Основные законы базиса и надстройки § 1. Определение базиса и надстройки Главной силой в системе условий материальной жизни общества, определяющей лицо всего общества, характер общественного строя и развитие общества, является способ производства материальных благ. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»', — говорит К. Маркс. Производственные отношения людей, складывающиеся необходимо и независимо от их воли и соответствующие определенной ступени в развитии производительных сил общества, составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается общественная надстройка. Надстройка есть более или менее стройная система общественных идей, соответствующих этим идеям организаций и учреждений, и идеологических отношений, в которые вступают люди, руководствуясь определенными идеями и используя для этого известные организации и учреждения. Таким образом, надстройка складывается из трех основных элементов: общественных идей, общественных организаций и учреждений, идеологических отношений 2 . Все эти три элемента неразрывно связаны друг с другом. Для того чтобы общественные идеи оказали влияние на людей, они должны «материализоваться» в идейно-организационной деятельности учреждения. Например, для того чтобы идеи марксизма-ленинизма овладели рабочим движением, необходима марксистская партия как политическая организация рабочего класса. Без партии марксистская теория не сможет выполнить своей великой революционной организующей и мобилизующей роли. Единство идей и учреждений обеспечивает деятельность людей и, следовательно, установление между людьми политических, правовых , нравственных и других отношений. Отмечая, что идеологические отношения осуществляют единство идей и учреждений в действии, мы далеки от того, чтобы считать, что идеи и учреждения предшествуют идеологическим отношениям, а тем более порождают их. Мы лишь хотим подчеркнуть единство всех этих трех элементов, поскольку любые идеологические отношения — политические, правовые, нравственные и т. д. — предполагают наличие у людей, вступающих в эти отношения, определенных общественных взглядов и минимума организованных действий. Рассмотрим в общих чертах все три элемента надстройки — идеи, учреждения, связанные с ними отношения. Надстройка есть прежде всего определенный круг общественных идей и теорий. Естественно, что господствующие идеи и теории в обществе, основанном на частной собственности на средства производства, оправдывают частную собственность и эксплуатацию, выражают интересы господствующего класса. 1 К. Маркс, К критике политической экономии, М., Госполитиздат, 1953, стр. 7. 2 Выражение «идеологические отношения» мы берем в широком смысле, включая сюда отношения политические, правовые и т. д. В классовом обществе идеи господствующего класса отражают экономический строй общества и служат орудием борьбы за его сохранение. Однако общественные взгляды господствующего класса — политические, правовые, религиозные и т. д. — распространяются им среди всех слоев общества. Мысли господствующего класса, говорится в «Манифесте Коммунистической партии», являются господствующими мыслями в обществе, так как класс, занимающий господствующее положение в области производства материальных благ, не может не господствовать в области производства идей. Рождающейся идеологии угнетенного класса приходится выдерживать ожесточенную борьбу с идеологией эксплуататоров за влияние на свой класс. Достаточно вспомнить, какую ожесточенную борьбу с буржуазной идеологией пришлось и приходится выдерживать идеологии социалистической для того, чтобы завоевать рабочий класс, разоблачить буржуазную реакционную идеологию и освободить умы трудящихся от ее тлетворного влияния. Но общественные взгляды, идеи, теории составляют лишь часть надстройки. К надстройке относятся не только политические, правовые, философские, эстетические и религиозные взгляды общества, но и определенные учреждения. В классовом обществе политические и правовые взгляды связаны с политическими и правовыми учреждениями — с целой системой общественно-политических организаций. Религиозные взгляды связаны с религиозными организациями, прежде всего церковными. Художественные, эстетические взгляды, воплощенные в произведениях литературы и искусства, пропагандируются определенными общественными и политическими организациями, театрами, прессой, кино, радио. То же можно сказать о философских и этических взглядах, которые пропагандируются через журналы и