Евгений Мещеряков

-й в рейтинге
народных корреспондентов

|


Записочки

21.01.2020 17:44

|

6 709 7

Немецкий хронобиолог признал , что летнее время опасное для здоровья

Цитата ."Если кто-то говорит: “Я люблю длинные светлые вечера при летнем времени”, это то же самое, что сказать: “Я люблю курить". И то, и другое верно на гедонистическом уровне. Оба не принимают во внимание доказательства того, что и то, и другое плохо для нас. Со временем они становятся очень дорогими экспериментами для общества".

Доктор Тиль Роеннберг, профессор хронобиологии Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана.


Хочу напомнить, что этот немецкий ученый обратилсяв

в августе 2019 года вышла масштабное исследование немецкого хронобиолога из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана Тиля Роеннберга с соавторами, в которой он анализирует возможные последствия отказа от «летнего» времени и принятия той или иной формы времяисчисления

( круглогодичноголетнего времени , и сезонного перевода

часов - ред ).

В преддверии окончательной отмены сезонных переводов часов в Европейском союзе с 2021 года, странам-участникам ЕС предстоит обсудить и принять решение, в каком времени остаться - в «летнем» или стандартном. Немецкий учёный своим исследованием попытался прояснить ситуацию, какое время будет наиболее благоприятным для здоровья населения.

«Хотя переход на «летнее время» всегда был политическим вопросом, нам нужно обсудить биологические вопросы, связанные с этими решениями, потому, что наши биологические часы играют решающую роль в том, как результат этих обсуждений потенциально повлияет на наше здоровье и производительность… Мы обращаемся к многочисленным ошибкам, которые распространяются людьми, политиками и учеными, и мы выдвигаем предложение о том, как проблемы, связанные с «летним временем» и часовыми поясами, могут быть решены на основе биологии циркадных ритмов» - говорится в исследовании.

Так в нескольких работах, на которые ссылается немецкий хронобиолог, изучалась распространенность различных типов рака, а также общая и специфическая смертность от рака в зависимости от расстояния от восточной границы часового пояса. Все исследования указывают на то, что риски возрастают, а продолжительность жизни уменьшается от восточной к западной границе часовых поясов. Самый последний пример исследований, в которых изучаются градиенты в часовых поясах Восток-Запад (Giuntella и Mazzonna, 2019) показывает, что “лишний час дневного света в вечернее время снижает продолжительность сна в среднем на 19 минут”, а также оказывает значительное влияние как на здоровье (например, ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, и рак молочной железы), так и на экономические показатели (доход на душу населения).

«Эти исследования показывают, что расхождение между социальными и солнечными часами даже в пределах часового пояса может оказать значительное влияние на здоровье; на западном краю часового пояса время социальных часов позже времени солнца (как это имеет место при «летнем» времени), а на восточном краю - раньше. Позднее время заката также связано с меньшим количеством часов сна, более низкой успеваемостью и более низкой заработной платой среди взрослых в исследовании людей в Индии, Индонезии и Китае (Jagnani, 2018)» - приводит данные недавних работ Тиль Роеннберг.

«Последствия для здоровья, которые зависят от положения Восток-Запад в пределах часового пояса, описанного выше, еще не были исследованы в зоне CET (Центральноевропейское Стандартное Время). Интересно, что результаты из зоны CET указывают на то, что ожидаемые негативные эффекты могут смягчаться компенсаторным поведением. Чем дальше на Запад люди живут в зоне CET, тем позже они организуют свою жизнь в соответствии с социальным временем. Анекдотический факт свидетельствует о том, что немцы обедают позже венгров, французы едят позже немцев, а испанцы обедают позже французов. Более поддающиеся количественной оценке результаты опросов подтверждают это, а также показывают, что время начала работы становится все более поздним в Европе от её восточной до западной границы. Эти поведенческие изменения означают, что люди едят и работают ближе к своим биологическим часам (а не к социальным). Если отрицательные последствия для здоровья на протяжении Восток-Запад, показанные для России, Китая и Соединенных Штатов, окажутся меньше в Центральной Европе, это может быть связано с этим компенсаторным поведением, и градиент Восток-Запад будет больше, если «социальный джетлаг» не будет уменьшен компенсаторным поведением».

Проанализировав достаточно большое количество материала, учёный приходит к выводу, что «научная литература решительно выступает против перевода часов между «летним» и стандартным временем и тем более против принятия «летнего» времени на постоянной основе».

Сам Роеннберг решение проблемы видит в установлении в странах и регионах постоянного стандартного времени, их фактических часовых поясов на основе солнечного времени. При такой настройке социальное (местное) время будет соответствовать солнечному времени и, следовательно, будет наиболее близко времени биологических часов человека. «Политические границы Европы фактически идеальны для правильного хронобиологического разделения на часовые пояса, так что ни в одной области Европы социальные часы не должны отличаться от солнечных часов более чем на 30 минут», - говорит Роеннберг.

«Если отказаться от «летнего» времени, как мы предлагаем, как ученые, останется еще много людей, кто предпочитает долгие вечера. Но есть решение этой проблемы: «летнее» время - это просто организация рабочего времени, не более чем решение пойти в школу/на работу на час раньше. Это не решение проблемы, как таковое, которое должно приниматься всем миром, союзами стран (например, ЕС) или отдельными странами, ни на федеральном, ни на государственном уровне. Организация рабочего времени - это решения, которые сотрудники могут принять на уровне компании. Поэтому любой, кто хочет проводить больше времени дома в светлое время после работы, должен убедить свою компанию и сотрудников в необходимости изменения времени начала работы в определенные месяцы года или даже лучше: ввести гибкий график для отдельных работников, где это возможно, чтобы учесть различия в личных биологических и социальных требованиях» - заключает Роеннберг.

Если правительство стран Европейского Союза прислушается к доводам учёных, то вполне вероятно, что ни сезонного, ни постоянного «летнего» времени в ЕС больше не будет совсем.

Полный текст научной работы по ссылке: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fphys.20..



Другие публикации в разделе
Записочки
Самое читаемое на сайте
Живая лента