«У нас бьют, душат и бросают»
Восьмикратный чемпион мира по джиу-джитсу Дмитрий Бешенец рассказал о специфике своего вида спорта и о том, как стать чемпионом
В начале ноября воронежский мастер джиу-джитсу 41-летний Дмитрий Бешенец стал чемпионом мира в восьмой раз, это произошло в Таиланде. Дмитрий с 2006 года входит в состав национальной сборной, а ещё он десятикратный чемпион Европы, победитель нескольких десятков крупных международных соревнований. А если он начнёт перечислять все свои титулы, начиная от областных и заканчивая мировыми, это займёт не меньше пары минут. С 2003 года Дмитрий тренирует ребят, многие из которых стали мастерами спорта. Одним словом — человек-легенда. Корреспонденты «МОЁ!» пообщались с ним во время одной из тренировок.
«Будет чемпионом!»
— Я родился в селе Нижний Мамон-2 Верхнемамонского района. Для деревенского парня самое реальное — лёгкая атлетика и кикбоксинг. «Груша» в спортзале, перчатки, спарринги — и понеслось. Мой папа работал в милиции, в молодости занимался лёгкой атлетикой и кикбоксингом, ну и я пошёл по его стопам. В своей возрастной группе по кикбоксингу до 16 лет я даже побеждал на первенстве области, — рассказывает звезда мирового джиу-джитсу, заслуженный мастер спорта России Дмитрий Бешенец.
— Как кикбоксинг трансформировался для тебя в другой вид единоборств?
— Когда я приехал в Воронеж после школы, мой отец в 2001 году отвёл меня на «Динамо». Там встретился с известными тренерами Сергеем Уваровым и Иваном Долбилиным. Отец так и сказал: «Сын хочет стать чемпионом», на что Иван Митрофанович ответил: «Обязательно будет!» С тех пор все 24 года Иван Митрофанович является моим тренером. В Воронеже я поступил в пединститут на естественно-географический факультет, но всерьёз начал заниматься дзюдо у Долбилина и понял, что спорт и тренерская работа — это моё.
Иван Митрофанович как-то узнал, что будет проводиться чемпионат области по джиу-джитсу. Я спросил: «А что это такое?» Он рассказал, что там можно бить и бросать. Я сказал, что бить умею, ну а бросать тренер меня уже научил. И буквально на пустом месте я выиграл областные соревнования, потом поехал на всероссийский турнир в Санкт-Петербург. Там тоже выиграл, не занимаясь целенаправленно этим видом единоборств, — сказался опыт и симбиоз кикбоксинга и дзюдо.
справка ё!
Джиу-джитсу — боевое искусство самураев
Джиу-джитсу (дзюдзюцу) — японское боевое искусство, комплексная система ближнего боя. Включает броски, удары, захваты, болевые и удушающие приёмы.
Основной принцип — не идти на прямое противостояние, чтобы победить, не сопротивляться, а уступать натиску противника, направляя его действия в нужную сторону, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обратить силу и действия врага против него самого.
Джиу-джитсу возникло в Японии в XVII веке как система самозащиты, разработанная самураями для борьбы в условиях, когда оружие было недоступно.
«Даже в шахматах ты потеешь»
— Что физически тяжелее из этих трёх видов единоборств?
— В кикбоксинге — только удары, в дзюдо — борьба, а джиу-джитсу — ты и бьёшь, и борешься. Пота везде проливается поровну, в любом виде спорта, если ты честно работаешь. Даже в шахматах ты сидишь, потеешь и думаешь над ходом. В спорте нет ничего лёгкого. Если ты профессионал, то ты вкладываешь в него 24/7 всего себя. А джиу-джитсу — это своеобразные шахматы, вы должны и бить правильно, и комбинировать, и атаковать, и контратаковать. В дзюдо почти то же самое — атака, контратака и в захвате, и без него. Ты можешь быть сильнее соперника, но у него опыта вагон, и ты ему проиграешь. Благодаря этому опыту я выиграл свой восьмой чемпионат мира в Таиланде. В финальной встрече казах Абу-Бакир Жанибек был на голову сильнее меня, я проигрывал ему всю встречу, за 37 секунд до конца поединка уступал 10 баллов... Но есть определённые правила соревнований, которые я знаю лучше, чем он, знаю, как спровоцировать соперника на наказание, что и произошло. Соперник повёлся на это и проиграл мне.
— Этот чемпионат был самым тяжёлым?
— Нет, мне всё удавалось, но я устал психологически от подготовки к нему — я выступаю в весовой категории 69 кг. По ходу сезона бывает вешу и 74, и 75 кг. Но ближе к соревнованиям я сгоняю вес в бане, при помощи бега, частых тренировок, уменьшения калорий в еде. Я два года не выступал на международной арене и больше половины своих соперников не знал раньше по личным встречам. А в августе 2025 года меня не допустили на Всемирные Игры в Китае.
— Почему?
— Из-за того, что я гражданин России и люблю свою страну. Из международной федерации пришла бумага с просьбой объяснить, почему я выступал за общество «Динамо», почему у меня много фотографий с людьми в военной форме. Я ответил: потому что Воронеж — это родина ВДВ, у меня много друзей-военных. Эти ответы не устроили организаторов, и меня не допустили к соревнованиям. В принципе докопаться могут до любого и по любому поводу — рисунку на футболке, российскому гражданству, фото в соцсетях. А на соревнованиях отношение к спортсменам из России нормальное, какое было и раньше. Меня, например, сейчас пригласили вести семинар в Италию, но непросто получить визу, как получится — сразу приеду туда. Такие семинары раньше я уже проводил в Италии, Греции.
«Бьюсь с каждым из соперников моих мальчишек»
— Бешенец-тренер и Бешенец-спортсмен — это один человек?
— Я тренирую ребят с 2003 года, и, когда они выступают, я переживаю гораздо больше, чем когда выступаю сам. Вместе с ними я целый день во время соревнований мысленно бьюсь с каждым соперником моих ребят. У Артёма было четыре встречи, я все их пропустил через себя, у меня было шесть ребят — и все 24 поединка за соревновательный день я словно бы провёл сам рядом с ними и к концу дня сам был как выжатый лимон. Когда сам бился, провёл те же четыре встречи и сидел отдыхал. А со своими ребятами все их поединки становятся моими!
— Многие тренеры из сложных физически видов спорта говорили мне о том, что в последние годы им зачастую неоткуда выбирать мальчишек в свои секции — все силы ребят ушли в гаджеты и соцсети. Вы чувствуете что-то подобное?
— Конечно, мои первые ученики в начале моей тренерской карьеры, когда приходили в секцию, были на 20 — 25% сильнее тех, кто приходит сегодня. Приходится на их подготовку тратить больше времени, текучка стала больше. Даёшь нагрузку, многие не выдерживают её, родителям порой не нравятся наши тренировки, они уводят ребят из нашего вида спорта. Здесь кроме красивого белого кимоно есть и другое — тут и бьют, и душат, и бросают, и делают болевые приёмы. Но мужчина должен уметь защитить не только себя, но и тех, кто рядом с ним. По-другому не бывает!
На тренировках мальчишка сто раз упал, сто раз встал и пошёл дальше, и в жизни он должен встать и пойти дальше, если он упал. Думаю, я воспитал человек 15 тех, кто сегодня уже сам неплохо тренирует.
Комментарии (1)