общества. Следует подчеркнуть, что все эти учреждения и организации тесно связаны друг с другом и каждая из них пропагандирует и распространяет все взгляды господствующего класса — политические, правовые, моральные, художественные и т, д. При смене одного базиса другим, естественно, меняются не только общественные взгляды, но и соответствующие им учреждения. Так, при переходе от феодального базиса к капиталистическому феодальная монархия и сословный строй уступают место буржуазно-парламентарным учреждениям: ограничивается светская власть церкви и ликвидируются монашеско-рыцарскпе ордена; вместо феодальных корпораций рождается буржуазная общественность, соответствующая капиталистическому базису, создаются политические партии, колоссальных размеров достигает издательское дело, радиовещание, капиталистическая пресса и т. д. Помимо общественных идей и учреждений к надстройке относятся те виды деятельности людей и порождаемых этой деятельностью отношений, которые осуществляются под руководством определенных идей и через посредство организаций и учреждений. Так, политические формы и методы классовой борьбы, нравственные, правовые отношения людей и т. д. относятся к сфере надстроечных общественных отношений. Подобные отношения, как и связанные с ними идеи и учреждения, отражают экономический базис и определяются им. Таким образом, надстройка есть единство определенных общественных взглядов, учреждений, направляющих идеологическую деятельность и идеологические отношения людей. Помимо идей и учреждений господствующего класса, составляющих основу надстройки определенной эпохи, а также относящихся к надстройке идей и организаций угнетенного класса, обычно существуют взгляды и учреждения неосновных классов общества, остатки взглядов и учреждений прежней эпохи, сохранившиеся либо потому, что сохранились остатки предшествующих классов, либо потому, что господствующий класс счел для себя выгодным консервировать некоторые из них. Поэтому надстроечные формы очень многообразны и сложны, если к ним подходить с точки зрения классового анализа, как, впрочем, и производственные отношения, где помимо господствующих отношений обычно существуют остатки производственных отношений прошлых исторических эпох и зародыш экономических отношений будущей формации. Для того чтобы выявить суть базиса и надстройки, надо прежде всего выделить господствующий способ производства, определить тип экономического базиса и особенности соответствующей ему надстройки. На всем протяжении развития определенной общественно-экономической формации мы имеем дело с одним и тем же господствующим типом производственных отношений, а следовательно, с одним и тем же типом надстройки. Однако следует помнить, что каждая антагонистическая общественно-экономическая формация знает свои периоды возникновения и упадка. В экономическом строе в рамках одной и той же формации могут произойти некоторые структурные изменения. В соответствии с этим идеи класса, являющегося носителем данных производственных отношений, данного базиса, претерпевают известные изменения. Идеология класса восходящего, борющегося за утверждение нового базиса, например капиталистического, когда он приходит на смену старому базису, феодальному, является исторически прогрессивной. Идеология того же самого класса буржуазии в период, когда она защищает изживший себя капиталистический базис, с тем чтобы не допустить утверждения нового базиса — социалистического, естественно, лишена каких бы то ни было прогрессивных черт. Она реакционна. С изменением фаз развития базиса и соответствующим видоизменением взглядов буржуазии изменяются также учреждения и организации буржуазии. Наступление эпохи империализма и особенно развитие капиталистических стран после второй мировий войны привели к углублению кризиса буржуазного парламентаризма, вызвали повсеместную тягу буржуазии к реакции, к фашизму. На эту сторону дела обращал внимание В. И. Ленин: «Политической надстройкой над новой экономикой, над монополистическим капитализмом (империализм есть монополистический капитализм) является поворот от демократии к политической реакции. Свободной конкуренции соответствует демократия. Монополии соответствует политическая реакция» '. В наши дни империалистическая буржуазия всюду стремится установить фашистские порядки, ликвидировать жалкие остатки демократических свобод. Реакционная политическая надстройка империалистической буржуазии так же служит делу сохранения капиталистического