Температура в маршрутках в жару должна быть не выше 25 градусов

Социальные стандарты транспортного обслуживания населения прописаны для всей страны, но в Воронеже они почему-то не работают

21.06.2024 15:01
10 2607

Температура в маршрутках в жару должна быть не выше 25 градусов. Во всяком случае, так считает государство, утвердив социальные стандарты транспортного обслуживания населения для всей страны. Только в Воронеже они почему-то не работают.

Начну с удивительного. Каждый 12-й городской автобус и каждый второй троллейбус, в которых мы ежедневно наслаждаемся экстремальным аттракционом, оснащён кондиционером. Если в абсолютных цифрах: из всех 1180 воронежских автобусов — 98 штук с климат-контролем, из 30 «рогатых» — 15. Такие внезапные новости сообщили в мэрии Воронежа на редакционный запрос «МОЁ!». Однако. Из тех маршруток, например, где вынуждена тренировать свою нервную систему я, в списке лишь одна — легендарный 90-й. По данным администрации, кондиционер есть в одном из автобусов маршрута. Только прокатиться в этом оазисе цивилизации мне за многие года пока не посчастливилось. С кочегарящей в жару печкой — это как раз бывает…

Транспорт мечты — придуман…

«Должны же быть СанПиНы, ГОСТы и прочие важные бумажки, где прописаны требования по температурному режиму в общественном транспорте?» Так думала я, когда на моих глазах из преисподней салона маршрута № 5 — в вечерний час пик — парни-пассажиры на руках вынесли девушку, теряющую сознание. Об этой истории я рассказывала на нашем сайте: водитель притормозил на остановке после душераздирающих криков «Остановите — человеку плохо!», и едва выгрузилась процессия с девушкой — закрыл дверь и дал по газам.

Не поверите, но требования к микроклимату есть для разного пассажирского транспорта — метро, самолётов, поездов, даже коммерческих морских судов... Регламентируют их санитарные правила (СП) 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры». В вагонах метрополитена, например, при уличном пекле должно быть не жарче +28°, в поездах — до +26 градусов максимум (до +28° только в сидячих вагонах). Хотя бы так. А для пассажирских автобусов и троллейбусов температурных обязательств — нет. Негласный «отмаз»: водители постоянно открывают/закрывают двери на остановках.

Тем не менее, ещё в январе 2017-го Минтранс РФ утвердил документ под названием: «Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Чтиво увлекательное: о модели идеального общественного транспорта, которая живёт в воображении и обещаниях чиновников. Во всяком случае, в случае с Воронежем пока именно так. 

В транспортом «соцстандарте» расписано всё. Предельные расстояния до остановок: от многоквартирных домов, например, 500 метров, частных — 800, поликлиник и больниц — 300. Максимальная концентрация стоящих пассажиров на 1 квадратный метр в салоне: три человека! Суровая формула по расчету стоимости проезда — вдохните глубоко: «не превышать 7-процентную долю среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования от величины среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование»…

Ну и параметры комфортного микроклимата в «стандарте» — на все погодные случаи: «не менее 12 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов, не более 25 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов». При этом, чтобы в каждой маршрутке —системы отопления и кондиционирования. Сказка!

… но «не обязателен»

Я вам больше скажу. На просторах интернета я откопала проект постановления нашей мэрии — об утверждении такого же социального стандарта по общественному транспорту в Воронеже. В нём фамилии покинувшего нас вне очереди градоначальника Вадима Кстенина и «и. о. руководителя» управления транспорта Олега Миронова. Даты и подписей нет (Миронов сейчас зам главного транспортника Максима Захарова). И оказалось, что оригинального воронежского постановления о стандарте так и не появилось.

— Не утверждён, — сообщили в транспортном управлении. — При работе руководствуются документом Минтранса, поскольку по основным положениям наш проект стандарта перекликается с федеральным. Действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие кондиционеров в городском пассажирском транспорте. Современные салоны автобусов оснащены люками и форточками больших размеров для обеспечения естественной системы вентиляции. Конструкции автобусов соответствуют техническим характеристикам заводов-изготовителей. Внесение изменений в конструкцию автобуса — в том числе, переоборудование кондиционером — без согласования с ГИБДД запрещено.

По поводу «люков и форточек» — намертво задраенных или сломанных — в управлении, наверное, погорячились. А в остальном так. Жёстких требований к температуре в маршрутках — нет. И даже в министерском «социально ориентированном» сочинении пункты идут с пометкой «рекомендуется». На этом можно ставить точку: для российского уездного чиновника всё, не приказанное сверху прямо с конкретными мерами за непослушание, можно не делать. В мэрии Воронежа, впрочем, уверяют:

— В соответствии с данными рекомендациями, проводится работа с перевозчиками по приобретению подвижного состава, оснащённого кондиционерами.

