Воронежских самокатчиков обяжут получать права?

Силовики предлагают Госдуме приравнять электросамокаты к транспортным средствам и выдавать водительские удостоверения их пользователям

27.03.2025 07:31
3549
12

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Выяснилось, обяжут ли воронежских самокатчиков получать права 

С наступлением тёплых дней тротуары становятся опасным местом для передвижения воронежцев — пешеходные дорожки оккупировали самокатчики, которые на высокой скорости лавируют между идущими людьми. И пешеход в любой момент может угодить под колёса СИМа (средства индивидуальной мобильности, к коим относятся и электросамокаты, и моноколёса, и гироскутеры, и электровелосипеды).

Так, в пятницу, 21 марта, самокатчик возле дома № 1б по улице Ворошилова сбил 74-летнего пенсионера, после чего скрылся с места происшествия. Пострадавший с травмами попал в больницу. 23 марта региональный Следком сообщил в своём телеграм-канале, что председатель СК РФ Александр Бастрыкин дал указание возбудить уголовное дело после наезда на пенсионера и доложить о результатах расследования.

Подобных ДТП с участием самокатов по всей стране множество. В связи с чем Следственный комитет РФ предложил приравнять эти средства передвижения к транспортным средствам (ТС) и обязать их водителей получать права — такая рекомендация поступила в Госдуму. СК предлагает распространить понятие «водитель» на лиц, использующих электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности.

В ТЕМУ:
«Бросают где попало». Почему самокаты в Воронеже редко оставляют в специальных местах

Ведомство хочет признать СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт  транспортным средством подкатегории М1, средства  мощностью от 0,25 до 4 кВт отнести к категории М (мопеды), свыше 4 кВт — к категории А (мотоциклы). Право на управление транспортными средствами подкатегории М1 смогут получить лица старше 16 лет. Ранее квалифицировать пользователей самокатов как водителей предложил и Минтранс, соответствующие поправки к ПДД уже подготовлены.

В Воронеже около 100 тысяч пользователей электросамокатами

Всё, что движется

За девять месяцев 2024 года в России произошло 3 897 аварий с участием СИМов — на 47,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года. В 2024-м с января по сентябрь в таких ДТП погибло 44 человека (за 9 месяцев 2023-го — 31 погибший).

По данным областной ГАИ, за прошлый год с СИМами произошло 61 ДТП, в котором пострадали 62 человека.

Но как с этим бороться, сейчас не знает никто. Наш источник в силовых структурах отметил, что если на ГАИ с её постоянным сокращением личного состава выпадет ещё и нагрузка контроля за наличием прав людей, несущихся на самокатах, то автоинспекторам точно мало не покажется: «Начнётся коллапс...»

По информации «МОЁ!», сегодня в Воронеже насчитывается 100 — 120 тысяч пользователей СИМов, а в России их порядка 35 — 40 миллионов человек — попробуй проконтролируй всех!

Корреспондент «МОЁ!» пообщался на тему возможного нововведения со специалистами, но однозначного ответа на вопрос, нужно или нет пользователям СИМов водительское удостоверение, так и не услышал.

Владимир Рохмистров

— Эта идея не принесёт пользы, а только забюрократизирует проблему! — считает эксперт «МОЁ!», бывший руководитель регионального УФАС Владимир Рохмистров. — Для того чтобы навести относительный порядок с безопасностью СИМов на улицах, достаточно включить мощную социальную рекламу в сетях и по телевидению. Тем более что ПДД изучаются в школах, и государство вполне может направить эти знания в нужное русло, не требуя получения водительских удостоверений.

Зато другой эксперт, воронежский адвокат Алексей Гончаренко, высказал противоположное мнение:

Алексей Гончаренко

— Уверен: всё, что движется по дорогам общего пользования и приводится в движение двигателем, должно управляться людьми, сдавшими теоретический экзамен на знание ПДД и практическое вождение. А обычные, механические, самокаты и велосипеды — отправить на тротуары и велодорожки.

Вдвоём на СИМе ездить нельзя

Пока бесправны

С тем, что силами изрядно поредевшей Госавтоинспекции сложно поднять такой тяжёлый пласт, как контроль за СИМами, согласен и воронежский урбанист Юрий Новиков:

Юрий Новиков

— Как ГАИ будет контролировать наличие водительских удостоверений у тех, кто управляет СИМом? Ведь ГАИ работает только на дорогах. Пойдут ли инспекторы, например, во дворы или на пешеходные зоны, чтобы ловить электросамокатчиков? Норма закона, которую не проконтролируешь, получается необязательной к исполнению, а это дискредитация самого закона. Идея раздать людям, ездящим на СИМах, права изначально нерабочая, и если результат контроля за пользователями СИМов будет нулевым, тогда вообще зачем всё это начинать?

У представителей кикшеринговых компаний по прокату электросамокатов, работающих в Воронеже, — «МТС Юрент» и Whoosh (в этом году появилась ещё одна — Яндекс.Go) — имеются свои резоны для критики этого предложения.