базиса в условиях упадка капиталистического общества, когда этот базис себя изжил, как политическая надстройка в начальный период развития капитализма служила прогрессивным целям ликвидации остатков феодализма и оформления капиталистического базиса. Все организации и учреждения буржуазии, так я«е как и ее взгляды, на всех этапах развития капиталистического базиса призваны содействовать его развитию и сохранению, § 2. Взаимодействие базиса и надстройки Основные закономерности взаимодействия между базисом и надстройкой могут быть выражены следующими основными принципами. Базис порождает надстройку, надстройка вырастает на определенном базисе, определяется им. Она отражает экономический базис. Какова природа базиса, таковы характерные черты надстройки. Далее, надстройка обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Конечно, она порождается базисом и отражает его. Но после того как та или иная надстроечная форма вызвана к жизни экономическими условиями, она, как правило, не сразу отрая?ает изменения, происходящие в базисе, в силу чего может возникнуть частичное несоответствие надстройки и базиса. 1 В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 30, стр. 93. В конце XIX в. в царской России в экономических отношениях господствовал капитализм, поэтому можно сказать, что базис в основе был капиталистическим, однако в России вплоть до 1917 г. сохранялась монархия, т. е. типично феодальная форма государственного устройства. Значит, коренные изменения в базисе произошли, базис стал в основном капиталистическим, а надстройка, в данном случае политическая надстройка, в значительной мере продолжала оставаться феодальной. Или другой пример. В XVIII в. в Англии были сильнее всего развиты капиталистические производственные отношения, и Англия долгое время была образцовой капиталистической страной в Европе и во всем мире. Не случайно Маркс анализ капитализма давал прежде всего на примере экономических отношений Англии. В то же самое время известно, что наиболее развитую и притом передовую буржуазную идеологию дала в XVIII в. не Англия, а Франция, страна, которая в капиталистическом отношении значительно отстала в своем развитии от Англии. Значит, в жизни встречаются примеры, когда надстройка может как бы несколько отставать от базиса, не сразу отражает изменения, которые произошли в базисе. Не случайно Маркс подчеркивал, что с изменением экономического базиса более или менее быстро преобразуется надстройка; не автоматически, не сразу, а «более или менее быстро». С другой стороны, передовые идеи возникают и в тех странах, в которых новый базис не успел сложиться или во всяком случае сложился не в такой степени, как в других странах. Почему это происходит? Энгельс в свое время подчеркнул, что идеология и надстройка вообще, определяясь в конечном счете базисом, обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что она может как бы несколько отставать от базиса или опережать его. Разумеется, это отставание и это опережение не могут быть чрезмерными. Надстройка рабовладельческого строя никак не может сохраниться вплоть до капитализма или социализма. И наоборот. Идеи научного коммунизма в античное время или в средние века возникнуть не могли. Надстройка обладает известной преемственностью в своем развитии. Определяясь своим базисом, она испытывает влияние предшествующей надстройки. Так, при переходе от феодализма к капитализму, когда феодальная надстройка как целое, рушится, сословная монархия, феодальная мораль и т. д. уступают место парламентарному строю и буржуазной морали, сохраняется старый судейский аппарат, армия, которыэ совершенствуются, приспосабливаются к новому строю. Многие принципы дворянской морали, и прежде всего принцип неприкосновенности частной собственности, целиком поддерживаются капиталистической моралью. Значит, новая надстройка не уничтожает старую целиком, она уничтожает то, что ей не нужно, но если какие-то элементы в старой надстройке могут служить новому обществу, они не отбрасываются, а входят в неизменном или переработанном виде в новую надстройку. Эту сторону дела предал забвению Сталин в работе «Марксизм и вопросы языкознания», чем запутал вопрос о базисе и надстройке. Вопреки прямому указанию К. Маркса о том, что с изменением базиса более или менее быстро преобразуется возвышающаяся над старым базисом надстройка, И. В. Сталин выдвинул неправильное положение о ликвидации старой надстройки вслед за ликвидацией старого базиса. Тем