При этом среди тех 98 автобусов, где они — по отчётам администрации — есть, частникам принадлежат лишь 23. Меньше четверти. 63 штуки маршруток с климат-контролем — у муниципального казённого «Воронежпассажиртранса» (его владелец — мэрия), ещё 12 — у «Воронежского пассажирского автотранспортного предприятия (ВПАТП) № 3», учредитель которого областное минимущества. Полный список с номерами маршруток — в рубрике «Вырежи и сохрани».

… Не знаю, как вам, мне — повторюсь — поймать свой прохладительный 90-й не доводилось. В мэрии непреклонны:

— Водителям перевозчики доводят информацию об обязательном включении кондиционеров и поддержании соответствующей температуры в салоне.

А если, говорю, всё ж шлёпнется нежный пассажир в обморок от автобусной атмосферы — что обязан делать водитель?

— Немедленно сообщить по телефону 112, оказать первую помощь и ожидать приезда бригады скорой помощи. Указанные действия водителя доводятся при его инструктаже.

Каждая десятая маршрутка — кандидат в утиль

Итого. Хороших инструкций написали много, выполняют их как всегда. В 2023-м частные перевозчики купили только 12 маршруток на сумму 54,9 миллиона рублей. При собственных годовых выручках, например, в 142 миллиона, 655, 931 — и это лишь у трёх, взятых навскидку. Муниципальный «Воронежпассажиртранс» не купил ни одной. За последние семь лет — с 2017-го — частники, по данным мэрии, потратились в общей сложности аж на 2 миллиарда, закупив 834 маршрутки. Муниципальный транспорт пополнили на 207 единиц, потратили на него однако лишь немногим больше — 2,36 миллиарда (все — из бюджета области). В текущем году нам обещают 12 новых муниципальных маршруток — на 219,35 миллиона, и рекордные 340 от частников — на 3,95 миллиарда.

Разница в средних ценах за одну штуку понятна, и она — в каком-никаком, но качестве. Это наглядно видно из таблички мэрии с разбивкой по году выпуска маршруток: среди автобусов большой вместимости, где основная часть — муниципальные, большинство автобусов 2020 — 2022 года рождения. Средней вместимости — которыми рулят частники — 2016-го и 2017-го, а даже 2018 — 2021-го уже гораздо меньше. По маленьким маршруткам (до 22 мест) в мэрии дают, что большинство 2019-го года выпуска. А с троллейбусами беда: самому юному из них девятый год, ещё 15 — уже одиннадцатый, а 14 штук и вовсе отмечают 15-летний юбилей.

Цитирую лично главу воронежского управления транспорта Максима Захарова:

— Сейчас средний возраст автобусов малого класса — 6,6 года, большого и среднего — 5,8 года. Перевозчики регулярно ориентируются на необходимость обновления подвижного состава. Фактически на сегодняшний день незначительно превышен срок эксплуатации у 128 единиц транспорта.

Вообще-то это больше, чем каждая десятая «единица». И возит нас гиблая рухлядь в том числе: одному из автобусов на 80-м маршруте (перевозчик ИП Очнев) 20 лет, двум автобусам (тот же №80 и №90 «Автолайн +») — по 19, ещё двум — с такими же номерами — по 18, четырём (опять 80 и 90) — по 17 лет. Но виноват, как всегда, глобальный миропорядок:

— Обновление техники — непростой процесс. Цены на неё за последние годы значительно выросли, как и все «расходные» материалы — ГСМ, топливо.

Но срок эксплуатации общественного транспорта — отдельная тема. Только почему компенсировать перевозчикам издержки финансовых катаклизмов должны мы, чтобы при этом нас выносили из автобусов вперёд ногами из-за скотских условий, — вопрос.

И кстати. Одна установка в социальном стандарте Минтранса начинается со слова «обязательно»: о проездном билете для населённых пунктов численностью выше 500 тысяч человек.

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

В этих маршрутках есть климат-контроль:

— МКП МТК «Воронежпассажиртранс» — 63 единицы автобусов (№№ 6, 8, 9КА, 9КС, 14, 15, 21, 32, 49, 52, 59, 63, 77, 78, 85, 92) и 15 штук троллейбусов (№№ 7, 11, 99);

— АО «ВПАТП № 3» — 12 единиц (№ 3);

— ООО «Фенко — Авто» — 1 единица (№ 1 КС);

— ООО ТК «Автолайн +» — 1 единица (№ 90);

— ООО «ТК АВТОТРАНС» — 1 единица (№ 26);

— ИП Очнев А.В. — 20 единиц (№ 80).

КСТАТИ

По работе городского пассажирского транспорта звоните +7(473) 260-51-23 («Единый оператор городских пассажирских перевозок», круглосуточно).

Пожаловаться на маршруточников можно письменно: через сайт «Единого оператора городских пассажирских перевозок» https://eogpp-vrn.ru/ , либо по электронной почте управления транспорта мэрии utago@cityhall.voronezh-city.ru. Нужно оставить свои контакты и указать дату и время нарушения, номер маршрута и номер самого транспортного средства (бортовой номер), место или остановку, где всё произошло, направление движения.

Комментарии (10)