Вадим Булатов

0 606 4

ЮЖНОЕ ТУРНЕ

ХI. 27 ИЮЛЯ

Ночь в Пятигорске прошла нормально. Я часто просыпался, снились какие-то сны. Но зато ноги не сводило: с вечера намазал их мазями и гелями.

Вчера вечером, при входе в вокзал, меня заставили положить на жилетку (с диктофоном, телефоном, фотоаппаратом) на рентгенотелевизионную установку, после чего и на других вокзалах вместо того, чтобы вынимать всю свою «технику» и металлическую мелочь и складывать её в специальную коробочку, я стал снимать и «просвечивать» жилетку.

В Пятигорске ходят и маршрутки, и автобусики, и даже трамваи. Троллейбусов не видел. А то бы этот город сделал бы наш Воронеж.

Утром небольшой выход к вокзалу: снял несколько видов. Зашёл в здание (на металлодетекторе «сработали» мои таблетки от сердца: надо же – в первый и последний раз) и в пригородных кассах купил за 11 рублей с копейками (если не изменяет память) билет до Лермонтовской. Я считал, что это будет город Лермонтов. Но потом сомнения родились во мне, и как оказалось, не зря: Лермонтовская (Лермонтовский) – это тоже Пятигорск. Лермонтов же остаётся чуть в стороне от основной железки, и несмотря на то, что дорога там есть, по ней ходят только грузовые составы.

За 9 минут я дошёл до гостиницы, собрал пожитки и в 8:01 вышел.

Я успел на электричку, отправляющуюся на 8:22. На Лермонтовской у меня было ровно 30 минут, так как следующая электричка из Пятигорска уходила в 8:52.

Надо торопиться. Автобус из Минеральных вод выходит в 11:25 (так у меня записано). Надо успеть на него. Иначе весь день «поломается».

В 8:11 я прошёл охрану вокзала и начал фотосъёмку на станции. Но перед этим меня долго «шмонали». Заставили разбирать рюкзак. «Что у вас там металлического 12 штук?» А у меня совсем вылетело из головы, что это батарейки для фотоаппарата, которые, кстати, в поездке не пригодились. Потом заставили выложить всё содержимое моей жилетки, и его отсканировали на установке.

Одна всего остановка. Через 5 минут после отправления я был уже на станции Лермонтовская. Там тоже доскональный досмотр на разного рода установках, вплоть до ручного металлодетектора на теле. Здесь ни на минуту не забывают о многочисленных терактах в районе Кавказских Минеральных Вод, в том числе и на железной дороге.

9:02 – ст.Машук (Иноземцево).

«Баранина.

А Нина – раб. (9:05, Иноземцево /Железноводск/ Ставропольского края)»

9:06 – ст.Иноземцево (Железноводск).

9:12 – ст.Бештау (Железноводск).

9:19 – о.п.Змейка (Бородыновка).

9:24 – о.п.5-й км (Минеральные Воды).

9:30 – о.п.3-й км (Минеральные Воды).

9:34 – ст.Минеральные Воды.

На станции мне понравилось. Но долго не мог попасть на вокзал. Надо было сначала выйти в город, а потом пройти через процедуру досмотра. Не помню, почему я не купил билет на электричку до Ставрополя. Но так или иначе судьба занесла меня на автовокзал.

Он в Минеральных Водах небольшой. Никакого досмотра, только двое полицейских проверяют документы. Даже металлодетектора нет.

И здесь я допустил ошибку. Я спросил у кассира не ближайший автобус, а именно рейс 11:25, что был записан у меня (я считал, что раньше не доберусь). Кассирша же не поинтересовалась, почему я не хочу ехать раньше. Из-за этого я пропустил аж два автобуса на Ставрополь (билет 430 рублей + за багаж). И целый час прошлындал без дела.

Чтобы как-то убить время купил два «горячих пирожка», на самом деле оказавшихся еле тёплыми – 35 рублей с печенью (такого ужасного произведения кулинарии я никогда в своей жизни не ел) и 30 рублей с капустой (намного лучше, чем с печенью, но тоже оставлявший желать лучшего).

Я даже хотел было ехать на частном извозчике, который просил тысячу, а когда я созрел, заломил полторы (потому что к нему подсели «коллеги», и ему не хотелось перед ними «позориться»). И я купил билет на автобус. Двое дежуривших на автовокзале полицейских уже не обращали на меня никакого внимания: я стал для них своим, мотаясь туда-сюда. Даже прощался с ними, когда хотел уехать на такси, а потом снова вернулся, чтобы купить билет на рейсовый. Терминал был на кассе, но кассирша («вредная» для меня во всех смыслах) его спрятала, и я заметил, когда уже расплатился наличкой.

10:52 – отъезд от автостанции Минеральных Вод.

10:56 – Минеральные Воды остались в прошлом.