самым снимался вопрос о преемственности надстроечных форм, что всегда подчеркивали классики марксизма-ленинизма. Не менее существенную ошибку допустил Сталин, когда выдвинул положение об одноклассовом характере надстройки, которая якобы служит лишь господствующему классу. В действительности в классовом обществе антагонистические производственные отношения порождают противоречивую надстройку, в которой происходит борьба идей и организаций угнетенного класса с идеями и организациями класса угнетающего. При переходе от капитализма к социализму происходит крутая ломка всего уклада общественной жизни. Капиталистический базис коренным образом отличен от социалистического. Можно ли говорить о преемственности в надстройке в этих условиях? В известном отношении можно. И здесь некоторые элементы прежней надстройки в переработанном виде сохраняются в новой надстройке. Социалистическая революция в отличие от предшествующих не совершенствует, а разрушает старую государственную машину. Тем не менее даже здесь есть черты известной преемственности. Примером этого может служить перестройка таких органов буржуазного государства, как почта и телеграф, банки. Об этом говорил и В. И. Ленин, указывая, что из всех органов буржуазного государства — это единственные органы, которые рабочий класс не уничтожает, не ломает, а сохраняет, перестраивает соответствующим образом и ставит на службу социалистическому государству. Больше того, подчеркивал Ленин, именно при социализме эти органы становятся подлинно государственными, из не вполне государственных при капитализме. Итак, надстройка, раз возникнув, получает свою «логику» развития, отражающую изменения в базисе на каждом этапе, Наконец, надстройка оказывает обратное влияние на базис. Надстройка не является чем-то пассивным, она активна. В чем состоит активность надстройки? Когда новый базис вызывает К жизни новую надстройку, новые политические учреждения, новые взгляды, они помогают своему базису оформиться, развиться и укрепиться. И буржуазное государство, и буржуазное право, и буржуазная мораль, и буржуазное искусство — все они сыграли громадную роль в развитии и укреплении капиталистического способа производства, помогли вытеснить остатки феодального способа производства. С другой стороны, надстройка (в данном случае — буржуазная надстройка) тогда, когда способ производства себя изжил, помогает ему сохранять свое существование. С точки зрения всемирно-исторической капитализм как строй себя изжил, он сдерживает развитие общества. Если бы не капитализм, производительные силы во всем мире развивались бы значительно быстрее. Но почему же до сих пор существует буржуазный строй? Громадную роль в сохранении отживших капиталистических отношений играет буржуазное государство, буржуазная полиция, армия, суд, буржуазная идеология и вся буржуазная надстройка. В свое время такую же огромную роль играла монархия в России и сословный строй в сохранении пережитков феодализма, крепостнического строя. Стало быть, новые, только что выросшие учреждения и идеи, новая прогрессивная надстройка, помогают новому способу производства оформиться, укрепиться, двигают общество вперед, ускоряют его развитие, наоборот, отжившая надстройка стремится сохранить отживший строй, удлиняет сроки его существования. Но в обоих случаях роль надстройки активна: она влияет на базис — или стимулирует, или задерживает его развитие. § 3. Закономерности создания социалистического базиса и социалистической надстройки Обоснованная Марксом, Энгельсом, Лениным теория базиса и надстройки относится также и к социалистическому обществу. Экономический строй социалистического общества, его базис, определяет собой политические и правовые взгляды, эстетические, этические и философские воззрения. А этим взглядам соответствуют определенные учреждения и организации. В то же время марксизм показывает своеобразие возникновения социалистического базиса и его надстройки и отмечает особую роль надстройки в построении социализма и коммунизма. Рассмотрим, в чем состоит это своеобразие. До социалистической революции, когда еще отсутствовал социалистический базис, но появилась вызванная потребностями развития материальной жизни общества необходимость в его возникновении, родилась социалистическая идеология рабочего класса. Без революционных идей марксизма-ленинизма и соответствующей им организации пролетариата, прежде всего марксистской партии, оыла оы невозможна победа пролетарской революции и