Вырастет ли стоимость проезда в Воронеже?

У перевозчиков появился шанс купить новые автобусы. Пока это планируется сделать за счёт пассажиров

22.05.2024 08:01
62 20152
архив «МОЁ!»

Десять автобусов малого класса («ГАЗель») и два автобуса среднего класса (ПАЗ) купили частные перевозчики Воронежа в 2023 году. Это цифра из ежегодного отчёта мэра Вадима Кстенина перед городской Думой. Если её расшифровать, то окажется, что в миллионном городе, где списочная численность автобусов больше 1 200 единиц, за год обновили лишь одну сотую часть подвижного состава. Это абсолютный антирекорд. Даже в сравнении с девяностыми годами прошлого века. Именно поэтому пассажиры заметили, что общественный транспорт в последние два года стал работать хуже, а выходящие на линии автобусы резко постарели.

О том, что проблемы в работе транспорта будут нарастать, «МОЁ!» предупредила читателей в сентябре 2022 года. Что же сейчас происходит с пассажирскими перевозками и что нас ждёт дальше? Эти вопросы мы адресовали руководителю управления транспорта администрации города Максиму ЗАХАРОВУ.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ

С транспортом случились… санкции

Кто-то из вас, дорогие читатели, наверняка считает, что санкционные меры в отношении нашей страны стали удобным предлогом для оправдания всех неурядиц. Однако в случае с транспортом санкции действительно работают.

Самый российский из всех автобусов большого класса — ЛиАЗ — содержит в себе лишь 30% отечественных деталей и комплектующих. Остальные 70% импортные. Вместо европейских двигателей и коробок передач производитель теперь использует китайские. А необходимые детали из Европы сейчас поставляются через третьи страны, то есть с большой наценкой.

Всё это, а также падение курса рубля привело к тому, что автобусы малого класса, которые в начале 2022 года стоили около 2 миллионов рублей, сейчас стоят 5 — 6 миллионов. Автобусы большого класса весной 2022 года подорожали с 10 миллионов до 20 миллионов. Затем случился отскок цены вниз, но не до прежних значений, а до 17 — 18 миллионов. Мы проверили эти цифры, которые привёл Максим Захаров. Увы, всё так.

На смену новым автобусам приходят старые

Термин «отрицательный рост», использованный кем-то из чиновников, стал мемом. Происходящее с воронежским транспортом по аналогии можно назвать «обратным обновлением подвижного состава».

С 2022 года воронежские перевозчики как минимум перестали планировать покупку новых автобусов. А некоторые транспортные компании продали новые низкопольные «ГАЗели» и «ПАЗики», которые купили в 2020 — 2021 годах. В то время, если вы помните, городские власти планировали, что к концу 2024 года все автобусы в столице Черноземья будут приспособлены для перевозки маломобильных пассажиров.

На смену проданным автобусам пришли устаревшие модели «ГАЗелей», «Фордов» и «Пежо». Даже цельнометаллические, от которых городские власти ранее собирались отказаться по причине их травмоопасности.

Более того, теперь это автобусы, которые в основном принадлежат не перевозчикам, а самим водителям. Соответственно, повысилась вероятность того, что автобус не выйдет на маршрут из-за поломки или изменения планов водителя. С весны 2022 года до весны 2024-го в Воронеже таким образом «обратно обновились» 176 автобусов…

Почти половина автобусов будет старше положенного

В марте 2013 года воронежская городская Дума своим решением 1095-III утвердила положение об организации транспортного обслуживания населения. В 2016-м в положение внесли более жёсткое условие: «Срок эксплуатации транспортных средств для привлечённого транспорта должен составлять: для автобусов малого класса — не более 7 лет, для автобусов среднего класса — не более 9 лет, для автобусов большого класса — не более 20 лет». А с 2025 года срок эксплуатации сократится: для автобусов малого класса — с 7 до 5 лет, автобусов среднего класса — с 9 до 7 лет, автобусов большого класса — с 20 до 10 лет.

В итоге, как рассказал нам руководитель управления транспорта, если сейчас из 1 200 автобусов Воронежа требованиям к возрасту не соответствуют 128, то со следующего года старше положенного будет уже 541 автобус. Конечно же, массово выводить автобусы из эксплуатации никто не собирается, так как это невозможно.

Свет в конце тоннеля будет...