11:59-12:07 – Невинномысск.

12:39 (в 12:42 – указатель) – въезд в Ставрополь.

Ставрополь открылся огороженными посадками деревьев, в основном хвойными, с добавлением лиственных, специально посаженными на вырост.

В 12:49 прибыли на автостанцию «Южная», но никак не на Центральный вокзал. Нет ни детекторов, ни металлоискателей, ни рамок, ни полицейских, ничего такого. Расслабились!

Что интересно: проезд в городском транспорте оплачивают при выходе, а не при входе, как в Воронеже (где после проезда деньги взимаются лишь в единичных маршрутах). Здесь же в одной газельке деньги потребовали сразу, и пассажирка одна возмутилась такими правилами. Я же, привыкший платить сразу, при выходе испытывал некоторую неловкость (некомфортность), когда выходил «не заплатив».

Путь от одной автостанции к другой оказался неблизким. Я снимал его на видео.

Попросил Юру найти мне адрес гостиницы возле Центрального автовокзала, с которого мне предстоял отъезд в Элисту. Но Юрий ошибся и дал мне адрес рядом с автостанцией «Северная», что и решило судьбу моего путешествия на этот день. Я не рискнул снова переться через весь город на маршрутке туда, а потом обратно (не заросла ещё кисловодская «рана»), взял билет на ближайший автобус в Калмыкию (через 20 минут, что тоже сыграло свою роль) и быстренько уехал, так и не посмотрев толком красивую столицу Ставрополья. Так я всё это Ставрополье и промахнул «не глядя». Но зато «сэкономил ещё один день».

Кстати, на Центральном вокзале тоже нет охранников и полицейских. «Рамка» стоит, но она не работает. Разительна картина сия между центром и периферией, где проверяли чуть ли не каждую нитку на моей одежде. С масками на лицах здесь такая же картина, как в родном Воронеже: никто почти не ходит с ними и нигде ничего такого не требуют.

В Ставрополе заработали обе симки в телефоне. То у меня был только МТС, а теперь появился ещё и Билайн. (А где же кровное Tele2?)

На вокзале попросил какую-то девушку в киоске подзарядить мне телефон: деньги она не взяла.

Второй раз за поездку сходил в платный туалет (20 рублей).

За день потрачено почти 1500 рублей (билет до Элисты – 720). Ещё предстоят траты за ночлег.

А до Элисты где-то 5 часов пути.

Когда я находился в Кавказских Минеральных Водах, мне на телефон пришло сообщение, что в Краснодарском крае (по всему побережью Кавказа) идут ливни. То же самое произошло и сейчас: уезжавшему мне из Ставрополья пришло сообщение, что на этот район надвигаются дожди. Позже тучки начнут сгущаться и над автобусом, что повёз меня в Калмыкию. Осадки шли за мной по пятам.

14:10 – отправление с автовокзала.

14:29 – выезд из Ставрополя. Находился в этом городе 1 час 50 минут.

14:22 – проезжаю серо-зелёное (желтизны не видно) поле низкорослого подсолнечника: то ли его поздно посадили, то ли всё дело в засухе (то ли и то и другое). Вообще горы начинают сменяться полями. Пошли пашни, но не чёрного цвета, как в Черноземье, а бежево-жёлтые.

В Светлограде (15:22-15:40; не выходил из автобуса, боясь потерять место: зашло пять человечков цыганской национальности) подсело несколько человек, но мне удалось сохранить свободное место рядом со мной (не люблю тесноту), хоть и предлагал одному дяде присесть: но тот меня (бородатого) испугался.

Около 16 часов попали во внушительную пробку: опять ремонт дороги.

В Ипатово (16:31-16:50) сходил даже в туалет, деревянный сортир. Бесплатно.

В Дивном (17:18 – 17:50; выходил; стоянка была долгой, так как водитель обедал в местном кафе) впервые за поездку увидел калмыков: граница регионов недалеко.

(Выписка из интернета.

«К основным полезным ископаемым Ставропольского края определяют: нефть, газ, титано-циркониевые россыпи, стекольные пески, строительные материалы, теплоэнергетические и минеральные воды. Также имеются месторождения радиоактивных и редких металлов. Есть предпосылки на выявление природных удобрений в промышленных масштабах – боратов, цеолитов и фосфоритов. Всего в регионе открыто около 300 месторождений подземных залежей. И значительная доля от общей стоимости всех ресурсов приходится на строительные материалы (почти 42 %). Второе место в списке полезных ископаемых Ставропольского края занимает углеводородное сырье (38 %). Также хорошие резервы имеются у геотермальных вод, открыты объёмные кладовые: Георгиевское, Терско-Галюгаевское, Нижне-Зеленчукское и Казьминское.