создание социалистического базиса. Первым и важнейшим шагом социалистической революции является завоевание власти пролетариатом, слом старой государственной машины и установление диктатуры пролетариата. Рабочий класс становится господствующим классом, а его партия — правящей партией. Тем самым создаются необходимые политические предпосылки для преобразования старой экономики п создания новой, социалистической. Социалистическое государство, руководимое партией, является основным орудием такого преобразования. Диктатура пролетариата обеспечивает политические предпосылки построения социалистического базиса: подавляет сопротивление эксплуататоров, организует вооруженные силы революции, развивает связи победившего пролетариата с рабочим классом капиталистических стран, укрепляет союз с крестьянством и трудящимися массами своей страны и осуществляет государственное руководство ими, обеспечивает развитие пролетарской демократии как демократии высшего типа и развитие новой, советской общественности, создает все условия для развития производственной, политической и культурной инициативы трудящихся. Решающая роль диктатуры пролетариата в создании социалистического базиса определяется следующими обстоятельствами: 1. Социалистический базис возникает и развивается не стихийно, а сознательно, путем сознательной и целеустремленной борьбы масс, руководимых марксистской партией. В прошлом новые производственные отношения всегда возникали стихийно в недрах предшествующей формации. Сознательная деятельность людей в период революции лишь расчищала почву для развития сложившейся новой экономики и облегчала ее победу над старым базисом. Социалистическая экономика возникает в результате сознательной деятельности людей. Социалистические производственные отношения как отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, отношения, основанные на общественной собственности на средства производства, по своему характеру немыслимы без сознательного управления законами экономического развития, без планового ведения хозяйства. Управление законами экономического развития партия осуществляет через государство. Строительство социалистической экономики и плановое ведение хозяйства предполагают знание законов общественного развития, знание законов пролетарской революции. Перестроить экономику, создать социалистический базис можно, лишь руководствуясь принципами марксизма-ленинизма и непрестанно обогащая марксистскую теорию на основе обобщения опыта социалистического строительства. Все это свидетельствует о том, что создание социалистического базиса происходит сознательно и представляет собой глубоко революционный процесс. Без революционной власти осуществить это невозможно. 2. Социалистический базис создается классом, который не владел при капитализме средствами производства и в своей борьбе с буржуазией не опирался на готовый экономический уклад. Чтобы создать этот уклад, рабочий класс должен совершить революцию, создать свое государство, национализировать средства производства. Социализм — это реальное движение миллионных масс, указывал Маркс. Социалистическое государство, являясь орудием масс в борьбе за коммунизм, воплощает в себе их силу. Политика социалистического государства выражает коренные интересы народных масс, является их собственной политикой. Действия государства по созданию новой экономики воплощают действия народных масс. Эта нераздельность народа, строящего коммунизм, и государства, являющегося основным орудием строительства коммунизма, есть источник величайшего могущества государства, его экономической силы. 3. Сразу же после завоевания власти рабочий класс вторгается в капиталистическую собственность, осуществляет национализацию банков, крупной промышленности, транспорта и т. д. и создает значительный социалистический сектор народного хозяйства. Но хозяйственно-организаторская деятельность государства даже в начальный период революции не ограничивалась рамками социалистического сектора. Государство посредством установления рабочего контроля на частных предприятиях, создания предприятий государственно-капиталистического типа, особой финансовой, налоговой политики, развития потребительской кооперации и т. д. непосредственно воздействовало на все секторы народного хозяйства, обеспечивая преимущественное развитие социалистического сектора. Хозяйственно-организаторская деятельность социалистического государства развивается и крепнет с каждым новым этапом социалистического