Евгений Мещеряков

-й в рейтинге
народных корреспондентов

|


Записочки

19.02.2020 03:09

|

1 194 3

Лунный календарь

Календарем называется определенная система времени. Название происходит от латинского слова «календы» – первый день нового месяца. Латинское слово «календариум» в буквальном переводе означает «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца.

Самые древние лунные календари возникли в каменном веке примерно около 20 тысяч лет назад. В них чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток, таким образом, год в этом календаре опережал тропический на 11 суток. В результате лунный календарь оказался очень неудобным для народов, основой хозяйственной жизни которых было земледелие, так как начало нового года не приходилось на определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому году, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц. Таким образом, был создан лунно-солнечный календарь: учитывается смена фаз луны и годовое движение солнца. Лунный календарь до настоящего времени употребляется в ряде мусульманских стран. Христианская Церковь использует его при вычислении дня Пасхи.

Вавилонский календарь. Лунный календарь наиболее древний. Первыми его создали древние вавилоняне в III тыс. до н.э. Разливы Тигра и Евфрата происходили весной. Для того, чтобы заранее подготовиться к сложным ирригационным работам для полива засушливых земель, нужен был календарь. Начало месяца приходилось на новолуние. Длину месяца чередовали в 29 и 30 суток. Со временем было обнаружено, что от одного разлива на Тигре и Евфрате до другого проходило около 12 лун или месяцев. Так сложился год, длина которого равнялась 354 суткам. Вскоре выяснилось, что через 354 дня новый год не наступает. Начало календарного года и разливы рек не совпадали. Для ликвидации этого несоответствия жрецы вынуждены были время от времени добавлять в год еще 13 месяц. В каждом 8-летнем периоде 2-й, 5-й и 7-й год имели не 12, а 13 месяцев. Из-за потребностей хозяйственной жизни сложился лунно-солнечный счёт времени, в котором основное значение имеет счет времени по луне, но лунный счет подчинен солнечному кругообороту.

Древнееврейский календарь. 354 дня, разделяемых на 12 месяцев (29 и 30 дней). Сутки начинались в 6 часов вечера. В IV в. до н.э. лунный календарь древние евреи заменили лунно-солнечным календарем. В этот календарь 7 раз в каждые 19 лет вставлялся дополнительный месяц в 30 дней. Год, содержащий 13 месяцев, считался високосным. Високосными годами являлись 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы. Таким образом получалось 19 лет = 6936 суток. Но 19 лет насчитывают 6939 ¾ суток. Каждые 19 лет происходило расхождение на 3¾ суток. Во избежание этого расхождения недостающие сутки вставлялись путем передвижения вперед начала года на 1 сутки в те годы, когда начало года приходилось на воскресенье, среду и пятницу. По религиозным представлениям древних евреев год не мог начинаться с этих дней. Если в 19-летнем цикле количество лет, начало которых приходилось на указанные дни, превышало количество недостающих дней, то начало года переносилось на сутки назад. Принята была эра от Адама, или иудейская эра. Начальной датой ее считают 7 октября 3761 г. до н. э. До кон. III в. до н. э. год древних евреев начинался весной. С кон. III в. до н. э. начало года было перенесено на осень.

Китайский календарь. Сначала китайские земледельцы приближение весны узнавали по восходу созвездия Гидры и хозяйственный год делили на 4 сезона: весну, лето, осень и зиму. Затем в III тыс. до н. э. для счета времени были использованы фазы Луны. Год состоял из 12 лунных месяцев. В китайском календаре тоже вставлялся 13 месяц. В каждом 19-летнем периоде 7 лет имело по 13 месяцев. Китайские астрономы раньше древних греков в VI в. до н. э. установили, что новолуние совпадает с летним солнцестоянием не через 8 лет, а через каждые 19 лет, или 235 лунных месяцев. Т.е. 235 лунных месяцев полностью укладываются в 19 годах, и те же самые фазы луны, что и 19 лет назад попадают на те же дни. Календарь древних китайцев

был лунно-солнечным. Кроме того, счет проводили по 60-летним циклам, каждый год имел свое название по названиям 12 животных, 5 стихий (железа, воды, дерева, огня, земли) и цвета.

Календарь древних греков. Лунный календарь. Год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния и состоял из 12 лунных месяцев. 13-й месяц вставлялся по особому решению правителей каждого города, поэтому чуть ли не каждый город пользовался своим календарем. В 593 г. до н. э. афинский правитель Солон по примеру вавилонян установил 8-летний период, в котором 3 года имели 13 месяцев, но этот календарь был принят не везде и был также не точным. В 432 г. до н. э. греческий астроном Метон установил зависимость между лунным месяцем и солнечными годами, независимо от китайцев доказал, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. Отсюда любая лунная фаза раз в 19 лет падает на один и тот же день солнечного года. 19-летний лунный цикл назвали Метоновым циклом. В Древней Греции был также принят 19-летний период: из них 7 лет имели по 13 месяцев, остальные годы имели по 12 месяцев.