Одним из важных достоинств края являются минеральные лечебные воды. Уникальный ресурс представлен 40 разновидностями, среди которых радоновые, кремниевые, йодобромистые, горько-солёные и железистые воды. На государственном балансе числится 32 месторождения с суточным запасом 23 тыс. кубических метров. Основные резервы сконцентрированы на 14 месторождениях (Ессентукское, Железноводское, Кисловодское, Суворовское, Кумагорское и другие). На территории региона, на базе Кумагорских источников, располагается ещё два грязеобразующих озера. Данные полезные ископаемые Ставропольского края не имеют аналогов по всей Евразии.

Одной из важнейших отраслей экономики Ставропольского края является сельское хозяйство. Край специализируется на выращивании зерна и подсолнечника, в животноводстве – на скотоводстве, в частности на овцеводстве. Широко представлено и садоводство, виноградарство, пчеловодство. В экономике края важные позиции занимает электроэнергетика, которая представлена рядом гидроэлектростанций, расположенных на реках региона: Ставропольская ГРЭС, Невинномысская ГРЭС, Егорлыкская ГЭС. Курортное направление известно Кавказскими Минеральными Водами – район, расположенный в крае, является эколого-курортным регионом»).

17:58 – проехали первый рукав озера Маныч, и началась Калмыкия (второй рукав уже на территории этой республики).

18:00 – указатель, что это уже Хальмг Тангч (название республики по-калмыцки). При въезде на территорию Калмыкии обе симки в телефоне стали снова МТС.

И рельеф как-то круто изменился: выутюженная как простыня земля (конечно, потом я увижу и холмы, и овраги) от одного горизонта до другого напомнила мне казахские степи, только те – пустынные (я видел их зимой), а на этой – какие-то деревца (то ли кустарники) растут. Но они редки. Есть дикие всходы, а есть посадки на пашне (как будто их недавно посадили), но недалеко от дороги.

Однотонный «мотив», тянущийся на десятки километров. Трасса пустынна: встречные автомобили мелькают редко. Наш автобус набрал хорошую скорость. Время от времени наблюдаются «хуторки» из 2-6 домиков.

18:44 – закончился Приютненский район и начался городской округ Элиста.

В 18:46 въехали в Элисту. Нас встретил разрушенный указатель этого города, подвергшийся массированному нападению вандалов: на несколько метров разбросаны каменные буквы.

В 18:48 появился и дорожный указатель. На этот никто не позарился.

Ветхие деревянные заборы, хотя есть и кирпичные. Попался обветшалый памятник, за которым никто давно не следил: обсыпавшийся и некрашеный. Бедновато. Вид районного центра, но никак не столицы республики. Хотя подобные виды я встречал даже в Минске, например. Да и в российских городах такого полно. Не является исключением и Воронеж. А уж Брянск и вовсе в разрухе (Ростов-на-Дону за год до Олимпиады тоже удивлял раздраем). Но тут хотя бы видно, что это большие города. А Элиста напоминает Майкоп, даже хуже.

Бросаются в глаза частые пивные. «Куда ж нам без живого пива, которое делает нас мёртвыми (19:00)».

В 19:09 я сделал первый фотоснимок с калмыцкой земли – автовокзал. (Где-то недалеко, судя по указателю – железнодорожный.) Стражи порядка – узкоглазые парень и девушка – стоят неподалёку от здания. К ним я подошёл и спросил.

– Автобус от автовокзала в город ходит?

– Нет, не ходит, вон такси, они вас довезут.

Я ещё задал несколько вопросов. Но ответ был примерно один и тот же: про таксистов.

Вход на вокзал свободный, охраны нет. В зале сидит негритянка. Отправка завтра в 11:50, но рейс проходящий, и билеты сегодня не продают (завтра подойти к 11). Я спросил в кассе, сколько до Первого микрорайона (адрес мне дал Юрий), и мне ответили, что 20 минут.

Таксисты вызывались довести в город, но помня Кисловодск, я им отказывал.

Начался мелкий дождик: всё-таки догнал меня (с Краснодарского края), но уже сильно ослабевшим.

Отошёл от вокзала, типа, в город вышел. Снова попадаются негритянки. «Я что, не в Калмыкию, а в Нигерию приехал?»

Молодые люди посоветовали сесть мне на автобус «2». Но, постояв немного, я понял, что автобусы уже не ходят (а ещё нет и половины восьмого вечера).

Купил мороженое. Оказывается, в Калмыкии нет местного холодного лакомства. Всё привозное.

Проспект Городовикова, здешнего героя. Я познакомился с двумя женщинами, и они сказали мне следовать за ними. Потом одна свернула, и мы остались вдвоём. Но потом пришёл черёд сворачивать и другой. Она мне объясняла: «После круга (автомобильного) налево», но при повторном объяснении уже произнесла «направо». Так куда же?