строительства, с развитием и укреплением социалистического сектора.. Поскольку партия и государство составляют важнейший элемент надстройки, встает вопрос: не нарушается ли при переходе от капитализма к социализму общая закономерность исторического развития, определяющая первичность базиса по отношению к надстройке? Внимательный анализ действительности убеждает нас в противном. Переход от капитализма к социализму, как и вся всемирная история, свидетельствует о правильности марксистской теории базиса и надстройки. Во-первых, социалистический базис не рождается из «ничего» на голом месте. При капитализме складываются все необходимые материальные условия его появления, а именно мощная крупная промышленность и общественный характер производства, диктующие необходимость замены капиталистических производственных отношений социалистическими; формируется и конструируется в революционную силу носитель социалистического способа производства — рабочий класс. Не хватает лишь минимума политических условий для рождения новых производственных отношений. Но эти политические условия и дают пролетарская революция и диктатура пролетариата. Во-вторых, социалистическая революция представляет собой не только политический, но прежде всего социальный акт. Она не только передает власть из рук буржуазии в руки пролетариата, но вторгается в отношения буржуазной собственности, передает средства производства в руки рабочего класса. Следовательно, социалистическое государство с самого начала своего существования опирается на социалистический сектор хозяйства, играющий ведущую роль в обществе, т. е. на социалистические производственные отношения, на социалистический уклад как элемент нового базиса. Определяющая роль базиса по отношению к надстройке, следовательно, полностью сохраняется в период строительства социализма и коммунизма. Только роль надстройки, особенно роль Коммунистической партии, Советского государства, общественных организаций, марксистско-ленинской идеологии, неизмеримо возрастает. В этом одна из решающих особенностей взаимодействия базиса и надстройки при социализме. § 4. Система надстройки Надстройка обладает сложной структурой, ее составляют политические и правовые взаимоотношения, мораль, философия, религия, искусство и литература. Все эти элементы определяются экономическим базисом и взаимодействуют с ним и друг с другом, образуя более или менее стройную систему. Ближе всего примыкают к базису и непосредственно вырастают из него политические отношения людей и формы борьбы, государство и право, политические и правовые взгляды. С ними тесно связаны нравственные отношения и нравственные взгляды людей. Все эти элементы могут быть отнесены к идеологии первого порядка. Что же касается философии и особенно религии, то они значительно дальше удалены от базиса, чем политика и мораль, и определяются оазисом по преимуществу через политические и нравственные отношения. Сложнее обстоит дело с искусством. Отдельные виды искусства, например архитектура, в известной мере непосредственно определяются базисом. Другие виды искусства, например музыка, опосредствуются в своей связи с базисом, политикой и моралью. Каждый из элементов надстройки непосредственно или опосредованно определяется базисом, воздействует на него и на другие элементы надстройки. Исторический материализм не только признает взаимодействие всех форм духовной жизни общества друг с другом и экономикой (базисом), но и неопровержимо доказывает, что экономические условия в конечном счете, как бы сильно ни влияли на них политические, нравственные, философские и другие идеологические условия, всегда прокладывают себе путь, «являются в последнем счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию» 1 . Тем самым исторический материализм раскрывает решающую сторону взаимодействия каждой надстроечной формы с базисом, показывает ее обусловленность общественным бытием, а не просто констатирует активность обеих взаимодействующих сторон. Он открывает путь к научному познанию каждой идеологической формы и специфических законов ее развития, а также к выявлению действительно громадной роли ее в жизни общества. Материалистическое понимание истории дает ключ к научному анализу всей многосторонней надстройки любого общества, представляющей собой причудливое и на первый взгляд хаотическое скопление самых противоположных политических, правовых, нравственных и других взглядов людей, политических и идеологических взаимоотношений и форм борьбы. В