Как выбрать детскую книгу, которая не покалечит психику ребёнка
На полках воронежских книжных магазинов с детской литературой можно найти издания, которые вызывают как минимум недоумение
На полках воронежских книжных магазинов с детской литературой можно найти издания, которые вызывают как минимум недоумение
«Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский объяснил ещё в 1925 году. Надеялся, наверное, Владимир Владимирович, что потомки, ознакомившись с его творением, никогда не перепутают два этих понятия. Но, похоже, ошибся великий поэт — спустя почти 100 лет всё-таки перепутали. Во всяком случае, именно такое впечатление создалось у нас во время прогулки по книжным магазинам Воронежа.
Для нашего века потребления чтение по принципу «купил, прочитал, выбросил» стало нормой. Но если для взрослого читателя такой подход в принципе допустим, то для ребёнка он может стать проблемой. Ребёнок воспринимает книгу не как взрослый. Многое из того, что говорится и читается человеку в детстве, откладывается в его сознании и формирует мировоззрение. Поэтому при выборе книг для детей родители должны быть очень разборчивы. Понятно, что цены на качественные издания кусаются. Минимальная стоимость «приличных» детских сказок составляет порядка 500 рублей. Но подумайте, стоит ли экономить.
Как выяснили корреспонденты «МОЁ!», книжка за 500 и книжка за 50 рублей — это далеко не одно и то же. И это не только наше личное мнение. Мы пообщались с психологами и издателями, и они сошлись с нами во мнении, что некоторые современные книжки детям просто противопоказаны.
НЕВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ
О том, что иллюстрации в детских книгах очень важны, говорить, наверное, не стоит. Однако в некоторых детских изданиях картинки не просто некрасивые, а часто не соответствуют тому, что написано автором. Создаётся впечатление, что иллюстратор просто когда-то нарисовал на компьютере обезьянок, медвежат и лягушат, а теперь, чтобы не тратить времени, вставляет этих персонажей во все книги подряд. Для примера мы подобрали несколько иллюстраций.
Кому на этой иллюстрации хорошо, а кому плохо, не очень понятно. И, кажется, у Маяковского ничего не было ни про щенков с осоловелыми глазами, ни про лягушек с зонтиками.
Почему-то вместо мальчика, который «порвал книжицу и мячик», иллюстратор изобразил обезьяну. А порванные ею книги, судя по радостным улыбкам, вполне довольны своим новым состоянием.
А в этой книге про Колобка у волка настолько несчастное выражение лица, что его угроза: «Я тебя съем!» — вызывает не страх, а скорее жалость.
В «Краденом солнце» Корнея Чуковского медведь почему-то обнимает злодея крокодила, который съел солнце, и они оба этому радуются. Хотя в тексте рядом всё совсем не так. Кому верить?
Не спешите покупать ребёнку книжку, если…
- Её редактировал, иллюстрировал и верстал один человек (это можно узнать из выходных данных издания). Так считают специалисты по издательскому делу ВГУ, объясняя это тем, что один человек просто не в состоянии качественно изготовить книжное издание, поскольку это очень трудоёмкий процесс.
- В содержании книги затрагиваются сомнительные для ребёнка темы: смерть, физиологические подробности, о которых обычно не принято говорить, и тому подобные вещи. Психологи считают, что книги такой тематики детям можно читать с 4 — 6 лет, когда у них закладываются основы мировоззрения (правду жизни они всё-таки должны знать). Но только вместе с родителями.
- Иллюстрации в книге не соответствуют содержанию.
- Иллюстрации в книге слишком откровенны. Однако психолог Виктория РЯБОВА считает, что обнажённое тело в книге при определённых условиях всё-таки может быть приемлемым. Но иллюстрации по манере изображения должны быть приближены к произведению искусства (например, к картинам Рубенса). Такую книгу ребёнку тоже лучше изучать вместе с родителями, опять же в возрасте от 4 до 6 лет. В этом возрасте дети начинают интересоваться вопросами различия полов. И лучше, если это им объяснят родители.
- Если сомневаетесь, выбирайте классику, проверенную временем (то, что читали в детстве вам).
- Если книга новая и неизвестная, прочитайте её аннотацию, просмотрите первую, последнюю страницу и любую посередине (это даст представление о том, насколько хорошо написан текст и какие моральные выводы делает автор). Кстати, выбрать детскую книгу легко и совершенно бесплатно вам может помочь просветительский проект Arzamas, в котором работают литературные критики, журналисты и филологи.
- Ориентируйтесь на возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем меньше его интересует текст, а больше — картинки).
- Выбирайте издания качественные и по оформлению, и по содержанию.
В каком возрасте нужно учить ребёнка читать?
Психолог Виктория РЯБОВА:
— Учить ребёнка читать следует с 6 — 7 лет. В этот период он уже достаточно сформирован и получение этого навыка не будет вызывать у него стресс. А вообще, этот вопрос сугубо индивидуален. Всё зависит от развития вашего ребёнка. Главное здесь — не переусердствовать. Большая нагрузка в раннем возрасте может негативно сказаться на дальнейшей жизни. При этом родители должны начинать читать своим детям с рождения: сначала стихи, а позже сказки, что приобщит их к культуре чтения, а также благоприятно скажется на формировании их логического мышления.
Читать все комментарии