Как будет работать самокатная полиция в Воронеже?
Корреспондент «МОЁ!» попытался разузнать о будущей работе нового подразделения
Мы уже рассказывали об инициативе депутатов Госдумы, связанной с созданием в крупных городах так называемой самокатной полиции. Обращение на эту тему в июне было направлено главе МВД Владимиру Колокольцеву. Потенциально это подразделение будет называться электросамокатной полицией, которая, как предполагается, начнёт патрулировать наиболее популярные общественные места в крупных городах России.
С другой стороны — аналог ГАИ для пользователей самокатов создали сами кикшеринговые компании, занимающиеся арендой электросамокатов. Это патрули, которые фиксируют нарушения и выписывают штрафы. Они уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах. Корреспондент «МОЁ!» попытался разузнать о будущей работе двух электросамокатных полиций в Воронеже — гаишной и кикшеринговой.
И куда эти полиции смотрят?
Честно говоря, мне кажется странным сам факт создания электросамокатной полиции при наличии ГАИ и полиции на транспорте, которая расследует случаи аварий на железной дороге и на воде. С тем же успехом, например, можно создать полицию по контролю за белыми автомобилями или за грузовиками китайского производства...
В областной ГИБДД корреспонденту «МОЁ!» не стали комментировать возможное создание подразделения электросамокатной полиции, сославшись на то, что это федеральная повестка. И добавили, что их сотрудники и без того выявляют нарушения ПДД, будь то самокатчики или водители автомобилей.
А один из ветеранов этой службы на условиях анонимности отметил следующее: «Глупость несусветная эта самокатная полиция — давайте создадим ещё велосипедную или БМВшную для отдельных видов транспорта или марок автомобилей. Есть правила движения, которые обязаны выполнять все, кто перемещается по проезжей части. А на автобусе, легковушке или СИМе (средстве индивидуальной мобильности. — «Ё!») — неважно!» И с этим трудно поспорить.
Гражданин, нарушаем?
Очевидно, что клиенты кикшеринговых компаний нередко нарушают ПДД. Напомним, что в целом в России количество ДТП с электросамокатами и другими СИМами за 2023 год выросло в 3,3 раза — с 941 до 3 100 инцидентов. Примерно на столько же увеличилось число раненых — с 976 до 3 177 человек. Погибло 43 человека. Это в 2,3 раза больше, чем годом ранее.
А за 5 месяцев этого года на территории Воронежской области с участием СИМ зарегистрировано 14 дорожно-транспортных происшествий — на 55,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 14 человек получили травмы (+40%). Погибших, к счастью, не было.
— Если сами операторы кикшеринга выступают в роли полиции, то тут у меня двоякое мнение, — говорит начальник отдела прогнозирования и развития транспортной инфраструктуры управления транспорта города Воронежа Татьяна ЗЕНИНА. — С одной стороны, это неплохо — помощь сотрудникам ГАИ в выявлении нарушений. А с другой — мне кажется, что это дело Госавтоинспекции. И если она кого-то будет штрафовать, то пусть эти деньги идут в бюджет, а не в карман частного перевозчика. Тема усиления контроля за пользователями самокатов для Воронежа сегодня актуальна. Во время нашего недавнего рейда по улицам совместно с ГАИ и кикшеринговыми компаниями нарушения фиксировались каждые пять минут. Теперь относительно того, что с 1 августа в центре Санкт-Петербурга запрещены парковки самокатов. Для этого города ситуация объяснима — там очень много туристических объектов, турпоток в этом городе не такой, как в Воронеже. В нашем городе можно рассмотреть этот момент, тут надо говорить со всеми заинтересованными лицами.
Вам — на консультацию!
Напомним, в Воронеже работают две московские фирмы сервиса аренды самокатов — ООО «Вуш» и ООО «МТС Юрент». У первых действующих самокатов порядка 1 200, у вторых — 850.