В Древнем Риме впервые календарь появился в VIII в. до н. э., он был лунным. Год состоял из 10 месяцев, в году 304 суток. Год начинался с первого числа первого весеннего месяца. Первоначально все месяцы обозначались числительными, затем получили названия:

Мартиус – в честь бога войны и покровителя земледелия и скотоводства Марса, в этом месяце начинались сельскохозяйственные работы (31 сутки);

Априлис – aperire (лат.) – произрастать, раскрываться (29 суток);

Майус – в честь богини красоты и произрастания Майи (31 сутки);

Юниус – в честь богини плодородия Юноны (29 суток);

Квинтилис – пятый месяц (31 сутки);

Секстиль – шестой (29 суток);

Септембер – седьмой (29 суток);

Октобер – восьмой (31 сутки);

Новембер – девятый (29 суток);

Децембер – десятый (29 суток).

Суеверные римляне боялись четных‚ чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. В VII в. до н. э. – реформа календаря, создан лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Два новых месяца:

Януариус – в честь двуликого бога Януса (31 сутки);

Фебруариус – месяц очищения, в честь бога мертвых и подземного царства Фебруария (29 суток).

Календы – первый день каждого месяца в древнеримском календаре.

Ноны – 7 день длинных месяцев, 5 день коротких.

Иды – 15 день длинных, 13 день коротких месяцев. Счет дней по календам, нонам и идам – след лунного календаря. Календы – день новолуния, ноны – день первой четверти луны, иды – день полнолуния.

В целях максимального приближения года к тропическому (365и 1/4 суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц между 23 и 24 фев-раля – марцедоний (от латинского слова «марцес» – плата), равный первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчивать все денежные расчеты прошедшего года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось.

Поэтому в V в. до н.э. римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Греки каждые 8 лет имели 3 удлиненных года, римляне же ввели у себя 4-х летний цикл с двумя удлиненными годами. Марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Для ликвидации этого несоответствия жрецам было предоставлено право исправлять календарь и решать, какие делать вставки в него. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов — понтификов. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, жрецы настолько запутали календарь, что в I в. до н.э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.

Мусульманский календарь.

Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с.а.в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее. Пророк Мухаммад покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля

622 г. от Рождества Христова (Р.Х.) по юлианскому календарю, и прибыл в Медину 22 сентября того же года. Спустя 17 лет второй Халиф Умар ибн аль-Хаттаб, столкнувшийся с проблемами административного управления быстрорастущей державы, когда корреспонденция между далеко отстоящими друг от друга пунктами требовала точного датирования, ввел мусульманский календарь. Представление нового календаря, помимо чисто практического результата, усилило чувства правоверных о том, что с переселением Пророка в Медину настала новая эра в истории. Халиф Умар велел взять в качестве первого дня нового летосчисления тот день, когда Пророк Мухаммад выехал из Мекки, то есть 16 июля 622 г. от Р.Х*

Мусульманский календарь является лунным, состоит из 12 месяцев по 30 и 29 дней. Лунный год примерно на 11 дней короче солнечного, так что лунный месяц соответствует определенному солнечному месяцу один раз в 32 с половиной года. Если, к примеру, хаджж (паломничество, совершаемое в Мекку в последний месяц мусульманского календаря) приходится в этом году на середину лета, то через 16 лет и 3 месяца он будет совершаться уже в самый разгар зимы, а опять летом паломничество произойдет еще через 16 лет и 3 месяца.

12 месяцев мусульманского календаря именуются: мухаррам, сафар, раби' аль-авваль (I), раби' ас-сани (II), джумада аль-авваль (I), джумада ас-сани (II), рад-жаб, шаабан, Рамазан, шавваль, зуль-када и зуль-хиджа. 16 июля 622 г. от Р.Х. соответствует 1 мухарраму 1 года Хиджры.

Обычный лунный год состоит из 354 дней. Однако, в силу имеющейся разницы календарного лунного года с астрономическим годом (8 часов, 48 минут и 3 секунды), время от времени требуется введение в календарь дополнительных суток- всегда после последнего дня последнего месяца 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 или 29 года (в тридцатилетнем цикле); такой год называется кабиша - високосный.

Еще одно отличие мусульманского календаря от христианского - начало исчисления новых суток. Если в Христианском календаре за начало новых суток берется условное время - полночь, то у мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца. Математические и астрономические расчеты имеют особое значение в целях точного определения начала священного месяца Рамазан и следующего за ним месяца - шавваля.

Войдите, чтобы оценить

Комментировать
1
Пожаловаться

Другие публикации в разделе
Записочки

Самое читаемое на сайте

Живая лента