Как воспитывают и тренируют лошадей на легендарном конезаводе в Воронежской области

На Хреновском конезаводе — самом знаменитом в России — сегодня «воспитывается» более 300 символов наступающего, 2026 года

17:45, сегодня
262

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Как воспитывают и тренируют лошадей на легендарном конезаводе в Воронежской области

По восточному календарю 2026 год — год Красной Огненной Лошади, которая символизирует независимость, скорость и динамику. Уж чего-чего, а динамики и движения на Хреновском конезаводе — крупнейшем в России, где разводят орловских рысаков, — точно хватает! Будущие жокеи и наездники, обучающиеся в единственной в России школе наездников, каждый день не только в седле или на качалке (лёгкой двухколёсной повозке), но и в денниках и левадах общаются со своими подопечными. Которые, кажется, ничуть не уступают двуногим в умении слушать и слышать человека. Корреспонденты «МОЁ!» убедились в этом сами.

Хомут на всю жизнь

Летом 1983-го я провёл в Хреновом около полутора месяцев со стройотрядом ВГУ, тут мы построили четыре коробки колхозных домов, а жили на территории конезавода. И каждое утро начиналось с созерцания одной и той же картины: по 800-метровому овалу перед центральной усадьбой наездники в качалках нарезали круги, тренируя лошадок. И вот как будто снова вернулся в те годы...

Хреновской конный завод основан 24 октября 1776 года графом Алексеем Орловым-Чесменским. Здания возводились с 1810 по 1818 год.   Здесь выведена орловская рысистая порода лошадей, признанная национальным достоянием России.

Местный музей, созданный в 1951 году, насчитывает полтысячи экспонатов: макет всей территории завода, фотографии, подковы, сбруи, хомуты, качалки, другая лошадиная атрибутика, в том числе раритетная, кубки, завоёванные здешними «орловцами» в разные годы.

Марина Само­роковская

Хранитель фондов музея Марина Самороковская достала книгу размером с крышку столика для кофе и весом килограммов в семь и начала листать её страницы:

— Недавно мы дополнили экспозицию книгами XVIII — XIX века о племенных лошадях, это что-то типа летописи орловской породы. На каждой странице записана родословная конкретной лошади, её деды-бабки, родители, стоимость. Вот, например, запись от 1875 года: кобыла Яцольда, прописана вся её родословная и стоимость — 400 рублей. В конце XIX века на конезаводе было порядка 3 тысяч лошадей, сейчас — триста.

Богатый Улов

Первая лошадь, которую видят гости на пути из музея на сам конезавод, сделана из алюминия. Это памятник жеребцу Улову — всесоюзному рекордисту на дистанции ­3 200 м
(рекорд продержался 40 лет). От него было получено 300 жеребят. Улов — основатель новой линии в орловской рысистой породе. А его могила находится под стенами завода.

Александр Королёв: «Лошадь — друг человека»
Фото:

Вместе с бригадиром предприятия Александром Королёвым неторопливо пересекаем 800-мет­ро­вый овал перед центральной усадьбой, замедляемся возле памятника Улову. Отвечая на мой вопрос о том, кто ближе для человека — собака или лошадь, — Александр, подумав, поясняет:

— Трудно ответить. И те, и те чувствуют ваше настроение, всегда настроены на хозяина. Наверное, всё-таки лошадь ближе нам. А может... собака. Сложный вопрос. 

Из ворот две девушки вывели молодую лошадку и пошли рядом с ней по кругу. Это самое начало, потом специалисты будут определять, куда она больше сгодится — для наездника (качалки) или жокея (верховая езда). А может (и чистота породы тут ни при чём), ни туда и ни туда, а только, условно говоря, пахать огороды. Каждая породистая лошадь имеет более десятка параметров своего хода — длина шага, его частота, выброс ног и многое другое, — и только специалист может определить её дальнейшие пер­спективы.

Фото:

Поговорим о высоком

Помещения конезавода, построенные в XIX веке, — тоже музей, всё старинное, высокое и просторное. В выводном манеже на полу ковёр. Пригляделись — нет, не ковёр, а орнамент, выложенный из разноцветных камешков. Это элемент эстетики, сюда выводят лошадей, на которых смотрят десятки людей, сидящих за столом и визуально оценивающих «орловцев». У каждой лошадки — свой огороженный денник с табличкой, где указано имя, родители и результаты, показанные на скачках. Ветфельдшер Ася Бутакова двигается между денниками.

Ася Бутакова

Зашла в гости к Нумизмату — сыну папы Историка и мамы Нерли.

— Каждое утро я обхожу всех своих подопечных, чтобы посмотреть их состояние, не хромают ли, не хворают? Мне кажется, что лошади ничуть не глупее людей, а сопереживать человеку могут лучше многих двуногих, — рассудила она и начала профессиональное общение с хозяином денника.

В меню — овёс и силос

Настя Великанова, обучающаяся в здешней школе наездников, общалась с Валаамом, которого ей скоро предстояло запрягать в качалку.

Фото:

— Лошади — это моё, — сказала девушка, — я с раннего детства мечтала общаться с ними, и вот теперь мечта сбылась. Для кого-то 2026-й — это год Лошади, а у меня каждый год такой.
На конезаводе сейчас порядка 300 породистых лошадей и 15 — 20 «вспомогательных» — тяжеловозов для развозки кормов и перевозки навоза. 

Средний дневной рацион лошади — 6 кг овса и 3 — 4 кг силоса. С кормами тут проблем нет, всем всего хватает.

Знаменитая орловская порода — национальное достояние России
Фото:

Выборы с «голосованием»

Возле одной из левад (искусственного огороженного пастбища) конезавода — группа людей.

— Покупатели выбирают, — вполголоса пояснил Александр Королёв. 

Кстати, цены на лошадей, что называется, конские: стоимость «орловца» может колебаться от нескольких сот тысяч до миллиона рублей и выше.

Алексей Послухаев

Главным в этой группе оказался Алексей Послухаев — заводчик, основатель ипподрома в Бабяково.

— Всего у меня порядка 70 лошадей, — рассказал он, — хочу купить 2 — 3 лошадок, главное, чтоб спокойные, детишек катать будут. Я часто делаю здесь покупки. А вообще-то проблемы российского коневодства надо решать на уровне правительства, в нашей отрасли очень много несуразного. Но это уже тема для серьёзного разговора...

От левады заводчик перебрался в манеж, где продолжил уже предметный просмотр «соискателей» — как ходят под седлом, как держат голову, не кусучие ли, нет ли каких изъянов...

Фото:

Заводчика сопровождала зоо­техник-селекционер Светлана Губарева:

— Лошади как люди — свой характер, перепады настроения, разные эмоции, тут много тонкостей, — рассказала она.

И верно. Кто-то из встреченных нами в тот день «орловцев» приветственно ржал, кто-то бил копытом, а один пытался тяпнуть меня за руку через прутья...

В год Лошади Хреновскому конезаводу исполнится 250 лет, на 2026-й запланирована масса мероприятий. В том числе несколько скачек, в них наверняка поучаствуют и те, кто сегодня находится в денниках, пасётся в левадах и бегает с качалкой перед центральной усадьбой конезавода, который каждый год посещает порядка 4 тысяч гостей.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».