Операционный управляющий ООО «Вуш» Алексей МОИСЕЕВ рассказал корреспонденту «МОЁ!» о том, как его фирма выявляет и контролирует нарушителей:
— Тут для нас нет ничего нового. Наша команда — пешая, на автомобилях, самокатах — постоянно отслеживает нарушения тех, кто арендует наши самокаты. Ловят нарушителей, снимают фото и видео, материалы отправляются на штраф — так мы работаем всегда. В Москве пока ещё в тестовом режиме вводят дополнительные номера определённого формата для самокатов, которые распознают уличные камеры. И по результатам 2024 года, если данные меры улучшат ситуацию с безопасностью, этот опыт будет распространён на все города. Функцию ГАИ, которая следит за безопасностью на дорогах, мы никак не дублируем — два штрафа за одно и то же нарушение на арендатора самоката быть наложено не может. Если нарушения выявило ГАИ, то штрафуют они, если наш сотрудник — то штрафуем мы. Отмечу, что от общего количества поездок процент нарушений минимален — максимум 1%. На миллионный город ежедневно приходится более тысячи поездок, на которые приходится порядка 10 нарушений.
А вот какой комментарий по этой теме мы получили от пресс-секретаря «МТС Юрент» Юлии ЛЕБЕДЕВОЙ:
— Тему самокатной полиции мы пока не развиваем — предложили коллегам (сотрудникам ГАИ. — «Ё!») свои самокаты. Что делать с этим дальше — должны решать законодатели. Борьбу с нарушителями ПДД на наших самокатах «МТС Юрент» усиливает за счёт повышения числа консультантов по безопасности в городах присутствия сервиса. Для этого на наиболее популярных среди самокатчиков точках в городах, в том числе и в Воронеже, ежедневно будут работать наши консультанты по безопасности. Они фиксируют нарушения на улицах и отправляют информацию о нарушителях в службу поддержки сервиса, где, в свою очередь, принимается решение о применении штрафных или иных санкций к пользователю. Также нарушителей выявляют с помощью городских камер и органов правопорядка, которые проводят рейды, в том числе совместно с кикшеринговыми компаниями. С начала сезона «МТС Юрент» в Воронеже выписал порядка 4,3 тысячи штрафов. Чаще всего — за неспешивание на пешеходных переходах и неправильную парковку. Тысяча пользователей была заблокирована за серьёзные или систематические нарушения. Мы наращиваем число консультантов по безопасности в городах присутствия в рамках внутренней стратегии «Год безопасного самоката». С начала сезона их количество выросло до 2,5 тысячи человек в 30 городах работы нашего сервиса.
Очевидно, что тема создания подразделений электросамокатной полиции на базе ГАИ — дело почти решённое и рано или поздно она появится. Хотя, наверное, если сотрудники ГАИ, консультанты по безопасности кикшеринговых компаний, а главное — их клиенты будут всё делать по правилам, электросамокатная полиция вряд ли понадобится.
НА ЗАМЕТКУ
Какие штрафы грозят самокатчикам-нарушителям
В конце мая 2024 года были озвучены увеличенные сервисами прокатов электросамокатов суммы штрафов для нарушителей. Отметим, что штрафы регулируются договором, который клиенты заключают с кикшеринговыми компаниями.
Размеры новых штрафов составляют:
за некорректную парковку — 500 рублей;
за неспешивание на пешеходном переходе — 1 тыс. рублей;
за поездку с пассажиром — 5 тыс. рублей;
за передачу управления электросамокатом ребёнку — 10 тыс. рублей;
за управление самокатом в пьяном виде или причинение вреда здоровью либо имуществу в ДТП по вине пользователя — до 150 тыс. рублей.
В качестве дополнительной меры может быть блокировка аккаунта пользователя сервиса проката самокатов — на определённый срок или навсегда. За самые серьёзные нарушения возможна полная блокировка доступа к сервису.
Автор:
Комментарии (9)