«Относитесь к официанту уважительно или хотя бы нейтрально»

«Относитесь к официанту уважительно или хотя бы нейтрально»

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
92

Читать все комментарии

—  Самое трудное в работе официанта — общение с людьми. Сложность не только в том, что по двадцать раз в день нужно говорить одни и те же фразы, а в том, чтобы найти к каждому посетителю подход. Как говорит наш администратор: «Есть официант, а есть блюдонос. И разница между ними заключается в том, что официант должен уметь подстроиться под клиента, посоветовать ему что-то. А пробить и вынести заказ может и уборщица тётя Валя».

Первое время мне было трудно говорить фразу: «Всё ли вам понравилось?» Она звучала фальшиво, и я чувствовал себя полным дураком. Но за несколько месяцев я научился произносить её искренне. Кстати, порой мне и правда интересно, понравилось ли у нас клиенту. А вообще, посетители у нас разные.

Для наглядности я разделил их на пять типов.

1. Посетители-друзья

— Таким людям очень быстро начинаешь симпатизировать, потому что они ведут себя уважительно по отношению к официантам и другим сотрудникам. С ними находишь общий язык, начинаешь общаться на «ты». Иногда общение с такими людьми перерастает в знакомство и даже дружбу — разумеется, за пределами паба. Работа есть работа: никаких «можно со своим» и бесплатной еды или выпивки даже для близких. Посетители-друзья — люди, к которым хочется подходить, а значит, они получат свой заказ быстрее. Единственный минус — у них неудобно брать чаевые.

2. «Быдло» и дотошные девушки

— К некоторым гостям подходить не хочется. Обычно это мужчины, которые официанта ни во что не ставят: тыкают, подзывают свистом или обращаются к тебе «гарсон», хотя на бейдже у тебя написано имя. Мы между собой именуем их «быдло».

Ещё одна категория — дотошные девушки, которые любят придираться. Например, заказывать коктейли и говорить официанту, что в них не чувствуется вкус алкоголя. Каждый раз им приходится разъяснять, что  коктейли для того и созданы. А если хочешь почувствовать вкус алкоголя — возьми водки. Как правило, такие девушки никогда не оставляют на чай.

3. Женщины-охотницы

—  Особенным видом посетителей являются женщины, которых мы называем охотницами. В нашем пабе одна из них является частым гостем. Ей нужен любой мужчина, внешность не важна, главное, чтобы он был один и уже принял на грудь. Сама она с ярким макияжем, в мини-юбке, с декольте, ей слегка за 40. Без стеснения подсаживаясь к нужному столику, она хлопает ресницами и говорит: «Купи мне пива». Многие мужчины легко поддаются её «чарам», покупают всё, что она попросит. Но однажды номер не прошёл. Мужчина выслушал пожелания охотницы, сделал заказ, а когда я подошёл со счётом, он попросил посчитать их отдельно.

4. Постоянники

— Со временем у каждого официанта появляются «свои» гости, которые по тем или иным причинам не переходят в категорию «посетителей-друзей»: к примеру, кто-то общаться не очень любит, или возраст у них более солидный. Они узнают тебя, а ты их. Ты уже знаешь их предпочтения, тем более, что многие из них всегда заказывают одно и то же. Один парень, к примеру, постоянно заказывает у нас тарелку борща и чесночную булочку. Другой вечерами стандартно выпивает по 5 кружек самого дешёвого пива.

Таких посетителей мы называем постоянниками. Даже если они садятся в зоне другого официанта, ты всё равно забираешь их себе. Это такое негласное правило. Когда мы видим кого-нибудь из них, мы уже сами пробиваем заказ.

5. Проблемные

— Проблемные гости обычно приходят к нам уже пьяными. Они могут уснуть за столом, а могут приставать к людям за соседними столами — в любом случае они доставляют массу хлопот и их трудно выгнать. Порой официанты не справляются с задачей угомонить буйного гостя, тогда на выручку спешит администратор. Если и это не помогает, вызывают охрану.

Иногда к нам заходят довольно трезвые личности, которые несут на себе совершенно пьяное тело, за счёт которого они планируют ещё погулять. Бывает, что эти люди даже не знакомы между собой.

В ТЕМУ

«Гости пристают и к девушкам, и к парням»

— Считается, что для девушки быть официанткой неприлично, к ней все пристают, а она должна терпеть унижение, улыбаться да ещё с подносом бегать. Это не так. Конечно, попадаются наглецы, которые говорят непристойности и даже дают волю рукам. Но в этом случае официантка может поменяться столиком с парнем-официантом и больше к этому гостю не подходить. Или сразу может вызвать охрану.

Кстати, подобного рода домогательства существуют и в отношении парней-официантов. Подвыпившие женщины очень любят стрельнуть номер телефона, часто спрашивают, как найти меня в социальных сетях. Однажды такая дама внезапно задала мне вопрос: «Зая, можно я тебя поцелую?» Не успел я ничего возразить, как она вскочила и поцеловала меня в щёку. Это неприятно, но не вызывать же охрану!

А ещё популярным является мнение, что официанты получают много чаевых от влюблённых пар: мол, кавалеры щедростью хотят произвести впечатление на женщин. Это враньё. По крайней мере, в мою смену ни разу такого не было.

ЛАЙФХАК

Как стать посетителем, которому действительно рады

* Запоминайте своего официанта. Каждый стол закреплён за определённым сотрудником, поэтому нет смысла спрашивать что-либо у других официантов, проходящих мимо, высказывать им претензии. Они не знают ничего о вашем заказе и ничего вам не ответят. У нас не коллективный разум.

* Относитесь к официанту уважительно или хотя бы нейтрально. Тогда официант будет подходить к вам чаще, регулярно убирать грязную посуду и использованные салфетки и обслужит вас быстрее. Помните, что официанту очень трудно морально заставить себя подходить к хамам.

* Если вы нормально общаетесь, то официант не будет втюхивать вам что-то подороже или что-то из того, что нужно поскорее продать, а будет учитывать ваши интересы. Вполне реально стать в глазах официанта посетителем, которому действительно рады, а не быть всего лишь источником дохода.

* Не оставлять чаевые имеет право каждый. Но отношение официанта, конечно же, будет от этого меняться. Хорошим тоном считается, если посетитель оставляет в среднем 10% от суммы заказа.

От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес moe@kpv.ru. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.

Самое читаемое