"Ижорские заводы" - одно из старейших в России предприятий тяжелого машиностроения. На данный момент выпускается оборудование для атомной энергетики (корпуса реакторов для НВАЭС делали здесь), металлургические полуфабрикаты, а также карьерное оборудование. Собственник - группа "Объединенные машиностроительные заводы".
Основано в 1722 году князем Меншиковым как лесопильная мельница (была построена плотина на речке Ижоре - притоке Невы, и мельница работала на полученной с помощью неё энергии). Территориально расположено в городе Колпино (административно входит в состав Петербурга, по факту же ехать 30 км). Датой основания города считается дата основания завода.
За годы работы заводчанам приписывают немало грандиозных проектов: создание и развитие российского флота, строительство Петербурга, создание первого водо-водяного атомного реактора.
Здание заводоуправления (недавно было передано городу под размещение администрации), старейшее из сохранивших зданий. Ранее Главная (Западная) проходная, 1822 год:
в 1760 г. был устроен кирпичный завод, в 1770 г.у построено 7 пильных амбаров, завод для починки якорей, молотовой амбар для сплавки и ковки железа, мукомольная и толчея, приготовляющая цемент к постройке кронштадтского канала. В 1781 году выписана из Англии плющильная машина для изготовления медных и железных листов и построены две печи для нагревания медных листов, десять горнов для ковки гвоздей и мелких кузнечных вещей, каменная литейная и устроен мост через Ижору.
Главная плотина, она же переправа через реку:
В ограде плотины и завода использованы бракованные дула пушек, отлитые здесь же:
Требуется реконструкция плотины, которая откладывается по причине нерентабельности самих плотин. Сейчас главная плотина глухая, вода в Ижору подается через два обводных канала и две малых плотины (городская и заводская). Каналы были построены для того, чтобы уберечь город от затопления:
Заводская плотина:
Желтое здание справа - бывшая лесопильная мельница, 1828 г.
На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины. В 1818 был создан колёсный военный корабль. С середины XIX века Ижорские заводы становятся основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительство миноносцев.
Заводской бассейн:
Слева - здание бывшего якорного завода.
Здесь строили корабли. Сейчас бассейн используется как отстойник и особой ценности не представляет.
Комплекс цехов старой площадки Ижорских заводов (все здания старой площадки постройки XVIII - XIX веков):
Во время Великой Отечественной войны из рабочих завода был сформирован Ижорский батальон. Ижорские заводы производили корпуса танков, бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для ДОТов.
Мемориал погибшим заводчанам (всего погибло около пяти тысяч работников заводов):
В дальнем цеху стояли печи, где сжигали погибших (до наших времён не сохранились):
После модернизации предприятия бОльшая часть цехов переехала в новые современные здания, старые отдали в аренду. Из 670 га территории Ижорских заводов 420 га занимают 138 сторонних предприятий.
Здание старой гвоздильни:
Говорят, что максимальная производительность была свыше 65 000 (!) гвоздей в сутки.
Цех завода "Ижора - металл":
Газгольдеры:
Как видно по состоянию, один продали, другой нет.
Бывшая ГЭС:
Закрыта в 1960-х годах из-за нерентабельности. На данный момент город "ищет хозяина здания", пока здание разваливается.
Здания кузниц и "Подземный город":
Этот ярус ниже уровня плотин. Говорят, там хорошо сохранились подземные чугунолитейные мастерские, но туда почему-то не пускают.
Котов на территории просто огромное количество:
Сталелитейные цеха:
Комплекс бывших лабораторий (зеленое здание справа не продали, и оно разрушается по естественным причинам):
Железодельный завод (1873 г.), сейчас один из цехов "Ижорской трубной компании":
Витраж в народе называют "Жар-птица". Это своеобразная "визитная карточка" Ижорских заводов.
А этот цех, к сожалению, не получил охранного статуса и понемногу разрушается (говорят, что и разбирать начали):
В водонапорной башне нынче обустроены офисы:
Территория просто огромная, рабочих развозят на автобусах (фото на территории после прохождения проходной):
В таких домиках раньше жили инженеры заводов, сейчас частная собственность (постройка XVII век, охранный статус):
Ну и еще немного фотографий самого Колпино и Ижоры:
«В школу ходят 12 детей из 30!». Воронежцы бьют тревогу из-за ситуации в девятых классах
Легенду Воронежа не узнать. Горожанам показали на фото, как теперь выглядит Юго-Западный рынок
Воронежцы: большой микрорайон остался без отделения почты
«Атака, а дитя не забрать». Воронежанка рассказала, как ей не отдавали ребёнка во время взрывов