спросите вы? Пока в СССР модернизировали автомобильные телефоны, в США во всю шли разработки первых «носимых» мобильников. Первый задокументированный звонок по такому мобильнику DynaTAC весом около 1,15 кг его изобретатель Мартин Купер, сотрудник Motorola, совершил 3 апреля 1973 года, прогуливаясь по центру Манхеттена. Правда, в продаже такие аппараты появились лишь в 1984 году и стоили баснословные по тем временам 3 995 долларов. По словам Владимира Кузьмина, в то время мы вполне могли создать в Воронеже нечто подобное. Но таких задач руководство страны не ставило.

В начале 1980-х под руководством Владимира Михайловича, началась работа над созданием системы связи нового поколения «Волемот» (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь), который был практически полноценной сотовой связью (с множеством базовых станций — «сот» — с большим радиусом обслуживания). Однако финансирование проекта было нестабильным, разработки шли медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались. И к середине 1980-х годов прежнее лидерство СССР было безвозвратно утеряно.

– Почему нельзя было развить эту систему так же быстро, как за рубежом? — задаётся вопросом Владимир Кузьмин. — Наверное, потому, что всем желающим гражданам СССР в то время не то что мобильный, но и обычный телефон был не положен. Пользователями «Алтая» были в основном чиновники высокого уровня. Даже когда при Минсвязи СССР было создано специальное управление по развитию и эксплуатации «Алтая», там занимались не развитием системы, а разработкой таблицы ранга её пользователей. Чиновники высшего партийного звена допускались к автоматическим соединениям вплоть до международных, рангом пониже — к автоматическим междугородным соединениям, ещё ниже шли только городские соединения, потом выход в город только через диспетчера, а самая низкая градация — соединение только с абонентами «Алтая». О каком развитии могла идти речь!

Впрочем, Воронеж можно и нужно считать родиной мобильной связи. А в концерне «Созвездие», как многозначительно улыбаясь, заверил нас Владимир Кузьмин, и сейчас ведутся разработки, способные произвести революцию в системе связи. Однако это уже совсем другая история.