Сага об ОСАГО

Сага об ОСАГО

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
4

Читать все комментарии

Что делать, если ваш автомобиль отказываются страховать, ссылаясь на отсутствие бланков, или навязывают вам дополнительные виды страховки?


Если раньше в случае с ОСАГО нас сопровождали только проблемы с получением страховых выплат, то с прошлого года палки в колёса стали попадать уже и на стадии покупки полиса. Страховые компании придумали много новых козней для автомобилистов, дабы показать, что им невыгодно страховать по нынешним тарифам. Чтобы увереннее противостоять беззаконию страховых компаний, необходимо знать основные положения закона. Рассмотрим, как себя вести при следующих незаконных действиях стра­ховщиков.


1. Отказ в применении скидки за безаварийную езду

Коэффициент за безаварийную езду (коэффициент «бонус-малус», или КБМ) никто не отменял и не изменял. Максимальная скидка по КБМ — 50%. При прекращении предыдущего договора обязательного страхования вы можете взять у своего страховщика «Сведения о страховании». В них указывается ваш КБМ на текущий момент. Сведения эти предоставляются страховщиками в письменной форме, бесплатно. С данным документом вы можете прийти в любую другую страховую компанию, и там будут обязаны застраховать вас именно на основании предоставленного документа.

Не верьте россказням менеджеров про недействительность этих сведений, необходимость недельной проверки их в Российском союзе автостраховщиков (РСА), «зависание» базы данных и в прочую чушь. На вашей стороне закон! Согласно его требованиям страховщик обязан страховать вас на основании сведений, изложенных в вашем заявлении на страхо­вание!

Более того, пункт 20 правил ОСАГО прямо указывает, что даже при выявлении несоответствия представленных страхователем сведений данным из базы РСА страховщик заключает договор ОСАГО на основании данных страхователя!

Страховщики обязаны выдать полис, а потом в течение 15 дней провести проверку достоверности предоставленных вами сведений. При выявлении ошибки должны по­требовать доплатить или, наоборот, вернуть излишне уплаченную сумму. При выявлении ложных сведений страховщик вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО.

Если вы остаётесь в той же компании, то никакое обращение к базе РСА тем более не требуется: «При заключении договора обязательного страхования в целях расчёта страховой премии использует сведения о страховании… имеющиеся у страховщика». Если в прошлом вас страховали со скидкой и в ДТП вы не попадали — скидка пропасть никуда не может! Так что все кивания страховщика на базу данных РСА, которая выдаёт отсутствие скидки (КБМ=1,0), отметайте сразу и подальше! Без участия представителей страховщика в базе ничего пропасть и появиться не может! Напишите жалобу — сразу всё найдётся!

2. Страхование после осмотра авто по предварительной записи

«Застрахуем только после предварительного осмотра. Ближайшая свободная дата — через месяц!» — очередная ложь страховых компаний. Пункт 19 правил ОСАГО действительно даёт страховщику право осмотреть ТС страхователя, однако «право на осмотр автомобиля» не то же самое, что «право на отказ в страховании»!
В соответствии с пунктом 14 правил ОСАГО «страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с настоящими правилами».

В общем, будет желание взглянуть — приезжайте в оговорённое время, но застраховать обязаны сейчас! Причём без дополнительных условий и требований. Например, навязывания дополнительных видов страховок.

3. Навязывание страхования жизни и других дополнительных услуг

Навязывание страховщиком дополнительных полисов «в довесок» к ОСАГО является нарушением ст. 16 закона «О защите прав потребителей», а также других норм действующего законодательства. Однако после того, как 24 апреля в ходе Медиафорума на это беззаконие обратил внимание Владимир Путин, для противодействия страховщику лучше сразу ссылаться на прямую речь президента: «Что касается навязанных услуг, с этим надо бороться. Если нужно и можно усовершенствовать законодательство, сформулируйте предложения. Но надзирающие органы должны за этим внимательно следить. Прежде всего это Центральный банк. Обращу на это внимание Эльвиры Набиуллиной. Она соответствующий сигнал пошлёт, уверен, и в территориальные органы. Будем за этим внимательно наблюдать».

4. Отказ в страховании из-за отсутствия полисов

Думаю, что в ближайшее время рассосётся и ещё одна явно надуманная проблема: отсутствие полисов ОСАГО. Уверен, что о творящемся на страховом рынке беззаконии все наши надзорные и контрольные органы были прекрасно осведомлены. Но таковы реалии жизни: без окрика президента никто активности не проявляет. И вот уже по горячим следам пермское управление ФАС прекратило практику навязывания «Росгосстрахом» полисов «Фортуна «Авто», белгородское управление ФАС оштрафовало ООО «Росгосстрах» за навязывание договоров личного страхования при продаже полисов ОСАГО на 275 тыс. руб., УФАС по Татарстану оштрафовал «Росгосстрах» на 158 млн рублей (!) за навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО!

Не сомневаюсь, что теперь и воронежские надзирающие органы с нетерпением ждут ваших жалоб! Не упускайте предоставившейся возможности! Суды также практически всегда встают на защиту обманутых страхователей. Страховщики об этом знают. Поэтому имеет смысл написать досудебную претензию на имя директора филиала страховой компании с требованием добровольно вернуть излишне уплаченные деньги из-за неправильно применённого КБМ либо навязанных договоров страхования. Как правило, страховщики не доводят такие дела до судов: всё равно проиграют. Так что смелее пишите!

Куда обращаться?

Подразделение Центробанка по контролю за деятельностью страховых компаний в Воронеже отсутствует. Поэтому обращаться нужно в межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе по адресу: 109017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, стр. 1.

 

Самое читаемое