— Идея ввести права на СИМы никак не повлияет на снижение аварийности, — считают в пресс-службе «МТС Юрент». — По данным сервисов кикшеринга, за 9 месяцев 2024 года лишь около 0,001% поездок на арендованных СИМах завершились ДТП. При этом общая аварийность в стране за аналогичный период составила около 100 тысяч ДТП, в которых погибло почти 10 422 человека, ранения получили более 120 тысяч. То есть большая часть ДТП происходила именно с участием транспортных средств, на которые нужны права. Введение необходимости их получения для СИМов убьёт логику пользования ими — они популярны именно из-за простоты использования и доступности. Растёт спрос и на транспортные поездки продолжительностью до 15 минут, когда самокат или велосипед берут, чтобы добраться, например, от дома до нужной остановки общественного транспорта, от метро до офиса. В 2024 году у «МТС Юрент» было более 90% таких поездок. Бороться с нарушителями необходимо через работу с пользователями: обучение ПДД и идентификацию. Считаем, что введение прав подорвёт простоту использования СИМов, а с точки зрения безопасности движения ни на что не повлияет.

Алексей Моисеев

Операционный управляющий по Воронежу компании Whoosh Алексей Моисеев назвал «довольно спорным» предложение о возможном введении прав для пользователей СИМов.

— У нас и так есть меры безопасности в виде ограничения скорости на отдельных участках, это делается автоматически, — отметил он.

Ходи и оглядывайся

В минувшую пятницу в центре города ГАИ провела рейд по СИМам, которые для Воронежа уже успели стать сезонной проблемой.

Сотрудники Госавтоинспекции объясняют самокатчикам, что можно и что нельзя на дороге
Армен Арзуманян

— С начала 2025 года в Воронеже произошло 5 ДТП с участием СИМов, в которых пострадали пять человек, основной вид таких ДТП — наезд на пешеходов на тротуарах и велосипедных дорожках, — отметил во время рейда заместитель командира отдельного батальона ДПС ГАИ УМВД России по Воронежу Армен Арзуманян.

Корреспондент «МОЁ!» пообщался с пользователем СИМов Ильёй с более чем 2-летним стажем. Он удивился, услышав от меня, что, возможно, ему скоро придётся получать права.

Илья

— За эти годы я намотал по Воронежу больше 2,5 тысячи километров, в основном это дорога от дома до колледжа, иногда катаюсь просто так. Самокат удобнее маршрутки: едешь быстро, не стоишь в пробках, — говорит парень. — Не согласен с пешеходами, считающими нас «уродами». Я на самокате не создал ни одной аварийной ситуации, наоборот, дважды падал из-за того, что прямо передо мной пешеходы резко меняли траекторию движения. Если сам иду пешком, то, прежде чем повернуть, смотрю вправо-влево, чтоб меня не сбил самокатчик, среди которых, конечно, попадаются неадекватные люди.

Руководитель городского управления транспорта Михаил Шацких в беседе с «МОЁ!» отметил, что суммарно в 2025-м в городе будет порядка 3,5 тысячи арендуемых самокатов.

Михаил Шацких

— Что же касается инициативы о том, что каждый пользователь СИМа должен получить водительское удостоверение, скажу так: это вопрос спорный, но какие-то курсы с дальнейшей выдачей корочки эти люди вполне могут прослушать, — считает чиновник.

Ну а воронежским пешеходам пока приходится ходить по тротуарам и оглядываться, прежде чем, например, свернуть к остановке или ко входу в аптеку. Есть немало претензий к электросамокатчикам и у водителей: «Катаются, кто как хочет! По проезжей части, причём по встречке, — возмутился народный корреспондент, приславший в «МОЁ!» соответствующее видео. — И по двое, и на смартфон при этом снимаются. Даже не задумываются, что это опасно».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

Комментарии (12)

27.03.2025 07:42

Велосипеды на тротуары??? Вы в своем уме??? Дайте нам, пенсионерам, прогуляться спокойно!!!

Ага. А потом скажут-сами виноваты. Без котофота по тротуару топчетесь.

27.03.2025 08:11

Бред,вело уже пытались регистрировать,большая половина байкеров без регистрации мото,меньшая без категории А,пытаются самокатчиков обуздать,а кто это делать будет?

27.03.2025 08:21 (ред.)

Бла-бла-бла. Раз никто не знает, что делать, значит убрать эту дрянь из города и не возвращать, пока не придумают решение. Самокаты не нужны ни на тротуарах, ни на дорогах, а выделить им отдельные полосы в городе невозможно. Пешком пусть ходят, ожирения не будет, сплошные плюсы. Зимой самокатчики передвигались же как-то. А уж доставщики это вообще ужас со своими коробами. Но у нас как всегда, на тротуарах (!) будут калечить детей и пенсионеров годами ради прибыли, а никто не знает, что делать.

Напишите свой комментарий

Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.

Народные новости