классовом обществе материалистический анализ надстроечных форм неизбежно выступает как их классовый анализ. Нравственные, философские, художественные и религиозные взгляды неразрывно связаны с политическими и правовыми взглядами; независимо от того, сознают ли сами идеологи эту связь, они выражают интересы и отражают положение определенных классов в обществе. Поэтому стержнем надстройки любого классового общества, содержанием ее жизни является острая идейно-политическая борьба как одна из форм классовой борьбы. Так, против политических и правовых учреждений эксплуататоров (государство и право, буржуазные политические партии и организации), против идеологии господствующего класса во всех ее формах борются угнетенные классы посредством своих организаций и учреждений, своих взглядов и теорий, своей идеологии. Идейно-политическая борьба в каждом обществе лишь выражает непримиримость классовых антагонизмов и составляет непременное условие разрешения классовых конфликтов в пользу революционных классов. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные письма, М., Госполитиздат, 1953, стр. 470. С уничтожением классов и причин, порождающих классовые различия, с победой коммунизма во всемирном масштабе коренным образом изменится природа и содержание деятельности надстройки. Отношения людей и их общественная деятельность утратят политический и правовой характер, отомрут политические организации и учреждения, правовые институты, политические и правовые взгляды. Мораль включит в себя рациональное содержание правовых норм, станет всеобъемлющей формой организации общественных отношений в сфере надстройки. Идеалистические течения в области философии в основном будут преодолены и исчезнут вместе с религиозными предрассудками. Общественные теории поднимутся на уровень науки и получат громадное развитие. Расцветут литература и искусство, станут еще более совершенными эстетические взгляды людей. Сложатся новые организации и учреждения, соответствующие экономической структуре бесклассового коммунистического общества, — организация общественного самоуправления, огромное количество организаций и союзов, направляющих хозяйственную, культурную и общественную активность трудящихся. Надстройка будет выражать невиданное социальное и моральное единство общества, единство человечества. Развернется во всю ширь творчество людей, разовьются творческие споры, но эти споры будут вести не к конфликтам, содействующим закреплению неправильных взглядов, а к нахождению правильных ответов на волнующие вопросы в интересах всех людей и к укреплению творческого содружества членов общества. Колоссально возрастет роль надстройки, являющейся при коммунизме организующей силой, управляющей законами истории на основе их познания. Но базис по-прежнему будет определять надстройку, и возрастание роли надстройки не отменит коренного принципа исторического развития, определяющей роли базиса. По-прежнему изменения в базисе будут предшествовать изменениям в надстройке, но относительная самостоятельность идеологии будет проявляться уже не столько в возможных элементах несоответствия уровня экономического развития и развития надстройки, сколько в других формах: преемственности идеологии и ее громадной, активной ролн, равно как в громадной роли надстройки в целом. Глава 12 Политические основы надстройки в классовом обществе. государство и право § 1. Политика и политическая организация общества Как было выяснено, производственные отношения бывают или классовыми, или бесклассовыми. В соответствии с этим организация всей общественной жизни, надстройка общества, носит политический или неполитический характер. В истории общества, начиная с рабства и по настоящее время, во всех странах мира производственные отношения являются классовыми или сопряжены с классовыми различиями. Поэтому надстройка общества на всем протяжении этой истории носила и носит политический характер, имеет свою политическую основу. Что же представляет собой политика как определяющая черта и составная часть надстройки классового общества? Политика возникает при разделении общества на противоположные или по крайней мере различные классы с различными интересами, когда встает вопрос о их взаимоотношении. Политика есть отношение между классами. Она существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку существуют классы. Однако не всякое отношение между классами есть политика. Когда крепостной крестьянин отбывает барщину, работает на