Почему в Воронежской области дорожает бензин и не будет ли перебоев с топливом
Риски оценили эксперты
Корреспонденты «МОЁ!» разбирались, насколько критичны наметившиеся в середине сентября в части регионов перебои с топливом и рост цен на него.
Горючее — слёзы
В Воронежской области топливо начало дорожать, как и в других регионах, примерно после 15 сентября. В середине месяца АИ-92 можно было купить за 61,68 руб., а спустя неделю — уже за 62,11. Бензин марки АИ-95 подорожал на 42 копейки: был 67,22 за литр, стал 67,64. В понедельник, 29 сентября, на разных сетевых заправках Воронежа стоимость литра бензина АИ-92 колебалась от 60 до 64 руб. АИ-95 — от 65 до 70 руб. Но самую удивительную цену я увидел в выходные на одной из небольших заправок на подъезде к Воронежу на трассе М-4. Литр АИ-92 там стоил 71 руб., АИ-95 — 75 руб.
С середины сентября в ряде регионов, включая Нижегородскую, Ростовскую области, Крым, Дальний Восток, соседнюю Липецкую область, были зафиксированы случаи перебоев с поставками топлива. Проявлялось это в виде ограничений объёма продаж, временного закрытия некоторых несетевых АЗС или объявлений о снижении поставок (к слову, липецкий губернатор назвал перебои временным явлением и связал это с логистическими сложностями при отгрузке топлива с некоторых НПЗ — нефтеперерабатывающих заводов). Тем временем ряд небольших АЗС в разных регионах, в частности в Крыму и Хабаровском крае, ввёл лимиты отпуска горючки в одни руки — как сообщают СМИ, от 20 до 30 л.
«В октябре 2025 года цены на бензин в России продолжат умеренный рост,— сообщила одному из федеральных СМИ преподаватель Института международных экономических связей Лариса Циканова. — Основными причинами являются рекордно высокие биржевые котировки, повышение акцизов с начала года на 14%, производственные и логистические ограничения».
Нелогичная логистика
Если обозначить проблему на длинной дистанции, то в годовом выражении рост цен окажется более значительным: на 8 — 9% для АИ-92 и на 10 — 12% для АИ-95 по сравнению с октябрём 2024-го. Однако государственные меры, включая ограничения на экспорт топлива, сглаживают динамику, предотвращая их резкий скачок.
— Я сейчас в Калининграде, и местный губернатор Алексей Беспрозванных собрал большое совещание местных нефтяников как раз по поводу дефицита горючего. (К слову, с 2012 по 2014 год Беспрозванных был заместителем председателя правительства Воронежской области, позже — замминистра промышленности и торговли РФ. — «Ё!».) Нефтяники ответили, что есть небольшие проблемы только по АИ-92, который сейчас имеется не на всех заправках, но на днях появится везде. В Калининграде почти везде есть бензин, ажиотажа там я не видел, а цены тут на рубль — полтора выше, чем в Воронеже. Что касается общей проблемы, скажу так: налицо сезонный фактор дефицита горючего. С другой стороны, думаю, что нефтяники хотят, чтобы им сняли запрет на экспорт нефтепродуктов, и потому, возможно, немного придерживают свои топливные запасы. Прибавьте к этому сезонные ремонты нефтеперерабатывающих заводов, которые обычно происходят в конце лета — начале осени. Вот потому-то и немножко взлетают цены, что в какой-то мере компенсирует издержки в результате экспортных ограничений наших нефтяников, — отметил наш эксперт, бывший руководитель воронежского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Рохмистров.
А вот как увидел сегодняшнюю проблему и пути её решения руководитель Ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин:
—Законодательно не предусмотрено регулирование розничных цен на топливо. При росте стоимости топлива на АЗС выше уровня прогнозируемой инфляции правительство начинает задействовать различные механизмы сдерживания розничной цены, а также подключать профильные ведомства, которые принимают меры к участникам топливного рынка. В конце лета- начале осени, вплоть до первых морозов, в России традиционно высокое потребление всех видов топлива. Способствует этому и автомобильный туризм, и увеличение пассажиропотока в маршрутном транспорте в связи с началом учебного года. При наличии всех этих факторов количество производимого и реализуемого внутри страны топлива логично должно было увеличиться. Однако, в непростой данной ситуации некоторые НПЗ закрылись на профилактику, соответственно, количество топлива, произведённого российскими заводами, снизилось, как и предложение продукта на площадке Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Спрос стал превышать предложение, что и привело к увеличению закупочных цен на бирже.
Однако облправительство заявило, что топлива достаточно. Подробнее — тут.
Комментарии (33)