«Направо. А потом прямо пойдёте и снова налево». И несколько минут в таком же духе. Я, как мне показалось шёл прямо: никаких там лево-право не было. Чуточку левее повернул.

Шёл 33 минуты (от вокзала) до этого «круга», а микрорайон, что нужен, только после второго (или даже третьего – не помню уже) начинается. Пошла череда (шесть штук) пивных забегаловок («Пивзона»), после которых «нарисовались» целых две конторы ритуальных услуг. Зато на всём пути повстречал я лишь два мелких продуктовых магазинчика, что-то вроде «пирожки-шоколадки».

(Минут за 20 дошёл и до второго (или третьего) круга. Ушёл влево. Я потом эту этот путь так и не смог найти на карте Элисты. Но вроде как улица называлась 1-й микрорайон.)

По карте же я (смотрел уже дома, в Воронеже), дойдя до первого круга, повернул направо, прошёл ещё два круга и повернул налево, на улицу Джангара. И вот там во дворах действительно есть дом номер 13. Во бродил! Как бредил!

Дома шли странно: 22, 24, 20, 18, а на другой стороне улицы – 16, 8, 7… Мне же нужен был 13-й. Я матерился и спрашивал и спрашивал прохожих. Позвонил моя знакомая Валентина. Я просил её не бросать трубку, а побыть со мной, пока я найду эту проклятую гостиницу. Не хватало заблудиться на ночь глядя в этом неприглядном городке.

В одном месте углубился во дворы, спрашивал там; сначала набрёл на здание с какой-то организацией, где сторож показал мне наискосок: вот она. «Она» оказалась не гостиницей, а общежитием. Без душа, без столовой и кухни, с ******* чем-то липким линолеумом в коридоре, с разбитым унитазом в номере, отсутствием горячей воды (опять сравнение с Майкопом).

У дверей меня встретили танцующие и кричащие пьяные «студенты». Даже потом какая-то потасовка там случилась, кто-то грозился вызвать полицию.

800 рублей номер. Оформляла меня какая-то поддавшая молодая женщина. Долго. Закончились чернила в ручке. Пришла другая, чем-то недовольная, невоспитанная. Плату взимала она. С тысячи сдачи не нашлось. Пообещала дать утром. Но я забрал деньги. Пошёл в «Пятёрочку» (печёночный паштет, лаваш, 2 литра негазированной воды и квас «Русский узор», хороший: крепкий, полусладкий) и разменял. (Интуиция меня не подвела: на следующее утро этой женщины не наблюдалось.)

Ключ от двери заедал, в номере стояла непонятная вонь. Пришлось проветривать: открывать окно. Налетели комары: двух ухлопал. Кровать имела такой вид, будто на ней спало много постояльцев, но бельё ни разу не меняли. Полотенце не прилагалось.

Кресло старое, продавленное, чем-то залито. В туалете из пола поступает вода: можно замочить ноги не понятно в чём.

Перед сном я кое-что накропал.

«Когда я работал в СМЭ (судебно-медицинской экспертизе), нет-нет да и происходили случаи, когда детей приводили (приносили) брать ДНК. Процедура не дешёвая.

Но папашам надоедали мамаши, и они хотели бы отказаться и от жёнушки, и от своего чада (если оно ещё и не его), чтобы уйти к другой кралюшке. Ну, а если отцовство подтвердится, то папашки готовы были платить алименты, но только чтобы (всё равно) не жить с опостылевшей бывшей половинкой.

И почти всегда молодые супруги между собой ругались. Иногда же дело доходило и до потасовок между кумовьями или между тестем и зятем. Мне, как охраннику, приходилось улаживать такие конфликты.

А раньше, когда тестов на ДНК не было, мужья так и жили до конца своей жизни, мучительно сомневаясь в том, что дети родные (22:34).»

«Заболели у меня ноги. Ноют рядом с пахом, отдаётся в колени, а потом боль отзывается чуть выше ступней. Когда ходишь, ещё ничего, но как ложишься спать…

Пошёл к врачу. Глупый. Думал, как индюк, что мне диагноз поставят да леченье правильное назначат.

Но врач сказала, что не знает такой болезни, но лекарство назначила – троксевазин. Жутко (для меня нищего) дорогое, чтобы с меня денег больше выудить в пользу медицинской мафии (читай мою статью на эту тему). Надеялась, что этот гель мне не поможет…

Не помог…

Но я стал покупать аналог – троксерутин – раза в 4-5 дешевле своего «старшего брата».

Раз троксерутином, раз «жабьим камнем», раз троксерутином, раз «жабьим камнем».

Гляжу, боли пошли на уменьшение. Конечно, вылечиться – не вылечусь, но, может быть, ещё несколько лет проскриплю.

«Спасение утопающих в руках самих утопающих!» (22:41)»