помещика, он вступает с ним в определенные отношения. Эти отношения есть отношения эксплуатации. То же происходит при найме рабочего к капиталисту. Капиталист покупает рабочую силу пролетария и эксплуатирует ее. Но назвать подобные отношения политическими нельзя. Отношения эксплуатации есть суть экономических, производственных отношений определенного общества. Когда же экономические отношения перерастают в политические? Это происходит тогда, когда один крестьянин или группа крестьян противостоят не только одному помещику как хозяину, господину, а поднимаются на борьбу с крепостническим строем, со всей системой феодальной эксплуатации, выступают против всего класса помещиков и помещичьего государства; когда рабочие выступают не только против хозяина с целью улучшить условия работы, а противостоят всему классу буржуазии и буржуазному государству, объявляя борьбу системе капиталистической эксплуатации. Политику как отношение между классами характеризуют два момента. Во-первых, в политике находят наиболее полное и глубокое выражение коренные интересы класса. Главное для рабочего не выгодная продажа рабочей силы, а уничтожение системы наемного рабства. Это выражается в основных целях политической борьбы. Всякая классовая борьба как борьба за определенный способ производства есть борьба политическая. Политическая борьба есть высшая форма борьбы трудящихся за свое освобождение. Значит, политика любого класса отражает экономическое положение этого класса и выражает его коренные интересы. Так, например, рабочий класс, пришедший к власти, проводит свою политику по отношению к буржуазии, к крестьянству, политику национальных взаимоотношений, осуществляет внешнюю политику. При этом он выявляет свое отношение — отношение класса-освободителя — к другим классам и выражает в этой политике свои коренные интересы. По отношению к буржуазии в переходный период рабочий класс ведет политику, направленную на вытеснение, ликвидацию буржуазии. В этом выражаются его интересы, его стремление освободиться от эксплуатации, построить справедливый, бесклассовый общественный строй. По отношению к крестьянству рабочий класс исходит из особенностей крестьянства как класса, из общности коренных интересов рабочих и крестьян и стремится к сотрудничеству с крестьянством. Политика победившего пролетариата вытекает из природы рабочего класса, из объективного учета особенностей как рабочего класса, так и других классов общества. Во-вторых, политика есть такое отношение между классами, которое, складываясь, проходит через сознание людей. Крестьянские восстания и крестьянские войны, национально-освободительная борьба угнетенных народов и пролетарские революции предполагают сознательное стремление масс покончить с социальным или национальным гнетом. Это обстоятельство и делает политику надстройкой в отличие от экономики, от производственных отношений. Политика есть более или менее сознательная линия поведения класса, классовой группы по отношению к другим классам, общественным группам, государству, общественным явлениям классового общества, отражающая положение этого класса и его интересы. Как явление надстроечного порядка, политика отражает, и притом самым непосредственным образом, производственные отношения. Она отражает и выражает их наиболее глубоко и последовательно, является, по словам В. И. Ленина, концентрированным выражением экономики. Политика не только отражает экономику, но и выражает ее сущность. Однако политика не исчерпывается сферой собственно отношений между классами. Дело в том, что в классовом обществе в той или иной форме все общественные отношения — революция и реакция, мир и война, отношения народов и наций, борьба течений в идеологической сфере и т. д. — носят политическую окраску. В частностп, поскольку в развитом обществе отношения между нациями, народами, государствами ст
Сегодня: Borisrus, Svетиk, Данила Ден, Елена Бу, KalleriaShu, NikolayE, Елизавета 133, Frost36rus, tehnograd-evgeniya, NS1969, alina.koltsowa, Odri1975, kiviviki03, Dimapn5, Денчик, Хрюн Моржов, Вячеслав Концов, Анастасияz, Ладушка, svetlanabobreschova, kholodovilya, kis_me, Volodia.0072010, klimencko.nickolay2011, Дворянин
Воронежцы: большой микрорайон остался без отделения почты
«Атака, а дитя не забрать». Воронежанка рассказала, как ей не отдавали ребёнка во время взрывов
«В туалете смываем кипятком!» На отсутствие холодной воды пожаловались воронежцы
Билеты на все балеты «Щелкунчик» загадочно пропали в Воронеже