Вадим Булатов

-й в рейтинге
народных корреспондентов

|


Записочки

03.08.2021 08:11

|

2 873 2

АЛФАВИТНЫЙ ВОРОНЕЖ

Косберг

Семён Ариевич родился 14 октября 1903 г. в городе Слуцке Минской губернии России (теперь – Минская область Республики Беларусь).

Косберг был четвёртым ребёнком в большой семье известного в Слуцке кузнеца-кустаря. Он рано овладел ремеслом отца, унаследовав от него любовь к технике и умение обращаться с металлом.

С 1917 по 1919 гг. С.А.Косберг учился в Слуцком коммерческом училище, с 1919 по 1925 гг. – работал кузнецом и слесарем в кузнице отца и одновременно в 1922-1924 гг. занимался на вечерних общеобразовательных курсах, где получил среднее образование. С 1925 по 1926 гг. служил в Красной Армии, а после демобилизации работал слесарем на фабрике имени С.Халтурина в Ленинграде; с 1927 по 1929 гг. учился в Ленинградском политехническом институте, а затем — в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г.

В 1931 г. С.А.Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Здесь у молодого инженера проявился талант изобретателя, он подал немало смелых, неожиданных идей, прошел путь от инженера-конструктора до начальника крупного исследовательского отдела, занимавшегося вопросами создания системы непосредственного впрыска (НВ) топлива в головки цилиндров авиационных моторов.

С группой инженеров С.А.Косберг изучает зарубежный опыт, разрабатывает и испытывает систему НВ для авиационного двигателя М-34. В 1936 и 1937 гг. в издании ЦИАМа «Авиадвигатель» появляются первые статьи С.А.Косберга о впрыскивающей системе питания топлива (СПТ) для бензиновых двигателей. В 1939 г. в сборнике «Техника воздушного флота» печатаются очередные статьи, посвященные особенностям агрегатов непосредственного впрыска (НВ).

С.А.Косберг был одним из тех, кому выпала часть первыми заложить прочный фундамент советской авиационной, а впоследствии и ракетной техники. Талантливый инженер и энергичный организатор, в 1940 г. С.А.Косберг назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 (Москва) и начальником КБ по разработке систем НВ на этом заводе. С 1940 г. С.А.Косберг становится «закрытым» учёным-конструктором с незаурядным, ко всему, организаторским талантом, руководителем ряда «номерных» предприятий, выпускающих военную технику.

В первый год Великой Отечественной войны, в связи с возросшей необходимостью коренного улучшения боевой авиационной техники, ОКБ завода № 33 при эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых, будущее КБ химавтоматики (КБХА) было эвакуировано в г.Бердск Новосибирской области на завод № 296. С 13 октября 1941 г. предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С.А.Косберг. В суровых сибирских условиях горстка специалистов из 29 человек, руководимых С.А.Косбергом, в короткие сроки создала и внедрила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного мотора АШ-82ФН генерального конструктора А.Д.Швецова. Несомненные достоинства системы НВ, подтвержденные эксплуатацией в боевых условиях, обусловили полное вытеснение в 1943-1944 гг. системы карбюрации со всех вновь разрабатываемых поршневых двигателей.

За большой личный вклад в дело создания боевой авиационной техники С.А.Косберг был награждён орденами «Знак Почёта», Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени.

В 1941-1954 гг. под руководством С.А.Косберга, помимо агрегатов НВ, было разработано и передано в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для реактивных двигателей 18 наименований.

По окончании войны в апреле 1946 г. ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ завода № 256, а с мая – ОКБ завода № 154. К этому времени на смену поршневым двигателям пришли реактивные. ОКБ, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей генеральных конструкторов В.Я.Климова, А.М.Люльки, А.А.Микулина, П.А.Соловьёва, А.Г.Ивченко, Н.Д.Кузнецова.

С.А.Косберг проявил инициативу в разработке ряда пусковых стартеров на твёрдом топливе (порохе), а затем и на жидком (унитарном) топливе для мощных авиационных турбореактивных двигателей. Усилиями коллектива ОКБ под руководством С.А.Косберга в 1954-1958 гг. были разработаны жидкостные реактивные двигатели (ЖРД).

12 марта 1957 г. ОКБ-154 было реорганизовано в самостоятельное Государственное союзное опытно-конструкторское бюро № 154. Его специалистам были поручены работы по созданию новых авиационных ЖРД. ОКБ-154 приступило к разработке ЖРД ракет класса «земля-воздух» для противовоздушной обороны страны.

