Прислать новость

Всегда ли в ДТП виноват только водитель?

10.12.2019 16:00
13

Читать все комментарии

1512

На дорогах страны очередная эпидемия ДТП с автобусами. Началось всё 1 декабря: в Забайкальском крае автобус упал с моста. 19 человек погибли (в том числе и водитель), ещё 22 пострадали. По мнению следствия, причиной ДТП стало лопнувшее переднее колесо.

При этом технический осмотр автобус прошёл вовремя, диагностическая карта гарантировала техническую исправность всех систем и агрегатов. За отсутствием водителя под домашний арест поместили перевозчика, в офисе компании провели обыск и выемку документов. Представители следствия отметили, что только в этом году перевозчика уже трижды проверяли надзорные органы, при этом были выявлены факты отклонения от маршрута, нарушения графика работы.

В последующие трое суток аналогичные ДТП (правда, с менее трагичными последствиями), произошли в Московской, Саратовской, Нижегородской, Белгородской, Воронежской областях. Дикий ужас!

И везде под подозрением почему-то лишь водители. Даже при том, что на кадрах видеосъёмки с места ДТП, например, в Забайкалье невооружённым глазом видны проблемы с содержанием дороги: асфальт в выбоинах и трещинах, разметка едва видна, бетонный парапет во многих местах разрушен. Барьерного ограждения, которое в обязательном порядке, должно быть на мостах, нет и в помине! А ведь оно могло спасти десятки жизней!

Также никто из больших чинов не вспомнил, что при наличии действующей диагностической карты именно на оператора технического осмотра ложится обязанность в полном объёме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц, если ДТП произошло вследствие незамеченных неисправностей (ч. 2 ст. 24 закона о ТО). Я понимаю, что это изначально мертворожденная норма, но она принята и действует! Так отрабатывайте и в этом направлении. Однако про обыски в офисе оператора ТО следствие молчит.

И таких пустых норм — десятки. Шесть лет назад постановили запретить перевозку детей на автобусах старше 10 лет. С тех пор постоянно переносят дату введения этого порядка (сейчас — до 2020 года), иначе возить детей стало бы вовсе не на чем: деньги на новые автобусы есть только в бюджетах Москвы да Питера.

За последнее десятилетие не раз повышали размеры штрафов, придумывали новые составы правонарушений. Ввели лицензирование пассажирских перевозок, усложнили программу обучения и порядок сдачи экзаменов, принудили оснастить автобусы ремнями безопасности, системой ГЛОНАСС, видеорегистраторами, тахографами.

Что характерно, практически любое изменение последних лет заставляет перевозчиков выложить несколько десятков тысяч рублей за каждый автобус, но ничего не меняет по сути. После каждого громкого ДТП со всех сторон слышны требования и предложения о дальнейшем закручивании гаек. И ведь уже резьба скоро сорвётся, а ДТП с автобусами не только не сокращаются, но даже растут!

За последние 6 лет (с 2012 по 2018 год) количество ДТП по вине водителей автобусов возросло на 20%! За 10 месяцев т.г. произошло ещё 5 598 аварий с участием автобусов. Это на 12% больше, чем за аналогичный период 2018 года (4 990 случаев).

Талмуды должностных инструкций, приказов, программ, постановлений и законов пухнут с каждым годом, но, как видим, не улучшают ситуацию с аварийностью. Зато дают возможность безбедно жить десяткам надзорно-контрольных ведомств и тысячам чиновников, призванных заботиться о безопасности движения и защищать права водителя. Справки о безобразиях и предложения о дальнейшем ужесточении режима запасены у них на любой случай жизни. Правда, кроме нарушений, допущенных водителем, они ничего вокруг не замечают. Хорошо устроились!

В первую очередь речь, конечно, о погрязших в коррупционных скандалах Госавтодорнадзоре и Госавтоинспекции. Но не дают забыть о себе и такие радетели за дисциплину водителей как налоговая и трудовая инспекции, органы санитарно-эпидемиологического, экологического, пожарного и прочего надзора. В общем, “конторы пишут”, а толку нет.

Сложившееся положение резко диссонирует не только с текстами законов и других нормативно-правовых актов, но и публичными высказываниями высокопоставленных чиновников. Один только закон “О безопасности дорожного движения” чего стоит: уже более 20 лет провозглашённый в нём принцип о приоритете ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, остаётся красивым лозунгом!

А вот из свежего. Зам. Председателя Госдумы Сергей Неверов на днях заявил: “Большинство аварий случается сегодня уже скорее не из-за технического состояния транспорта и каких-то других причин, а в большей степени из-за состояния дорог”. При этом посетовал, что ни региональные администрации, ни Госавтоинспекция фактически не осуществляют контроль за её эксплуатационным состоянием.

Начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников после ДТП в Забайкалье отметил, что в регионы поступило более 400 технических средств для измерения освещенности и коэффициента сцепления дорожного покрытия, а до конца года подразделения ГАИ получат ещё более 4 тыс. ед. различной измерительной аппаратуры. Скажите: вы хоть раз видели на месте ДТП гаишника с такими приборами?! Я — нет! Вот и в Забайкалье никто не удосужился замерить: что же там под колёсами автобуса было?

Водитель — заложник сложившейся системы: проявит принципиальность, откажется выезжать на неисправном автобусе — и он уже уволен. Толпы государственных контор, призванных стоять на страже закона, при этом растворяются в тумане. Люди вынуждены брать ответственность на себя и надеяться на чудо. Но как только случается беда — те же чиновники и ведомства готовы заклевать водителя до смерти, заметая следы своего многолетнего бездействия и показухи.

В Воронеже водители маршруток уже в голос кричат, что вынуждены работать по 16 часов в сутки, ночами своими силами ремонтировать автобусы, ежедневно платить механикам, диспетчерам, хозяину маршрута.

Недавно уже водитель пригородного автобуса заявил, что с них на автовокзалах ежедневно требуют денег, иначе будут проблемы с отправкой в рейс. Кадры передачи купюр по телевизору увидело всё Черноземье и только в прокуратуре, полиции и чиновничьих кабинетах не видят творящегося повсеместно беспредела.

Как говорится, дореформировались!

Самое читаемое