Сто лет назад только половина воронежских детей доживали до 5 лет

Как ухаживали за младенцами в Воронежской губернии в то время

23.01.2018 13:17
МОЁ! Online
21

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

3413
  

В прошлом году младенческая смертность в России достигла исторического минимума. За первое полугодие 2017-го на 1 000 родившихся младенцев в стране приходилось в среднем 5,3 смерти в возрасте до 1 года. В Воронежской области этот показатель ещё меньше — 3,8 (для сравнения: в 2016 году он составлял 5,3). За 6 месяцев с начала года в регионе было зафиксировано 43 смерти детей в возрасте до 1 года (в первом полугодии 2016-го было 68). С 2010 года показатели младенческой смертности в регионе снизились почти вдвое. Но так было не всегда. В этой статье мы перенесёмся на 100 с лишним лет назад, когда зачастую рожали в поле, а слово «поликлиника» могли принять за иностранное ругательство.

До 5 лет не доживал каждый второй

Принято считать, что 100 лет назад в деревнях по 10 детей в семьях было нормой. Но никто при этом не упоминает, сколько детей умирало в младенчестве. Поистине шокирующие статистические данные корреспонденты «МОЁ!» нашли в «Докладе в соединённом собрании Общества русских врачей, Общества детских врачей в Петербурге и Статистического отделения Высочайше утверждённого Русского общества охранения народного здравия от 22 марта 1901 года». В конце XIX века в Воронежской губернии из 1 000 родившихся младенцев до 1 года умирали 309 человек, а до 5 лет не доживали 503, то есть больше половины!

Помимо очевидных причин такой кошмарной детской смертности — практически полного отсутствия квалифицированной акушерской и медицинской помощи в деревнях, антисанитарии, недоедания и голода и т. п. — в докладе говорится о специфических причинах, связанных с укладом жизни и обычаями русского народа. В отличие от мусульманской части населения России, где в силу правил Корана мать должна была обязательно кормить ребёнка грудью (и поэтому, как правило, освобождалась от трудной работы), в православных регионах женщины мало того что, как правило, рожали в поле во время сельхозработ, так ещё и выходили на работу через 3 — 4 дня после родов.

У семилетней няньки дитя без глазу

«Новорождённого ребёнка обыкновенно сейчас же несут в баню, — пишет русский педиатр Егор Покровский (1834 — 1895) в научном труде 1884 года «Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России». — Слабого обкуривают, парят в горячем духу, правят, трясут головой вниз, натирают тело солью, поят ромашкой, квасом, соками моркови и т. п. Часто ребёнок первое время живёт с роженицей в бане, подвергаясь здесь всем колебаниям температуры».

В конце XIX века чепчики расшивали символами солнца для защиты ребёнка от тёмных сил
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Отправляясь в поле, мать иногда брала новорождённого с собой, но чаще оставляла его дома на попечение няньки. Няньками, как правило, выступали старшие дети. По словам главного хранителя Воронежского областного краеведческого музея Светланы Толкачёвой, в воронежских деревнях девочки уже в 5 — 6 лет перенимали от матери навыки ухода за младенцем. Сами понимаете, какой надзор за новорождённым может быть от 6-летнего ребёнка. Один из авторов доклада протоиерей Василий Гиляровский (1822 — 1902) на основании своих многолетних наблюдений приводит примеры, «как одна нянька, связав ноги младенца верёвкою, вывесила его за окно вниз головою и скрылась; другая, например, наскучив тем, что однолетний младенец везде бегал за ней со слезами, связала его по ногам и бросила на конюшне, когда же вечером заглянула в конюшню, у младенца вся задняя часть оказалась выеденной свиньёю».

Соска и тряпка с жёваным хлебом

Чем же кормили младенцев? «В летнюю страдную пору матери уходят на работу, оставляя ребёнку пищу на целый день, и кормят грудью ребёнка только ночью и вечером, возвращаясь с работы, в некоторых же случаях только через 3 — 4 дня», — пишет доктор Покровский. Ребёнку оставлялась так называемая соска и жёвка. Соска представляла собой коровий рог, к свободному открытому концу которого привязывали коровий сосок, покупаемый у местных мясников в деревнях. «Конечно, всякому понятно, что такая соска необходимо должна гнить, и этот кусок гнили, безразлично, будет ли он мыться или нет, находится почти целый день во рту ребёнка», — подчёркивает Покровский.

«В тех же хозяйствах, где коров нет, следовательно, и молока нет, кормление ребёнка происходит при помощи жёвки, которая состоит из жёваного хлеба, каши или чего-либо подобного, завёрнутого в тряпку или завязанного в узелок, — продолжает Покровский. — Затем пальцами придают этому комку в тряпке коническую форму, и приготовляющий, взяв в рот эту конической формы тряпку, обильно смачивает её своей слюной, после чего эта «соска» попадает в рот ребёнка. И вот несчастные дети с такими-то «сосками» лежат целыми днями, всасывая в себя кислый сок из разжёванного хлеба и каши, глотая почти только одну свою слюну и, таким образом, голодая и испытывая сильную жажду». Стоит ли говорить, что основной причиной младенческой смертности были кишечные инфекции…

Никифор Степанович Крылов. «Русская крестьянка кормит ребёнка из рожка»

Известный учёный-гигиенист Пётр Диатропов (1858 — 1934) описывает такую грустную сцену в одну из своих поездок по деревням: «Раз я сменял лошадей в деревне. Стояла жаркая погода. Народ работал в поле. Поносы между детьми в это время были часты и смертельны.

Я взошёл в избу. Никого нет.

— Где же хозяева? — спросил я.

— Да пошли мальчугана хоронить.

— Грудной был?

— Сосун был.

— Чем хворал?

— Да понос смыл.

В избу вошла молодая женщина. На руках лежал ребёнок. Она подошла к переднему углу, достала из-под образного киота непокрытый горшок с отколотым краем, грязными пальцами достала из него каши, выдернула из-за пояса тряпку, сделала соску, всунула её в рот спящему ребёнку и положила его в зыбку. Сама вышла в сени...

Я посмотрел кашу. Она оказалась полусваренной, окислой, с примесью мелких тараканов».

Впрочем, даже несмотря на все эти ужасы, рождаемость в Воронежской губернии конца XIX века превышала смертность — в среднем на 10 — 15 тысяч человек в год. А если взглянуть на современную статистику Воронежстата, то в первом полугодии 2017 года в нашем регионе ситуация обратная — на 10,7 тысячи родов приходится 17,7 тысячи похорон.

В тему:

«Новорождённых заворачивали в нестиранную отцовскую рубаху, чтобы придать им здоровья»

Главный хранитель Воронежского областного краеведческого музея Светлана ТОЛКАЧЁВА:

— В конце XIX века рождение человека сопровождалось ритуалами, которые отмечали его переход из мира природы в мир семьи, общества, культуры. Одним из важных символических обрядов являлось одевание новорождённого. Как правило, младенца заворачивали в одежду родителей, причём наиболее предпочтительной была нестиранная отцовская рубаха. Считалось, что благодаря соприкосновению с нею ребёнок становится продолжением не только матери, но и отца, его частью, станет здоровым и более жизнеспособным. А вообще «одеждой» новорождённого были пелёнка и свивальник, которым свивали ребёнка нередко до полутора лет.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.