«Если бы станция заработала, воронежцы платили бы за отопление в 3 раза меньше!»

Корреспонденты «МОЁ! Online» побывали на недостроенной Воронежской атомной станции теплоснабжения, которую в ближайшие три года собираются сравнять с землёй

14.08.2019 22:33
79 9605

Мы уже рассказывали, что ГК «Росатом» решила судьбу одного из главных воронежских недостроев – легендарной атомной станции в районе Шилово, которая была законсервирована в 1990 году. Два реакторных отделения станции (включая то, что с куполом), а также здание спецводоочистки будут снесены до фундамента. Работы начнутся уже в этом году, а закончатся к 2022 году. После этого будет ликвидирован и филиал ВАСТ, где сейчас работает около 50 человек штатных сотрудников и охраны. Перед масштабными работами корреспонденты «Ё!» попросились на экскурсию по законсервированной станции.

Строящийся недострой

На административном здании ВАСТ до сих пор висит табличка: «Дирекция строящейся воронежской атомной станции теплоснабжения». Сотрудники станции рассказывают – за то время, что ВАСТ была законсервирована, несколько раз региональным и городским властям предлагались разные варианты её реконструкции. Обсуждалось более 15 проектов, в том числе переориентирование станции для производства электроэнергии для района Шилово. Но, по словам директора ВАСТ Анатолия САЧКОВА, от властей каждый раз либо вообще не приходило ответа, либо он звучал примерно так: «Не считаем это целесообразным».

Станция была практически готова, когда её решили не достраивать
Фото: Игорь ФИЛОНОВ

В 2016 году госкорпорация приняла решение о ликвидации недостроя. В начале строительства ВАСТ и все вспомогательные объекты, а их было 98, занимали площадь в 40 га, сейчас большая часть вспомогательных помещений продана – их приобрели ИП, промышленные предприятия под свои склады и производственные помещения. В ведении ВАСТ остался участок в 8,2 га и несколько построек, включая реакторные отделения. Высота РО №1, где под куполом до сих пор находится корпус реактора – 67 метров. Точнее, их два – основной и страховочный, который так и не успели надеть сверху. Корреспондентам «Ё!» удалось запечатлеть эти внушительные металлоконструкции, которые находятся в полной темноте. Внутри ВАСТ вообще темно. Электричество и прочие коммуникации давно отключили. Но увиденное всё равно поражает воображение – глубокие шахты, толстенные, как в бункере, двери, частокол арматуры и захватывающий вид с крыши.

«Энергоблок было готов на 90%»

– Строительные работы шли с 1983 года, – рассказывает Вячеслав РАЗИНКОВ, работавший тогда главным инженером управления строительства станции, – Реактор был разработан специально для нашей станции, кстати, его конструкция принципиально отличается от устройства печально известного РБМК на Чернобыльской АЭС. Когда было принято решение об остановке строительства станции, было закуплено 90% оборудования для первого реакторного отделения и самое дорогостоящее было установлено. Топливо для реактора тоже было закуплено и находилось на заводе-изготовителе. Его оставалось только завезти. Было закуплено оборудование и для управления реактором. Оно хранилось на складе, а потом мы его просто утилизировали за ненадобностью.

Анатолий Сачков рассказывает: после ввода в эксплуатацию двух энергоблоков, предполагалось приступить к строительству второй очереди станции, тоже из двух энергоблоков и завершить его к середине 90-х. По их подсчётам, общей мощности четырёх энергоблоков хватило бы, чтобы снабжать тепловой энергией весь Воронеж. Причём потребители платили бы за отопление треть сегодняшней цены. Поворотное решение в судьбе станции, по мнению руководства, вызвано политическими и финансовыми причинами.

Реакторы на станцию не успели поставить - помешал кризис и распад СССР
Фото: Игорь ФИЛОНОВ

– Я бы даже поставил финансовые причины на первое место, – говорит Анатолий Сачков, – Ведь если бы станция начала работать, воронежской «Теплосети» пришлось бы проводить масштабный ремонт сетей, котельных, иначе они несли бы убытки, покупая у нас энергию. На это требовались большие деньги, и решили, пусть лучше всё останется по-старому.

Расходы на возведение, консервацию и демонтаж станции, конечно, огромны. По проекту строительство ВАСТ стоило 480 миллионов рублей по тем деньгам (это примерно 3300 миллионов долларов), работы были проведены примерно на треть суммы. Содержание законсервированной станции обходится в 40 миллионов рублей в год. Начальная цена контракта по сносу – около миллиарда рублей, правда, в процессе торгов она может быть снижена в 2-3 раза. На эти деньги подрядчик должен будет снести три упомянутых здания до плиты фундамента, которая, кстати, толщиной 2 метра и размером 180 на 63 метра!

Демонтаж начнётся сверху, с купола, железобетонные стены, которые в реакторных отделениях толщиной по 3 метра, будут пилить алмазными проволоками на кубики, внизу их будут дробить на щебень. Щебень и металлолом, оставшийся после демонтажа будет продан. Предполагается, что на демонтаже будут одновременно заняты до 230 человек рабочих, 1-2 крана, дробильная машина, до пяти установок алмазной резки. Оставшийся фундамент вместе с правом на аренду земли (земля под ВАСТ в аренде у станции, находится в федеральном подчинении), вместе с другими зданиями, будет продан, скорее всего, под промышленные нужды. По словам руководства, уже сейчас есть две организации, которые присматриваются к объекту – одна из фирм занимается производством лопастей для ветряных мельниц, а вторая – изготовлением баков для производства.

Подробнее о подготовке к демонтажу ВАСТ читайте в электронной версии «МОЁ! Плюс» и в ближайших номерам «МОЁ!»

Автор:

Анна ЯСЫРЕВА