Такси подорожает, а качество поездок упадёт?
Госдума приняла закон, по которому с 1 марта 2026 года из системы такси начнут «вымывать» иномарки
Во Франции, Турции и ещё в некоторых странах с «шашечками» по городам рассекает только местный автопром. А 13 мая 2025 года и Госдума приняла законопроект о локализации автомобилей такси. Теперь его должен рассмотреть Совет Федерации и подписать президент. Если он пройдёт эти этапы, то начнёт действовать с 1 марта 2026 года. Отсрочку получат Калининградская область и Сибирь до 1 марта 2028 года, Дальний Восток до 1 марта 2030 года. Закон не будет распространяться на автомобили, которые были внесены в реестр (пятилетний) до 1 марта 2026 года, то есть иномарки будут выводиться из такси постепенно, и если, например, «Шкода» будет зарегистрирована в нём 28 февраля 2026, то ещё пять лет она сможет работать на линии. В том, как новый закон изменит жизнь воронежцев, разбиралась «МОЁ!».
«Гранта» против «Фольксвагена»
Сразу расставим точки над i: под локализацией понимается производство автомобиля или его запчастей на территории России. Законопроект, направленный на поддержку российского автопрома, столкнувшегося с санкциями и ограничением импорта, должен увеличить продажи отечественных авто и создать рабочие места.
Плюс очевиден — поддержка отечественного производителя и рынка труда. Но минусов, кажется, больше. Одни эксперты говорят о «силовом» способе сподвигнуть россиян покупать отечественные машины. Другие — о том, что при отсутствии конкуренции не самое высокое качество российских авто станет ещё ниже. Третьи предрекают массовый исход таксистов из отрасли, называя цифры в 400 — 500 тысяч человек — это почти половина от работающих сегодня. Ну и, конечно же, цены на поездки тоже могут вырасти от 10 до 40%.
— Представляешь, на вызов по тарифу «Эконом» приедет «Лада Гранта», по «Комфорту» — «Лада Веста Кросс», а по «Бизнесу» — «Лада Аура»? — говорит воронежский таксист Игорь. — Локализация — плохая идея. Машину мне придётся менять, а это минимум миллион, а чтобы его отбить, потребуется в лучшем случае 2,5 — 3 года, а вдруг моя новая условная «Гранта» через месяц-два накроется и понадобится ремонт тысяч на 200 — 300? У моего таксующего кума с такой машиной через 10 тысяч пробега начались проблемы — загудела коробка, заглючила электрика. Российские машины в режиме такси до серьёзного ремонта максимум 40 — 50 тысяч километров выхаживают, а это примерно год эксплуатации. Так что мне, возможно, придётся возвращаться в строительную отрасль и работать по специальности...
Отток водителей и рост цен
По оценке представителя общественного совета по развитию такси в Воронежской области, члена региональной Торгово-промышленной палаты Станислава Садчикова, у российских таксопарков нет серьёзного опыта по содержанию иномарок:
— После 1 марта 2026 года таксопаркам придётся полностью перестраиваться для работы с российским автопромом. Ясно, что отечественный автопром не дорос до качества и уровня комфорта, к которому привыкли пассажиры иномарок. Порог качественной работы в такси отечественного автомобиля — 50 — 60 тыс. км. У иномарки — от 120 тыс. км и выше. В связи с этим рост тарифов в такси неизбежен — перевозчики будут обязаны покупать только автомобили моделей, соответствующих требованиям локализации, а это повлечёт за собой затраты. Такие машины со временем дешевле не станут, и расходы на их покупку тоже увеличиваются: когда-то «Гранта» стоила 800 тысяч, а сейчас — больше миллиона.
Теперь об оттоке водителей. Есть таксисты, работающие в парках, и есть самозанятые, которым с 1 марта 2026 года для легальной работы придётся пересаживаться на локализованный автомобиль. А будет ли самозанятый (условно он таксует по 2 — 3 часа два дня в неделю) покупать для этого новую машину — большой вопрос. Спрос на пассажирские перевозки в стране растёт. Но в связи с локализацией воронка входа в профессию сужается, и отток водителей, как самозанятых, так и работающих в таксопарках, вполне реален. А некоторые парки вообще закроются: они не смогут подстроиться под совершенно новую для себя операционную деятельность. Соответственно, вырастут цены на поездки. Делается всё это для поддержки отечественного производителя, но, если он знает, что его продукцию купят в любом случае, будет ли он работать над её качеством? Ситуация абсурдная: услуга подорожает, а её качество упадёт.
Кто оплатит коррупцию?
Воронежский урбанист Юрий Новиков назвал другие слабые стороны этого закона:
— А что такое вообще «российский автомобиль»? По данным Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), степень локализации «Лады Гранты» составляет около 45%. Этот показатель у других автомобилей, производящихся в России, в среднем 33%. Это точно российские автомобили? В законе написано, что требования к уровню локализации авто устанавливаются нормативно-правовым актом субъекта РФ, но практика его применения может привести к тому, что уровень локализации в отдельных регионах составит условные 5%. Этот закон может иметь коррупционные последствия — производители, имеющие справку от того же НАМИ об уровне локализации их продукции, смогут лоббировать свои интересы в структурах субъектов Федерации. Когда уровень локализации автомобилей определяет неизвестный чиновник по никому не известной методике — это грозит созданием коррупционного рынка. И в итоге автопроизводители, заинтересованные в том, чтобы их продукция попала в разряд отечественной, продавят свои интересы. А цены на поездки в такси вырастут по простой причине — если есть возможности для коррупции, то её кто-то должен оплачивать.
Постоянный эксперт «МОЁ!» — экс-руководитель УФАС по Воронежской области Владимир Рохмистров, считает, что принятие закона — депутатский пиар-ход перед сентябрьскими выборами в органы власти.
— Мне кажется, что это закон «пугающего» типа — принят скорее для замера градуса общественного мнения. Сначала попробовать всех заставить, а потом уже корректировать исходя из реакции общества. Уверен, что сроки начала его действия перенесут. Всё это протекционистская политика, у нас-то своего транспорта нет. Что бы мы ни говорили, но практически все машины собираются из китайских запчастей. Кажется, государство этим законом отчасти пытается надавить на иностранцев, чтобы те инвестировали средства в российский автопром, чтобы блоки, узлы и другие запчасти производились у нас. Думаю, что принятие этого закона — очередной пиар-ход накануне выборов, назначенных на сентябрь 2025 года.
Сколько авто в воронежском реестре такси
Минтранс разрабатывает новый нормативный документ, который установит формы заявлений и уведомлений, порядок их подачи, а также необходимость предоставления фотографий авто для включения в региональный реестр такси. Сейчас в воронежском реестре зарегистрировано 7 015 такси, принадлежащих около 850 перевозчикам, в том числе самозанятым. В реестре служб заказа такси зарегистрировано 10 агрегаторов.
Читать все комментарии