Воронежский таксист: «Зарабатывал в месяц 200 тысяч, теперь — всего 130. Бастуем!»
На понедельник, 15 декабря, в России намечена очередная забастовка водителей такси
Тут как в той сказке — дважды понарошку крикнул: «Волки!», помощь подоспела, а волков-то нет. А когда в третий раз они реально напали, тут кричи не кричи, никто тебе не поверит и отбиваться придётся самому... Это я к тому, что в январе этого года забастовка таксистов «Яндекс. Такси» уже анонсировалась. «Ушедший 2024 год был сложным для нас, — говорилось тогда в анонимном обращении. — Базовые цифры «Яши» («Яндекс. Такси» — «Ё!») не покрывают расходов на машину аренда или покупка, заправка, ремонт. Цены растут на машины (30 — 40%), запчасти (60 — 70%), аренду (20%), топливо (20%). И только такси, по мнению экспертов, не должно дорожать, выполняя социальную миссию». Далее шёл призыв к таксистам не выходить на линию в указанное время, а в заключение — краткое пояснение: «Это не забастовка — это манифест!» Но тогда в итоге акция не состоялась.
Сказали «Баста!», но не бастуют
Теперь всё проще. На обращение с просьбой пообщаться лично один из воронежских водителей-активистов, собравшихся бастовать в понедельник, прислал мне готовый ролик из соцсети, в котором он говорит следующее:
— Водители «Яндекс. Такси» в очередной раз объявляют забастовку. 15 декабря водители России, Белоруссии, Казахстана не выйдут на линию. Список требований небольшой, вот некоторые из них:
запретить ставить точку там, где остановка запрещена (в мае 2025 года депутат Госдумы Татьяна Буцкая направила официальный запрос в «Яндекс. Такси» с просьбой автоматически блокировать заказ такси в зонах действия знака «Остановка запрещена». — «Ё!»);
- ввести санкции для пассажиров с низким рейтингом;
- вернуть точку Б (видимость точки Б — конечной точки маршрута — для водителей сервиса «Яндекс. Такси» невозможна. Функция была закрыта в 2022 году, водители не могут видеть точку Б до начала заказа. — «Ё!»);
- снизить комиссию сервиса и поднять тарифы, так как во многих регионах стоимость поездки на такси такая же, как и была 10 — 15 лет назад.
В соцсетях выложено уже готовое пояснение. Там говорится и о причинах забастовки (в частности, низкие тарифы на поездки, водители требуют повышения оплаты). И о её форме — «итальянская забастовка», то есть водители останутся на рабочих местах, но откажутся выполнять заказы. И о наборе действий — активность в соцсетях. Водители активно призывают друг друга не выходить на линии в указанный день. Также в пояснении идёт речь и о возможных последствиях для пассажиров — вероятность затруднений с заказом такси в разных регионах России.
«Уважаемые коллеги! 15.12.2025 забастовка! Не возим по «Яндекс. Такси», делаем фейковые заказы для тех, кто будет возить! Один день можно поддержать на благо повышения цен. Всё зависит от нас», — говорится в обращении. И далее — о причинах недовольства таксистов: низкий уровень доходов, высокая конкуренция среди водителей, сложности с достижением высокого уровня дохода в условиях установленной тарификации. С припиской: «Решение вопроса требует диалога между водителями и руководством сервисов такси».
«Не доставит неудобства воронежцам»
Вот как оценил вероятность заявленной на понедельник забастовки представитель общественного совета по развитию такси в Воронежской области, член региональной Торгово-промышленной палаты Станислав Садчиков, с которым мы пообщались 11 декабря — за четыре дня до заявленной акции:
Таксисты разных регионов России упоминали о понедельничной забастовке (они становятся традицией, не имеющей продолжения). Но каких-то чётких требований не выдвигалось. По нашей области пока конкретики тоже нет. Такого, условно говоря, как «нас 500 человек, мы там-то и там-то собираемся», я не слышал. Есть, конечно, вероятность, что у какого-то городского ТРЦ соберётся энное количество водителей, поговорят, может быть, сделают какое-то фейковое количество заказов. Но уверен, что всё это не доставит неудобства воронежцам, все, кто захочет, уедет без проблем. У таксистов есть претензии к «Яндекс. Такси». Но в любой сфере в нашей жизни кто-то согласен с определёнными правилам, кто-то нет. Так и в ситуации с такси. Агрегатор приучает водителей к дисциплине, следит за рейтингом водителя и, если рейтинг снижается, водителя могут не выпускать на линию. А снижается он за плохие оценки, поставленные пассажиром за хамство, грязный салон такси и т. д. Водителям это не нравится, агрегатор отсеивает их, и тогда таксисты начинают решать свои проблемы путём забастовок, призывая к этому и остальных.
«Пассажиры вечно ноют»
От себя добавим, что сфера такси — одна из самых серых зон сервиса в России. Не собираюсь считать деньги в чужом кармане, но отмечу, что комментаторы твердят о том, что там крутятся миллиарды, сопоставимые разве что с похоронным делом или сферой интим-услуг.
Да что говорить, если даже журналисту нереально получить комментарий у главного российского агрегатора — «Яндекс. Такси». У меня за последние два года это не выходило: на письменный запрос я ответа не получал, на звонки в пресс-службу отвечал робот, а на просьбу перезвонить или связаться со мной следует тишина.
Недавно довелось ехать с таксистом, которого я спросил, собирается ли он бастовать в понедельник? Собеседник задвинул такой монолог, что вся короткая поездка пролетела как один миг.

— В такси я работаю восемь лет, ещё недавно, до отключения интернета, зарабатывал в месяц до 200 тысяч рублей (10 — 11 тысяч в день «грязными») , сейчас выходит 130 — 140 тысяч (7 — 8 тысяч ежедневно). Кто-то из клиентов пожаловался на цены, которые «Яндекс. Такси» задрал за свои поездки, в прокуратуру. Там провели проверку, и агрегатор опустил цены, но сделал их ниже, чем были. Прокатиться в Новую Усмань за 600 рублей — это тебе как? Раньше это минимум 800 стоило, а то и больше.
Пассажиры вечно ноют: «Дорого, дорого», а сейчас машина стоит 1,2 миллиона. Акция, которую анонсировали на понедельник, точно ничего не даст, в однодневной забастовке вообще смысла нет. Надо стоять хотя бы пару дней и чтобы на линию вообще никто не выходил, но это нереально. В это время кто-то другой на линию выйдет и наши деньги заберёт.
Ценообразование в нашей отрасли вообще вещь непонятная. Сейчас заказы, как нам сказали, распределяет искусственный интеллект, планы спускают всем разные. Если в неделю исполню 172 заказа, мне доплатят 7 тысяч рублей (а раньше — 20 тысяч). То есть в день надо делать минимум 25 — 30 заказов без выходных, короче — сдохнуть в машине. Если в месяц посчитать бензин, выходит 50 — 60 тысяч, масло под замену — около 10 тысяч, а я вдобавок весь в кредитах. Когда отключали интернет, я редко, но забирал людей с остановок, брал с них по 500 рублей. «Яндекс. Такси» за то же расстояние взял бы по 800 — 1 000 рублей.
КСТАТИ
По данным министерства промышленности и транспорта Воронежской области, на 1 декабря в регионе в реестре легковых такси насчитывалось 7 772 автомобилей. При этом активных перевозчиков сейчас числится 1 932, из них 1 694 — самозанятых, 44 — юридических лиц, 194 — ИП.