Воронежский ветеринар-онколог рассказал, как уберечь питомца от рака
Чем старше животное, тем чаще нужно проводить осмотр
«Многие владельцы моих пациентов очень боятся слова «химиотерапия». И правильно. Я тоже его боюсь и ни за что не хотел бы испытать её на себе. Но я с ней работаю и, говоря честно, испытываю к ней очень тёплые чувства. Ведь она зачастую способна продлить жизнь пациента на месяцы или годы».
Эту фразу корреспонденты «МОЁ!» увидели на страничке в соцсети воронежского ветеринарного врача-онколога Павла Арепьева. Да, к сожалению, наши домашние питомцы тоже сталкиваются с таким страшным заболеванием, как рак. Специализация «ветврач-онколог» — важная и очень узкая. О ней корреспонденты «МОЁ!» и поговорили с Павлом Арепьевым, а также о том, как диагностируют онкологию у домашних животных, как её лечат и в чём успех выздоровления.
«Приходи ко мне лечиться и тигрица, и волчица»
Павел Арепьев говорит, что слабость к животным питал с детства. Обожал не только кошек и собак, но и змей, и хамелеонов, и пауков — всю эту экзотику, ещё будучи школьником, Павел осмеливался завести у себя в квартире. Уже тогда парень мечтал стать биологом.
Однако позже эти планы скорректировал внезапно заболевший его домашний хамелеон. Это была самка, она никак не могла разродиться. Павел не знал, как ей помочь, и отправился искать специалиста на факультет ветеринарной медицины в СХИ. К сожалению, любимую рептилию Павла не сумели спасти, и тогда он для себя решил, что хочет учиться врачеванию — лечить и спасать животных.
Павел поступил на факультет ветеринарной медицины и благополучно его окончил. Но что интересно — несмотря на неугасающую любовь к рептилиям (до сих пор в доме у ветеринара живут хамелеоны), лечить их Павел не берётся, оказывает помощь только теплокровным животным - лечит их от рака.
— Онкологией у животных плотно стал заниматься больше 10 лет назад, — рассказывает Павел Арепьев. — Как по мне, этот раздел в ветеринарной медицине очень интересен с точки зрения лечебной деятельности, так как диагнозы всегда разные, вплоть до уникальных случаев, с которыми сложно, но в то же время очень любопытно работать.
Опыта в этой области Павел Арепьев набирался как у российских коллег, так и у иностранных специалистов, прошёл много обучений и мастер-классов в Испании, Франции и Венгрии.
Павел лечит не только домашних собак и кошек, но ещё и волков, медведей, тигров, львов. По большей части эти хищные животные — питомцы зоопарков, частных коллекционеров или же артистов цирка. Так, например, семья дрессировщиков Багдасаровых не один раз консультировалась с Павлом по поводу животных.
— С Багдсаровыми я познакомился давно, лет 14 назад, кто-то им меня порекомендовал, — рассказывает Павел Арепьев. — Я осматривал их животных. С тех пор мы подружились, и, если возникает какая-то проблема, я не отказываю в помощи. Не так давно я проводил осмотр их тигров, у одного по кличке Амур, мы брали кровь для донорства. Очень люблю тигров. Они не только красивые, но мне ещё и интересно их лечить. Впрочем, как и всех кошек, так как в них больше загадок и их решения всегда сложнее, чем у других видов животных.
Ключевые вопросы
Говоря на тему онкологии, Павел Арепьев рассказывает, что рак у животных не имеет каких-то отличий от того рака, которым болеют люди. Суть заболевания такая же.
— Конечно, есть образования, свойственные только собакам, только кошкам, только человеку, но в большинстве групп злокачественных или доброкачественных опухолей всё очень похоже. И в постановке диагноза, и в лечении, — объясняет специалист. —Единственное — ветеринария несколько ограничена в методах лечения, не во всех регионах нашей страны доступна лучевая терапия и другие лечебные или диагностические моменты. Но по большому счёту, ветеринарные онкологи идут в ногу с онкологами, которые лечат людей, и делают одну и ту же работу. Отличие только одно: онколог общается с человеком, а ветеринарный онколог общается с животным через человека.
Павел Арепьев ответил на несколько вопросов, которые имеют важное значение для владельцев домашних животных.
Каким видам рака подвержены животные?
