Ветеран войны Мамед Джабраилов: «Для нас Воронеж был как Сталинград»

99-летний участник обороны Воронежа  о том, как освобождали город от фашистов в январе 1943 года

25.01.2018 16:55
МОЁ! Online
10

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

8302
  

Накануне 75-й годовщины освобождения Воронежа мы пообщались с живыми легендами – людьми, кто непосредственно участвовал в обороне города от фашистов в те страшные годы войны

У Мамеда Джабраилова, который в этом году должен отметить 100-летний юбилей, поистине удивительная судьба. Он был призван в армию ещё до войны, в 1936 году. Служил на Черноморском флоте, на крейсере «Красный Кавказ». В то время на флоте служили 5 лет. Документы о демобилизации Мамед Мирзамамедович должен был получить в понедельник, 23 июня 1941 года. Но, как известно, в воскресенье, 22-го, началась Великая Отечественная война…

Мамед Джабраилов прошёл с боями всю войну, был на легендарном параде 1941 года на Красной площади, участвовал в обороне Москвы, в Сталинградской битве, освободил пол-Европы – Румынию, Венгрию, Австрию, Словакию. Четырежды был ранен, дважды – контужен.  Закончил войну в Праге. Но битва за Воронеж, по словам Мамеда Мирзамамедовича, для него стала главным и самым трудным сражением той войны.

- В 20-х числах января в составе 121-й стрелковой дивизии я прибыл под Воронеж, - рассказывает Мамед Джабраилов. - Штаб дивизии располагался в районе нынешней лесотехнической академии. Наш полк держал оборону от района СХИ до Беговой. Здесь сильнейшие бои шли. Мы считали это  как Сталинград. Воронеж, бесспорно, заслужил звание города-героя. Когда держали оборону, мы всё время думали, когда пойдём в наступление. И вот в ночь с 24 на 25 января мы вошли в город в районе Ротонды. Оттуда вышли на ул. Ленина, по которой двигались к центру. «Работница» – через мост – оттуда вышли на железнодорожный вокзал. Там встретились 2 полка. Они пошли на Семилуки, мы пошли на Первомайский сквер. Мороз был градусов 25 – 30. Освободили Первомайский сквер. Оттуда – к зданию управления ЮВЖД. Там немцы сидели. Мы их и оттуда выбили. Воронеж освободили к полудню. 26-го уже освободили Семилуки. Оттуда пошли на Касторное. Оттуда пошли на Курск. Освободили Курск. И там я получил второе ранение…

По словам Мамеда Мирзамамедовича, картина, которая предстала перед ним, когда он вошёл в город, была удручающей.

- Все было разрушено, памятника Петру I не было - один только постамент, - рассказывает он. – Накануне наступления мы слышали взрывы. Когда вошли в город, поняли, что это было. Немцы перед уходом взрывали здания: Дворец Пионеров (он был на месте технологической академии), здание обкома (на месте Никитинской библионеки). На улице Никитинской возле дома-музея Никитина кругом валялись рукописи. У нас в роте был школьный учитель, он стал их собирать, складывать на ступеньки и всё причитал: «Ах, варвары, что натворили»…

Фашисты за время своего пребывания в городе с 6 июля 1942-го по 25 января 1943-го превратили в руины 18 227 из почти 20 тысяч домов. Это около 92% всех зданий. На фото - вид с самолёта на ул. Плехановскую, 1943 г.

Мамед Джабраилов – азербайджанец, уроженец Баку. После войны судьба помотала его по городам и весям. Но сердце его, как он сам говорит, рвалось в Воронеж – так запал ему в душу город, который он с таким трудом освобождал. В 1962 году Джабраилов перебрался в Воронеж и живёт здесь по сей день. Мамед Мирзамамедович – почётный гражданин Левобережного района.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.