Как стало ясно из нашей беседы, по сравнению с ситуацией 2022 года поводы для оптимизма сейчас всё же есть. Главный повод — проект «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) по приобретению подвижного состава в лизинг по льготной ставке.

Суть проекта в том, что ГТЛК покупает автобусы большого и среднего класса у производителей за счёт средств Фонда национального благосостояния России и за счёт собственных средств. А затем предоставляет эти автобусы перевозчикам. Автобус предоставляется при нулевом авансе, но затем в течение 7 лет эксплуатации перевозчик должен его выкупить. Естественно, с переплатой. Но не по рыночной ставке в 20% годовых, а по льготной ставке в 6,8% годовых.

На таких условиях воронежские перевозчики, как рассказал Максим Захаров, готовы купить 350 автобусов, в том числе 53 автобуса большого класса. Некоторые перевозчики уже заключили договоры с ГТЛК и ждут поступления автобусов нынешним летом. То есть с осени состояние транспорта должно начать улучшаться (пока будем осторожны в формулировках).

...но за счёт пассажиров?

И здесь мы подходим к главному. Так как городской бюджет в Воронеже не субсидирует работу общественного транспорта, то за эти покупки, пусть и по льготной ставке, заплатим мы, пассажиры.

22 апреля состоялось заседание совета городской Думы, которое было посвящено как раз состоянию транспорта.

— На данный момент со стороны управления транспорта нет чёткого решения: либо муниципалитету частично софинансировать затраты перевозчиков, либо ввести брутто-контракты, — заявил председатель постоянной комиссии Думы по развитию транспорта и объектов транспортной инфраструктуры и одновременно один из крупнейших перевозчиков Воронежа Дмитрий КРУТСКИХ. — Мы будем готовить план мероприятий с учётом финансирования на текущий и следующий год. Будем совместно решать эти проблемы, чтобы жителям Воронежа было комфортно передвигаться по городу на общественном транспорте.

Суть плана мероприятий в конце сообщения: «В обращении к правительству Воронежской области будут содержаться предложения по повышению стоимости проезда, введению брутто-контрактов. Как пояснил Дмитрий Крутских, при введении брутто-контрактов заказчиком пассажирских перевозок выступят управление транспорта, администрация города. В результате город получит такую структуру работы, при которой перевозчику будет платить муниципалитет, а все деньги, получаемые за перевозки, пойдут напрямую в городской бюджет».

Предложение от частных перевозчиков по повышению стоимости проезда на сегодня ещё не готово. А предложение о повышении тарифов на проезд в автобусах муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» администрация города направлять пока не спешит.

«Воронежпассажиртранс», напомним, эксплуатирует на магистральных маршрутах 183 автобуса большого класса. Как мы выяснили у Максима Захарова, с тарифом 26 рублей при оплате картой и 28 рублей при оплате наличными и с нынешним графиком работы автобусов предприятие пока выходит на самоокупаемость. Правда, наш собеседник уточнил, что помогают этому сторонние доходы (например, от сдачи имущества в аренду), а также выгодный договор с «Газпромом» на покупку газа для заправки автобусов.

Поэтому есть шанс, что вопрос повышения стоимости проезда будет отложен до осени. А вот в том, что осенью перевозчики всё же обратятся в министерство тарифного регулирования облправительства, сомнений нет. Далее дело за достоверностью их расчётов.

Опираясь на опыт прошлых лет, можно предположить, что минимумом при повышении может служить официальный уровень инфляции. По данным Росстата, с ноября 2022 года (момент предыдущего увеличения тарифа) по апрель 2024-го уровень инфляции составил 10,77%. С учётом того, что цены продолжают расти, к осени нынешнего года он перевалит за 12%.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что при оплате картой стоимость проезда может увеличиться минимум до 30 рублей.

Договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок городского округа город Воронеж, определённых по результатам конкурса, заключается на срок до пяти лет при условии представления перевозчиком обязательств по замене (обновлению) подвижного состава не менее 15% в год. Данное условие не распространяется на перевозчиков, победивших в конкурсе, с новым подвижным составом.

КСТАТИ

  • До 800 тысяч поездок в городском транспорте совершается сегодня в будний день в Воронеже.

  • Ещё в 2000 году основой пассажирских перевозок в Воронеже был электротранспорт — в городе работали 300 вагонов трамваев и 200 троллейбусов. Сейчас от электротранспорта осталось чуть больше 40 троллейбусов.

Комментарии (62)