Воронежские чиновники отчитались о скромных зарплатах и дорогих авто
Стоимость машин некоторых городских, областных и государственных служащих заметно выше официального годового заработка владельцев
Как известно, городские и областные чиновники получают зарплату из бюджета,
который формируется из денег налогоплательщиков, то есть из наших с вами,
дорогие читатели. До 2008 года граждане не могли узнать, сколько получает тот
или иной госслужащий. Но после того, как был принят закон «О противодействии
коррупции», такая возможность появилась. Закон и несколько указов президента
обязали исполнительные органы власти, а также контролирующие и
правоохранительные органы публиковать сведения о доходах и имуществе своих
сотрудников и членов их семей. Речь идёт не обо всех должностях, а о тех,
которые связаны с «коррупционными рисками». Большая часть таких сведений
официально публикуется в Интернете на сайтах ведомств. Но найти их там не всегда
просто.
Корреспонденты «МОЁ!» разыскали декларации нескольких десятков
чиновников и проанализировали их.
Из опубликованных деклараций о годовом
доходе и имуществе чиновников можно сделать несколько общих выводов. Средняя
зарплата рядового специалиста правительства области и мэрии примерно 40 - 50
тысяч рублей в месяц. Это почти в 2 - 2,5 раза выше, чем средняя зарплата по
Воронежу - 21 тысяча рублей. По замыслу государства, такая разница в окладах
должна служить стимулом к честной работе чиновника. В своё время одними из
первых заметно увеличили зарплату судьям — сегодня годовой доход федерального
судьи в Воронежской области колеблется в районе миллиона рублей, то есть,
порядка 80 тысяч рублей в месяц.
Также выяснилось, что люди, занимающие
вроде бы одинаковые должности, получают совершенно разные суммы. В органах
власти, как и в правоохранительных органах, по-прежнему работает принцип «чем
дольше работаешь — тем выше зарплата». Действуют надбавки за выслугу лет, за
сложность, напряжённость, работу с секретными документами и т. д. Так что
порой официальный доход подчинённых оказывается выше дохода их руководителей.
Яркий пример — полковник Иван Аристов, долгое время служивший в КГБ СССР, а
сейчас возглавляющий управу Советского района. Иван Петрович уже пенсионер,
вместе с пенсией его доход в прошлом году составил 1 миллион 909 тысяч рублей,
то есть почти на 300 тысяч больше, чем у мэра.
Ни в коем случае не
сомневаясь в честности государственных и муниципальных служащих, всё же обратим
внимание на некоторые моменты в их декларациях. Например, у многих рядовых
клерков правительства области и мэрии есть дорогие иномарки. Воронежцы,
получающие такие же зарплаты, но не занимающие государственных должностей, не
могут себе этого позволить. К примеру, начальник общего отдела департамента
здравоохранения области Александр Чекмезов с годовым доходом в 360 тысяч рублей
имеет в собственности два внедорожника Land Rover Freelander. Стоимость таких
машин сегодня доходит до 1,2 миллиона рублей. Супруга Александра Михайловича в
покупке автомобилей вряд ли помогала — её годовой доход, судя по декларации,
около 150 тысяч рублей.
У первого заместителя руководителя
управления автомобильных дорог и дорожной деятельности областного правительства
Вадима Прохорова годовой доход заметно выше — около 1,9 млн. рублей. Но и
имущества заметно больше. Три приусадебных участка, три квартиры, три гаража,
три «Тойоты» и два жилых дома (площадь самого большого — 422 квадратных
метра).
А что же в мэрии? Здесь стоит обратить внимание на управление
организации пассажирских перевозок. Судя по декларациям, сотрудники этого
управления не ездят на работу на общественном транспорте, который курируют.
Руководителю управления Андрею Смольянинову принадлежит «Фольксваген Туарег».
Цена нового автомобиля — до 2,4 млн рублей. Годовой доход руководителя
управления — 648 тысяч рублей. Заместитель Андрея Смольянинова Игорь Зенищев
пользуется своим Ауди Q7. Новый автомобиль стоит порядка 3,2 миллиона
рублей. Годовой доход Игоря Владимировича — всего 437 тысяч рублей.
Закон
«О противодействии коррупции» не обязывает публиковать сведения о банковских
вкладах чиновников. Поэтому наличие автомобилей можно объяснить тем, что
они были куплены на деньги, которые не указаны в декларациях — к примеру,
заработанные ранее в других местах, или на наследство, полученное в прошлые
годы. Чиновники также могли купить машины в кредит, загнав себя в долговую
кабалу на долгие годы.
Самым большим минусом закона «О противодействии
коррупции» считается отсутствие в нормах закона контроля за расходами
чиновников. Ведь именно расходы, а не официальный доход, о котором государству и
так известно, помогли бы правоохранительным органам выявить коррупционеров. Да и
в случае со сведениями об имуществе всё не совсем ясно. Допустим, стоимость
имущества служащего, долгие годы получающего небольшую зарплату, зашкаливает и
никак не сопоставима с его доходом. Что должен сделать руководитель — сообщить
об этом в правоохранительные органы или пожурить подчинённого? Закон
безмолвствует, и руководители в этом случае не предпринимают никаких
шагов.
Читать все комментарии