10 февраля 1958 г. произошла встреча С.А.Косберга и его соратника А.Д.Конопатова с С.П.Королёвым, положившая начало их сотрудничеству.

Двухступенчатая ракета-носитель конструкции Сергея Королёва успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Но для дальнейшего прорыва в космос нужна третья ступень, которая разгонит аппарат до второй космической скорости и по сути сделает корабль космическим. Третья ступень создаётся С.А.Косбергом в рекордно короткий срок – за 7 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума. В сентябре 1958 года в Советском Союзе осуществлён первый испытательный пуск ракеты 8К72 «Луна», а в Шиловском лесу – первое огневое испытание двигателя РД0200, ознаменовавшее собой рождение испытательного комплекса воронежского предприятия.

Автоматические межпланетные станции «Луна – 1, 2, 3» запускались трёхступенчатой ракетой-носителем «Восток» с ракетным блоком «Е», имеющим кислородно-керосиновый ЖРД РО-7 конструкции ОКБ, которым руководил С.А.Косберг. Созданные при его участии жидкостные двигатели для ракет-носителей вывели на орбиты советские искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз».

В сотрудничестве с генеральным конструктором ракетно-космических систем В.Н.Челомеем А.С.Косберг создал в 1960-х годах однокамерный двигатель тягой 60 тонн для второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон» средней грузоподъёмности, которая доставила космические аппараты на Луну, Марс и Венеру. С помощью этой ракеты Россия осуществляла космические полёты к орбитальной станции «Мир».

Заслуги А.С.Косберга в области ракетостроения были высоко оценены: в 1959 г. ему была присуждена степень доктора технических наук, в 1960 г. – Ленинская премия, в 1961 г. – присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Главное достижение С.А.Косберга в истории космонавтики состоит в том, что вместе с С.П.Королёвым и Ю.А.Гагариным он тоже причастен к великому мировому событию – запуску человека в космос. Именно эти три человека одновременно стали в 1961 году Героями за первый полёт гражданина Земли в космос.

После того, как успешно был запущен двигатель третьей ступени, Гагарин произнёс фразу «Косберг сработал!». После чего первому космонавту был сделан выговор, а фразу эту на долгие годы засекретили.

Американцы прослушивали трансляцию полёта Гагарина. И, соответственно, когда была произнесена эта фраза «Косберг сработал!», они стали судорожно искать, что же это за такой аппарат, почему он называется «Косбергом», и как же он сработал.

И именно Косбергу Гагарин дал свой первый автограф после возвращения из своего легендарного полёта.

Семён Косберг скончался на 62-м году жизни, 3 января 1965 года. Под Новый год случилась трагедия. После очередной командировки в Москву Семён Ариевич вернулся в Воронеж. Его самолёт приземлился на взлётно-посадочной полосе авиазавода. Косберг сел в автомобиль и поехал домой.

На обледенелой дороге попал в аварию. С тяжёлыми травмами Косберга доставили в больницу, где через несколько дней он скончался.

Но даже на больничной койке Семён Ариевич не переставал думать о работе. Когда пришёл в сознание, первым делом потребовал к себе всех своих заместителей и прямо в палате устроил совещание. Как оказалось, последнее совещание в своей жизни.

Как человека государственного масштаба Семёна Косберга похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Через год не стало и Королёва.

Сколько ещё мог создать Косберг, одному богу известно. Но даже то, что он сделал всего за 7 лет работы в ракетно-космической отрасли, сложно переоценить. Уже то, что двигатели, разработанные ещё при Косберге, до сих пор поднимают ракеты в небо, говорит о многом.

В Воронеже, на доме № 14/16 по улице Орджоникидзе, висит мемориальная доска в память о некогда глубоко засекреченном главном конструкторе двигателя знаменитой третьей ступени советских космических кораблей.

12 апреля 1999 года, в День космонавтики, на территории КБХА был открыт мемориальный комплекс «Покорителям космоса», состоящий из обелиска в форме ракеты, макета земного шара и бронзовых бюстов С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, С.А. Косберга, труд которых позволил нашему Отечеству завоевать передовые позиции в космонавтике.

В посёлке Малышево (Воронеж) есть улица Конструктора Косберга.

В память о СемёнеАриевиче Косберге его именем назван кратер на обратной стороне Луны и улица в его родном городе Слуцке. На одной из горных вершин Центрального Кавказа на высоте более 4 километров установлена мемориальная доска в честь столетнего юбилея со дня рождения С.А.Косберга.

Другие публикации в разделе
Записочки

Самое читаемое на сайте

Живая лента