— Виды рака те же самые, что и у человека. Абсолютно все животные подвержены заболеванию, ну, может быть, за исключением слонов. Это заболевание у них встречается очень редко. Но опять же, слоны не только очень медленно растут, но и долго живут, и поэтому если этот процесс и начнётся, то его развитие будет не таким быстрым, если сравнивать с собакой. Собаки за год из щенка могут вырасти в большое животное и потому склонны к остеосаркоме — это патология костей, которая может случиться во время быстрого роста и увеличения массы.
Каковы причины онкологии?
— Причины онкологии — это мультивселенная. Не бывает какой-то одной причины, это, как правило, целый набор. Конечно, есть генетическая предрасположенность, есть такая вещь, как канцерогены, которые могут вызывать разные процессы. Если регулярно употреблять что-то из канцерогенов, обязательно что-то «вырастет». Рак может возникнуть и из-за стресса, особенно у кошек. И если животное находится в ремиссии, стресс может рецидивировать онкозаболевание. Ещё причина — пассивное курение. Кошки с курящими хозяевами в квартире чаще болеют онкологическими заболеваниями лёгких.
Как понять, что у животного рак?
— Стопроцентного признака нет. Если только не какая-нибудь шишка выросла, которую может увидеть владелец питомца. Но опять же, это могут быть не опухоли, а какие-то воспалительные процессы. Всё, что находится внутри, всё, что растёт внутри, то есть внутренние органы и мягкие ткани, — вот там да, есть вероятность. Но узнать, что и как, может только специалист при помощи диагностики. К сожалению, даже на протяжении очень длительного времени хозяевам трудно понять, что у их питомца серьёзное заболевание, животные могут никак это не демонстрировать. Например, собаки очень терпеливы, и то, что у них что-то болит, они могут показать только тогда, когда уже поздно что-либо делать. Поэтому животному, которому уже 4 — 6 лет, желательно проводить профосмотр хотя бы раз в год. Чем старше животное, тем чаще должны быть осмотры.
Как диагностируют онкологию?
— В диагностике те же самые алгоритмы и анализы, что и при диагностике человека. Есть, конечно, и специфические моменты заболевания. Но это уже может определить только врач.
Как лечить?
— Ответ тот же самый — как и людей. Хирургия и химиотерапия. Или иногда просто химиотерапия — это рутинная процедура, но она даёт успешный результат. Вот недавно была собака с нетипичным проявлением лимфомы — это опухоль лимфатической системы. Иногда эти опухоли маскируются под гепатит, собака может пожелтеть, поэтому это может диагностироваться как инфекционное заболевание или отравление, но на самом деле это лимфома. Оперировать нельзя, лечить только химиотерапией. И вот мы пролечили эту собаку, после 2-й процедуры химии она уже бегает. К сожалению, пациенты с онкологией стали встречаться всё чаще. Это не связано с тем, что рак молодеет, а скорее с диагностикой и вниманием владельцев, которые обращаются и добиваются диагноза. Всё-таки поставить диагноз — на это не все готовы, потому что это финансово затратно.
Павел Арепьев говорит, что комплексное лечение, например, рака молочной железы у кошки — с операцией, с химиотерапией, обследованиями — будет стоить не менее 80 — 100 тысяч рублей. Бывают варианты гораздо дороже — например, какой-то один препарат может стоить порядка 70 тысяч рублей.
— Но мы предлагаем разные варианты и схемы, а дальше выбор за владельцем, — говорит Павел. — Достаточно много людей, которые не готовы слышать страшный диагноз и не хотят понимать, зачем лечить животное. Либо считают — если питомец заболел, значит, на этом всё. Часто люди усыпляют животное или доводят до отвратительного состояния «благодаря» непрофессиональной помощи или вовсе отсутствия лечения. Наша же задача не только продлить жизнь животному, но ещё и улучшить качество жизни. Увы, не все опухоли готовы отвечать на лечение, не все собаки и кошки способны его перенести. Тем не менее в большинстве случаев мы добиваемся положительных результатов, улыбок на лицах владельцев и увеличение продолжительности жизни наших пациентов, что максимально ценно.
По словам ветеринарного врача-онколога, продолжительность жизни онкобольных животных после лечения можно увеличить от нескольких месяцев до нескольких лет.
— Всё зависит от патологии, от своевременности обнаружения образования, от того, как складываются отношения между врачом и хозяином животного. Ведь его, по большому счёту, лечит владелец. Если он не будет выполнять рекомендации врача, то пользу он своему питомцу не принесёт.
Как предупредить онкологическое заболевание?
— Таблеток, предупреждающих болезнь, нет. Соблюдайте норму во всём, любите своего питомца и максимально уделяйте ему время.
Автор:
Комментарии (4)