Проезд в воронежских такси может подорожать

Почему один из крупнейших российских агрегаторов такси «рекомендует» водителям становиться самозанятыми...

11.05.2024 17:15
МОЁ! Online
21

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Проезд в воронежских такси может подорожать

Ростом цен во всех сферах жизни россиян сегодня не удивишь. Часто производители того или иного товара или поставщики отдельных услуг даже не удосуживаются объяснять потребителям причины этого. Банальное «подорожали энергоносители» — формула, во многом универсальная, но не всё объясняющая. Вот, например, разговоры о подорожании услуг такси в последние годы ведутся регулярно. И действительно, тарифы потихоньку ползут вверх, но пока неустрашающими темпами.
 

Однако уже примерно полмесяца ходят разговоры, что один из крупнейших российских агрегаторов — «Яндекс. Такси», занимающий примерно половину рынка, меняет правила игры и вынуждает водителей, сотрудничающих с ним, переходить в разряд самозанятых. Это может привести к скачку цен на поездки. В происходящем разбирался корреспондент «МОЁ!».

Может, договоримся?

Фото: Зинченко Александр

Сегодня в России официально насчитывается порядка 600 тысяч таксистов. Существует и нелегальный сегмент, который хотя и оценивается в среднем в 15 - 20%, в ряде регионов может занимать до половины рынка. Но главное — около 70% легального рынка в России занимают агрегаторы, в том числе «Яндекс.Такси».

По информации от собственного источника, в Воронежской области официально работает порядка 4 — 6 тысяч машин такси плюс 1,5 — 2 тысячи нелегальных авто.

В региональном министерстве промышленности и транспорта на запрос «МОЁ!» сообщили, что в области сегодня насчитывается 219 перевозчиков легкового такси. Из них — 42 юридических лица, 153 индивидуальных предпринимателя, 24 самозанятых водителя.

Добавим, что федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ...», вступивший в силу 1 сентября прошлого года,  и есть главный документ, регламентирующий деятельность такси в России. Сегодня таксист — это либо самозанятый, либо индивидуальный предприниматель, либо работает по договору с таксопарком.

Централизованный и цивилизованный?

Вот что рассказал корреспонденту «МОЁ!» Семён, имеющий прямое отношение к работе в такси, о процессах, происходящих сегодня в системе одного из крупнейших агрегаторов России:

— Я сейчас живу в Москве, но до сих пор числюсь в одном из воронежских таксопарков. Его владелец недавно рассказал мне, что «Яндекс. Такси» настойчиво рекомендует всем водителям оформлять статус самозанятых. На несогласных у агрегатора есть рычаги давления: ограничение доступа к заказам, увеличение комиссии, штрафы… При переходе в разряд самозанятых водители, по идее, в заработках не теряют, а сама система становится более прозрачной. Раньше большинство парков сидело на различных электронных кошельках, то есть налицо были признаки теневого рынка. А сейчас бизнес становится более централизованным и цивилизованным. Добавлю, что «водилы»-частники вряд ли смогут работать вне крупных агрегаторов такси: стоять на остановках у вокзалов и аэропортов — это вчерашний день. У агрегаторов заказы есть всегда, а если ты стоишь сам по себе полдня у вокзала, то не факт, что найдёшь клиента.

Фото: Зинченко Александр

Корреспондент «МОЁ!» попросил прокомментировать головной офис «Яндекс. Такси», правда ли то, что агрегатор инициирует переход водителей в разряд самозанятых. Вот какой комментарий мы получили:

«По закону № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации...» с 1 сентября 2023 года самозанятые могут напрямую сотрудничать с агрегаторами. Чтобы стать водителем такси, самозанятому нужно получить разрешение перевозчика, внести свой автомобиль в региональный реестр такси или взять подходящий в таксопарке и заключить договор с агрегатором. 

Также самозанятый водитель может заключить договор не напрямую с агрегатором, а с таксопарком. Так водитель получает статус паркового самозанятого, который тоже соответствует требованиям законодательства... Помимо самозанятых, в такси могут быть водители в статусе ИП или трудоустроенные в таксопарке».

Государство уходит...

Очевидно, что мы спрашивали условно «про Манчестер», а ответили нам — «про Ливерпуль»: даже намёка на инициацию агрегатора перехода водителей в разряд самозанятых в этом комментарии нет, что наводит на мысль о «неофициальном» характере таких рекомендаций. Но зачем это всё?

— Сейчас во всех сферах экономики государство старается увеличивать число самозанятых. Это касается не только таксистов — власть хочет, чтобы люди платили больше налогов, — считает наш эксперт, экс-руководитель УФАС по Воронежской области Владимир Рохмистров. ­— Возможно, эта политика агрегатора такси согласована с властями для пополнения налогооблагаемой базы — государство везде ищет резервы. С другой стороны, это может быть борьба с мигрантами, большинство из которых работает как самозанятые, и теперь наметилась тенденция выдавливания их с рынка. Если государство максимально выведет этот бизнес из тени, то тарифы на такси обязательно вырастут. Те, кто не захочет становиться самозанятыми, будут вынуждены уйти. Предложений на рынке станет меньше, а значит, взлетят цены. А потребитель при этом проиграет.

Выражение «Вам с шашечками или ехать», смысл которого в том, что клиенту предлагается выбор — платить агрегатору, обеспечивающему все необходимые требования закона (документацию, проверенного водителя, пройденный техосмотр автомобиля) или ехать на полуаварийном рыдване со «вчерашним» запашком от небритого «водилы», — актуально всегда. И может быть, перевод большинства водителей в самозанятые как-то решит эту проблему?

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

«Это шаг в сторону безответственности перед пассажирами»

Воронежский адвокат Алексей ГОНЧАРЕНКО:

— В советские времена в стране были таксопарки со своими автомобилями и нанятыми водителями. Клиент мог не переживать, прошёл ли автомобиль техосмотр, а таксопарк отвечал за безопасность пассажира. Но сегодня у самозанятого водителя нет трудовых отношений с какой-либо организацией. Если он совершает ДТП, то сам за него и отвечает. Потому что формально услугу пассажиру оказывает не условный агрегатор или таксопарк, а самозанятый водитель. Агрегатор лишь делится с ним заказами, а сам при этом не несёт никакой ответственности перед пассажирами.

Государство самоустранилось от регулирования этой сферы бизнеса. Массовый перевод агрегаторами водителей в разряд самозанятых — это шаг в сторону безответственности, а значит, наплевательского отношения не только к пассажирам такси, но и другим участникам дорожного движения. Кто-то называет это «демократизацией» перевозок, но, на мой взгляд, в данном случае это переводится как «бесконтрольность».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и YouTube.