Вадим Булатов

1 1079 7

ЮЖНОЕ ТУРНЕ

IХ. 25 ИЮЛЯ

Ночь прошла хорошо, не считая того, что кавказцы всю ходили туда-сюда, зажигали в комнате свет, открывали окна и выходили под них курить, что табачный дым несло наверх, и включали гудевший вентилятор, хотя в комнате не было жарко. Но я боялся, что будет гораздо хуже. Потому что большинство кавказцев для меня – просто звери. Без интеллекта и культуры.

По пути на вокзал сфотографировал памятник Ленину, который прошлым вечером получился не ахти. Добрался без происшествий.

Но даже на автовокзале такого крупного города, как Краснодар, не нашлось терминала для карточек. Я не могу потратить деньги с пластикового прямоугольничка!

Отправление автобуса в 8:04. Я стою у выхода на посадочные площадки и смотрю «свой» автобус. Вижу все площадки, всё хорошо просматривается, кроме одной: её загораживают какие-то киоски (я даже не предполагаю, что за киосками что-то может быть). В 8:04 иду и узнаю у администратора про автобус. Оказывается, он давно подан. На ту площадку, что была скрыта от моих глаз. По времени я должен был пролететь с посадкой, но мне повезло, что автобус отправился лишь в 8:10. А через 17 минут я покинул Краснодар. (Навсегда ли?)

10:34 – въезд в Майкоп.

10:45 – я выхожу на привокзальной площади. И здесь, как в Краснодаре, два вокзала находятся на одной площади, только не друг против друга, а под прямым углом.

Я подхожу к местному таксисту, как окажется – адыг, и спрашиваю про гостиницу-хостел. Он же интересуется целью моего приезда. Посмотреть республику, её достопримечательности. Он вызывается сделать мне экскурсию, так как автобусы сейчас по достопримечательностям не ходят, из-за коронавируса, а после «устроить» и на ночлег. Мы сторговываемся за 2500.

И даже не сделав ни одного фотоснимка в Майкопе, в 11:13 я выезжаю из столицы Адыгеи.

Под Майкопом увидел необычные яблоневые сады. Деревья мелкие и хрупкие, что их приходится подвязывать к рядом стоящим столбикам. Но усыпанные плодами.

Сначала мы остановились в Каменномостском. Там каньон. Вход 500 рублей. А экскурсия долгая. Поснимал реку издалека. Сфотографировал и себя на фоне дорожного указателя.

Потом остановка у водопадов Руфабго. Вход тоже 500 рублей. Я пошёл вдоль реки и нашёл к ней «левый» спуск. Довольно опасно. Я даже руку себе проколол каким-то растением, хватаясь за его ветки. Если бы не деревца, растущие на склоне, сорвался и покалечился бы.

Но зато снял красивые виды бурной реки. Водопадики там были маленькие и далеко. Но всё же на фото различить можно. Подъём оказался ещё более сложным, чем спуск. Я испачкал землёй ноги, но всё же вышел победителем в единоборстве с природой.

Потом водитель отвёз меня к Девичьему (Казачьему) камню, совсем недалеко от водопадов. Вот что я выудил из интернета.

«Говорят, камень этот давным-давно служил неким обозначением границы двух соседних селений – Хаджоха и Даховской. Казаки постоянно хитрили: дружно передвигали его, чтобы захватить лишний метр соседской земли. Зачастую такие «соревнования» устраивали, когда разногласия между жителями поселений особенно обострялись. До сегодня дошёл исторический факт. Однажды на эти земли решила наведаться кубанская комиссия с инспекцией. Навстречу чиновникам вышел атаман: оседлав коня, он забрался на огромный камень для приветствия проверки. Слух о таком поступке казака разнёсся на всю округу, а тот самый камень получил имя Казачий.

Ещё одно предание связано с древним обычаем населения. После осеннего сбора урожая и завершения подготовки к зиме все жители района собирались на весёлый праздник. Во время торжества молодые люди доказывали, что они готовы стать настоящими мужчинами: исполняли джигитовку, проходили сложные проверки на ум, ловкость и силу. Одно из самых трудных заданий проверяло умение юношей управляться с конём: нужно было верхом взобраться на самую опушку Казачьего камня по узкой, крутой тропе.

Однажды во время праздника лил сильный дождь, никто не смог одолеть его. Когда все уже было отчаялись, откуда ни возьмись появился безусый джигит. Он с лёгкостью взлетел на вершину, вызвав восхищение у зрителей и старейшин, что следили за соревнованиями. Когда герой снял папаху, тёмные локоны рассыпались по его плечам – оказалось, что это девушка. Лица наблюдателей тут же стали суровыми, они остались недовольны подготовкой молодых казаков. С тех пор состязания больше тут не проводились, а камень, что до этого именовали Черкесским, прозвали Девичьим.

Но у этой легенды есть продолжение. Как только старейшины увидели, кто же на самом деле одолел камень, стыдно им стало за своих джигитов. Они закричали: «Эй, шайтан!», после чего все кинулись ловить девушку. Никто снова не смог взобраться по скользкой тропе, поэтому юная наездница успела скрыться, оставив зрителей и старейшин ни с чем. Так и получил камень ещё одно имя – Шайтанский.

