При чём тут Познер — пять находок нового воронежского спектакля «Гамлет»

В театре драмы имени Кольцова состоялись предпремьерные показы одной из самых знаменитых пьес в мире

07.10.2017 14:27
МОЁ! Online
9

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Мы уже писали, что свой 216-й сезон воронежский театр драмы откроет «Гамлетом». Самую известную трагедию Шекспира в нашем городе не ставили очень давно, если ставили вообще когда-нибудь. «Я уже 60 лет слежу за нашим театром, пишу о нём, и на моей памяти «Гамлета» не было», — рассказал «МОЁ!» историк, искусствовед и театральный критик Бронислав Табачников.

Подробности нового спектакля режиссёр и художественный руководитель драматического театра Владимир Петров держал в строгом секрете. Рассказал только, что в пьесе будет много нестандартных решений (а без них за «Гамлета», наверное, и браться не стоит), а также, что принца датского сыграет Евгений Чистяков, только в прошлом году закончивший в Воронеже институт искусств. Скажем сразу, это было не единственное смелое решение в спектакле. Вот что ещё удивило зрителей:

Необычная декорация. Точнее, даже и не декорация, а большой экран, состоящий из семи частей, на которые выводились разные изображения. При этом части экрана то сдвигали, то раздвигали, из некоторых выдвигали нижние части и они неожиданно превращались в троны и даже в лошадей. Активно использовалось и пространство сцены, часть которого периодически уходила вниз — и превращалась в могилу, откуда извлекли «бедного Йорика», в реку, где утонула Офелия.

Фото Игоря ФИЛОНОВА

Костюмы героев. На первый взгляд, действие спектакля перенесено в современность: герои разгуливают и в костюмах-двойках с галстуками, и в драных джинсах с косухами, и в хипстерских кедах с белыми подошвами. Но создатели костюмов подошли к делу тоньше — во многих, приглядевшись, замечаешь намёки на средневековые фасоны и формы. То же самое смешение времён в реквизите: герои, с одной стороны, играют в сокс (модная игра с мягким мячом) и поют в микрофон, а с другой — отправляют письма с красной сургучовой печатью и дерутся на шпагах. Но особого внимания, конечно, заслуживают наряды бродячих актёров, которые играют «спектакль в спектакле» («Мышеловку») — воротники из пластиковых стаканчиков и тарелок, украшенные ложками и вилками, кружева на юбке королевы из шуршащих пакетов и, наконец, короны из пивных банок. И смотрелось это всё, кстати, довольно гармонично.

Тень отца Гамлета с голосом робота. Столь необычный персонаж, как Призрак отца Гамлета всегда давал простор для воображения режиссёров. В спектакле Владимира Петрова он появляется только на экране-заднике. Сначала на него выводится зрительный зал, и присутствующие на спектакле с весёлым удивлением наблюдают самих себя. И вдруг в самом центре зала, в одном из кресел, обнаруживается он, Призрак, и молвит нечеловеческим голосом. Как это было — можете посмотреть в нашем видео.

Знаменитого монолога «Быть или не быть?» в спектакле нет. Строго говоря, он всё-таки есть, но не шекспировский, а вариация на тему вечного гамлетовского вопроса от поэта и прозаика середины прошлого века, основателя русского верлибра Геннадия Алексеева. И произносит его не Гамлет, а его друг Горацио (его играет Егор Козаченко), пока юный принц мучительно размышляет. И да, второй по известности монолог о «бедном Йорике» Гамлет произносит, держа в руках отнюдь не череп.

В спектакле появляется Познер. Как мы уже говорили, экран-задник очень активно использовался в спектакле, в том числе некоторые монологи актёры произносили не на сцене, а с экрана. Так, король Клавдий (Юрий Смышников) рассуждает о совершённом убийстве брата… в студии Владимира Познера, а тот глубокомысленно кивает в ответ на философствования короля — получилось, кстати, очень забавно. Ещё несколько монологов короля и королевы, например, об обстоятельствах гибели Офелии произносит якобы в новостной программе телеведущий, очень похожий на Дмитрия Киселёва (в исполнении Дениса Кулиничева).

Фото Игоря ФИЛОНОВА

Многие наши читатели наверняка удивятся — как вообще всё это вписывается в шекспировский текст? Наверняка по поводу спектакля будет много разных мнений. Но, кажется, режиссёру удалось главное — создать интересный, динамичный спектакль, где действуют живые люди, а не отвлечённые литературные образы. Где Гамлет — это не философствующий принц из далёкого Средневековья, а просто молодой, порывистый и очень несчастный юноша. Премьера спектакля пройдёт в большом зале театра драмы 7 и 8 октября. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.