Велосипед: выбираем и готовим к сезону
На чём лучше не экономить. За что лучше не переплачивать.
Наряду с сезонами — дачным, шашлычным — стартовал и велосезон, который продлится месяцев пять. Подготовиться к нему читателям «Ё!» поможет веломастер с 40-летним стажем, мастер спорта Андрей БОРЩЁВ.
— Если свои авто люди обслуживают регулярно — меняют масло, доливают антифриз, меняют резину, — то к здоровью велосипеда относятся кое-как. Или цепь годами не смазывают, или оставляют зимовать под навесом. Именно такой, отнюдь не дешёвый «велоподснежник» доставили мне вчера на профилактику. Что я и намерен сделать с ним и что не помешает сделать всем хозяевам велосипедов перед началом сезона.
Техобслуживание и профилактика
1. Этот велосипед проверю на наличие люфтов, в первую очередь вилку, каретку, втулки колёс. Отрегулирую и смажу, если будет необходимость.
2. Покручу колеса, отыщу и исправлю «восьмёрки», чтобы обода не тёрлись о тормозные колодки. Зачем резину стирать и лишние усилия прилагать? Заодно, если это тормоза V-Brake, проверю тормозные колодки, отрегулирую.
3. Проверю переключатели передач и положение ручек тормозов. Они должны быть закреплены как бы в продолжение руки велосипедиста, иначе кисти быстро устанут, затекут.
4. Наверняка не помешает проверить на предмет потёртостей и смазать тормозные тросики внутри их защитных «рубашек».
5. В данном случае придётся промыть и смазать цепь. Промывать в бензине не рекомендую. Лучше в солярке. Это по силам сделать любому велосипедисту. Цепь для этого снимать не надо. Просто скидываем с передних и задних звёздочек, окунаем в ёмкость с соляркой и чистим зубной щёткой. После чего смазываем моторным маслом.
6. Проверю и задний блок передач. На этом велосипеде сточены лишь две звёздочки. Значит, используются чаще всего они. В таком случае возникает вопрос: зачем было брать такой навороченный и дорогой «вел», если пользуется человек из 14 передач всего тремя? Звёздочки сточены, но некритично. На пару-тройку сезонов хватит. А вот резины, скорее всего, хватит только до осени. Видимо, хозяин велосипеда привык резко тормозить задним колесом.
7. Обращу внимание заказчика на отсутствие сигнального фонарика впереди. Если светоотражатели на колёсах и под седлом присутствуют (они заметны с расстояния 30 метров, что при нынешних скоростях автомобилей убийственно мало), то переднего фонаря нет. А это очень эффективное средство безопасности. Его мигающий свет заметен уже со 150 — 300 метров. Такой же мигающий, активный фонарь лучше установить и под седлом. Он эффективнее обычного светоотражателя.
На что обратить внимание при выборе велосипеда
Самый ходовой «фасон» сегодня — городской велосипед горного типа. При выборе не стоит клевать на громкие названия — BMW, Porsche, Abibasи т. п. Как правило, такие велосипеды комплектуются самым дешёвым оборудованием. Но это сомнительная экономия.
Надо чётко определить задачи, под которые покупается двухколёсный друг. Если это недальние прогулки по лесу или городу, то вполне хватит и семи передач — семь звёздочек на заднем колесе и одна впереди. Это и удешевит покупку, и упростит обслуживание. Да и одна передача тоже подойдёт! Как на обычных советских велосипедах — с жёсткой рамой, с крыльями, чтобы грязь на спину не летела, с багажником.
Нужны ли амортизаторы? Сужу по своему опыту: нет. Задний вообще ни к чему, он только увеличивает вес и вопреки расхожему мнению не снижает нагрузку на спину. Его сайлент-блок располагается в раме и часто выходит из строя. Никто его состояние не отслеживает, не проводит профилактику. Меньше проблем с передним амортизатором. Но и без него можно обойтись. Лучший выбор — жёсткая рама, максимум с передним амортизатором. Ещё лучше — жёсткая вилка. Такой велосипед и стоит дешевле, и прослужит дольше.
Седло для коротких поездок можно выбрать пошире и помягче. Но если в планах проезжать по 30 — 50 км, то лучше установить жёсткое седло. На таких расстояниях «набивается» промежность, боль уже не чувствуется. Тем более что помогают и велотрусы «с памперсами».
Тормоза. Проще и надёжнее типа V-Brake. Колодки меняются раз в год. Дисковые тормоза надёжны, но ремонт, замена — дело хлопотное. Очень много видов, размеров. Живут при активной эксплуатации два-три года.
В дорогу берём насос, запасную камеру, монтажку для ремонта и ключ на 15, если колёса без эксцентриков, на гайках. Набор ключей (мультитул). Спицевой ключ. Однако грандиозного ремонта на дороге затевать не стоит. Максимум — замена камеры. Набили «восьмёрку» — просто отстегните тормоза, если у вас V-брейки, и аккуратно докатитесь до дома. Для дисковых тормозов «восьмёрка» неопасна. Велобачок для воды. Тут главное — чтобы он был изготовлен из пищевой пластмассы. Вставляется он в держак, который крепится на руле либо к раме. Алюминиевый держак лучше пластмассового.
Очень важна посадка велосипедиста. Влияет она на всё — на спину, на суставы, на кисти и плечи. Как понять, что она правильная? Садимся на велосипед прямо. Руки кладём на руль, прихватываем ручки тормозов. Носками ног достаём до земли. Проверяем: пятки распрямлённых ног поочерёдно ставим на педали. Регулируем седло — выше/ниже. Добиваемся нужного результата. Теперь садимся в седло и кладём руки на руль, прихватываем ручки тормозов. Не надо тянуться за рулём, повисать на руках. Эта часть посадки регулируется длиной выноса руля. В идеале вы должны чувствовать, что вес вашего тела комфортно распределён между седлом и рулём. Ручки тормозов должны быть как бы продолжением ваших рук, чтобы не было «переломов» в кистях. Иначе они будут затекать, уставать.
И главное — будьте осторожны и предсказуемы на дорогах.
Беседовал Лев КОМОВ,
кандидат в мастера по велоспорту.
Читать все комментарии