Много историй и преданий ходит вокруг достопримечательности, одна интересней другой. Например, местные экскурсоводы рассказывают, что Казачий камень возили на престижную выставку в Европе как самый большой в мире, но это утверждение легко можно оспорить: такие крупные обломки встречаются повсеместно, причём ещё несколько подобных глыб имеются и на территории Краснодарского края и в Адыгее. В 1973 г. ему был присвоен статус геологического памятника природы регионального значения».

После камня таксист засобирался обратно.

«А как же пещера?» - возмутился я.

За доставку к пещере ещё 1000.

Мы доехали до Апшеронского района, проехав на юг Майкопский. У указателя «Большая Азишскаая пещера. 500 метров» остановились. Это ещё был Майкопский район. Дальше я пошёл пешком. И вошёл в Апшеронский район Краснодарского края, то есть, вышел из Адыгеи.

Оказалось, что билет в пещеру стоит тоже 500 рублей. Здесь уж я решил не экономить. Быть возле входа и не попасть внутрь – буду жалеть потом.

Но время до экскурсии было, я перекусил какой-то выпечкой. Попробовал воду «Лаго-Наки». Уж сильно мучила жажда.

Экскурсовода ждать не стал, в одиночку пробежал пещеру туда-сюда: она не такая уж большая. Сделал снимки и видео и заторопился обратно. Снова в Адыгею. Там меня уже заждался мой извозчик. А по пути купил много магнитиков.

Несколько раз мы ещё останавливались, для фотосессий. Много интересных снимков получилось с реки Белой, а её переход (по мосту) был снят мной и на видео.

Впервые в России увидел дорожные указатели населённого пункта с нарисованными домиками. Раньше такое видел только в Белоруссии.

За экскурсию по Майкопу водитель запросил ещё 500 рублей. И того – 4000.

(Выписка из интернета.

Республика обладает значительными запасами разнообразных минерально-сырьевых ресурсов. На её территории имеются месторождения кирпичных глин и суглинков, облицовочных камней, цемента, песчано-гравийных материалов, строительного гипса и песков, высококачественных известняков, глауконитовых песчаников, пригодных для создания новых производств. Большие объёмы ресурсов нерудного сырья создают предпосылки для развития предприятий межрегионального значения, производящих стройматериалы.

Адыгея — индустриально-аграрная республика, с такими отраслями промышленности, как пищевая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, машиностроение и металлообработка.

Основу агропромышленного производства составляют растениеводство, свиноводство, овцеводство, промышленное птицеводство, племенное коневодство.

Развит авто- и железнодорожный транспорт, судоходство по реке Кубани.

Из полезных ископаемых промышленное значение имеют запасы нефти, газового конденсата и природного газа».)

В Майкопе ходят троллейбусы, газельки и пазики (им подобные).

Впечатления от майкопского городского парка не ахти какие. Парк хороший, но не более. Не произвёл впечатления. Подъехали и к мечети. Но она находилась в стадии ремонта.

После окончания поездки меня высадили недалеко от вокзала, у заброшенного хостела. Благо, что там был номер телефона, по которому я и позвонил.

«Что вы хотите, что вы хотите, что вы хотите?» - перебивая меня, несколько раз задала один и тот же вопрос женщина. Что я могу хотеть в хостеле? Переночевать я хочу. 500 рублей ночь. Отлично. Просили подождать.

Ждал долго. Когда уже собрался уходить и искать другую гостиницу (адреса в моём блокноте были), подошёл молодой человек не старше 30 лет.

Сразу сказал мне, что «гостиница» комфортабельная. Я спросил его про горячий душ. Нет, такого нет, только холодный. Больше я ни о чём спрашивать не стал.

Спросил как меня зовут, после того как сфотографировал паспорт. Потом объяснил, как пользоваться ключами, которые заберёт утром. Вышел, попрощавшись, кому-то позвонил и снова вернулся, объявив, что будет со мной ночевать. Какие здесь варианты: кого-то ещё приведу на ночь, или не тот, за кого себя выдаю – несоответствие фотографии в паспорте и сегодняшней физиономии?

Узнал, что есть парк военный где-то за железнодорожными путями. У охранника на вокзале с трудом выбил, что обходить вокзал нужно справа.

К вечному огню долго идти. Я даже пожалел, что пошёл. Люди встречались крайне редко.

Мемориал «Памяти павших» оказался обычным. Затрапезным. Ничего необычного. Правда, есть военная техника Великой Отечественной.

Вообще от Майкопа остались посредственные впечатления. И даже удачная поездка по Адыгее тоже не радовала к вечеру. Ну что я, рек что ли не видел, или в пещере никогда не бывал?

Взял билет на 6:30 до Армавира. Потому что прямого рейса на Черкесск не было (Армавир же не входил в план моей поездки). Налички осталось 16 тысяч. Но на карточке почти столько же, не тратил ещё, кроме мелких покупок в магазинах.

Вечер. Город вымер. Лишь машины полиции и росгвардии ездят. Людей нет.

Сходил в магазин, купил «Армавирский» кефир и творог.

А в гостинице, кроме молодого человека, появились и другие «хозяева» (наверное, пришли на меня посмотреть): мужчина и женщина. Орудовали на кухне.

Лёг спать в восемь вечера. Но долго не мог уснуть. Внизу слышались хождения и разговоры.

Потом уснул. Но часто просыпался от посторонних звуков. Вот тебе и «комфортабельный» хостел!