Как воронежский хор ART’o’dox покорил зрителей шоу «Ну-ка, все вместе!» с одного дубля
Мужской хор Воронежской филармонии ART’o’dox существует с 1990 года, но всенародно известным и любимым он стал после участия в ТВ-шоу
Корреспонденты «МОЁ!» поговорили об участии в проекте, возрождении хоровой культуры и духовной музыке с художественным руководителем хора Воронежской филармонии ART’o’dox Татьяной ИЖОГИНОЙ и дирижёром Ильёй ИЖОГИНЫМ.
Репетиционная база хора ART’o’dox находится в историческом центре города. В зале с высокими потолками два огромных арочных окна, через которые по помещению разливается тёплый закатный свет. Я захожу в финале репетиции, когда листы с нотами складываются в папки, а солисты начинают оживлённо переговариваться между собой. Во время репетиции — строгая дисциплина и вовлечённая работа. На стеллаже рядом с толстыми тетрадями для нот стоят большие иконы, строгий взор которых направлен прямо на вокалистов. Состав хора на сегодняшний день — 17 певцов и дирижёр Илья Вадимович. И всегда в хоре была одна женщина — беcсменный художественный руководитель коллектива Татьяна Михайловна Ижогина.
Татьяна Михайловна родилась в семье священника и постоянно пела у отца в церковном хоре. Тогда она мечтала стать солисткой, а позже поступила на дирижёрско-хоровое отделение Воронежского музыкального училища. Как удивилась бы тогда юная студентка, если бы узнала, как её стремление быть первой скрипкой реализуется во взрослой жизни. Выбор профессии определила встреча с дирижёром молдавской хоровой капеллы Вероникой Гарштя. Её харизма, умение управлять огромным коллективом в 80 человек и железный, волевой характер произвели неизгладимое впечатление на молодого дирижёра. Татьяна Михайловна работала в музыкальном училище педагогом, с любительской хоровой капеллой в качестве хормейстера, а в 1990 году основала мужской хор «Православная Русь».
— Во времена Советского Союза существовал негласный запрет на исполнение русской духовной музыки. Представьте, если бы Эрмитаж, который мы сейчас знаем, всё время был на 99 процентов закрыт, а в начале 90-х открыл свои запасники и показал сокровища, которые у него есть? — рассказывает Татьяна Михайловна. — В канун тысячелетия Крещения Руси в Большом театре состоялся первый концерт духовной музыки, ставший символом негласного примирения христианской Руси и атеистического Союза. До этого монастырские песнопения исполнялись исключительно в монастырях и церквях, и вдруг всё это великолепие открылось — это был культурно-музыкальный шок! Неискушённого слушателя особенно поразил хор семинаристов и священнослужителей, объединённый хор Троице-Сергиевой лавры с монастырскими напевами… После их выступления люди не знали, аплодировать или нет, зрителей буквально вдавило в кресла. Первые секунды в зале стояла абсолютная тишина, прервавшаяся бурными овациями. После этого по всему Советскому Союзу стали создаваться мужские хоры. Не стала исключением и столица Черноземья, где появился наш мужской хор «Православная Русь», в 2005 году вошедший в структуру Воронежской филармонии, впоследствии трансформировавшийся в ART’o’dox. За десятилетия работы коллектив стал лауреатом многих российских и зарубежных конкурсов и фестивалей. На сегодняшний день репертуар хора разнообразен и состоит из русской духовной музыки, но в нём есть и советские песни, и песни военных лет, и рок-н-ролл, и современная эстрада. В нашем хоре неспроста нет женщин: изначально в православном мире было не принято, чтобы женщины пели в церковных хорах. Но с конца 19-го века ситуация начала меняться, когда композитор Архангельский ввёл в церковный хор женские голоса. Можно сказать, что мы вернулись к истокам.
Симбиоз матери и сына
Илья Ижогин с детства был вовлечён в музыкальную жизнь родителей. Его отец хоровой дирижёр, педагог, композитор Вадим Борисович Ижогин был автором музыки к более 40 спектаклям, поставленным в воронежских театрах. Подростком Илья стал участником мужского хора: «Мне всё это было в новинку, жажда впитывать музыку подогревалось соседством с выдающимися музыкантами». Сейчас Илья Вадимович является регентом Митрополичьего смешанного хора Благовещенского кафедрального собора и дирижёром хора ART’o’dox. Он признается, что доказывать свою точку зрения и продвигать свои идеи Татьяне Михайловне, бессменному худруку коллектива и маме, приходится без скидки на родственные связи. Такое справедливое воспитание дало свои плоды: из влюблённого в музыку мальчишки Илья вырос в главного музыкального руководителя хора.
— Есть предел всем средствам музыкальной выразительности, но для эмоций нет потолка. Темп, динамика, фразировка и интерпретация музыкальных произведений, а также громкость и интонации звучания отдельных голосов и партий хора, безусловно, важны, — поясняет Илья Вадимович. — Но куда важнее то, какие чувства вкладывают вокалисты в свои слова. Мне иногда приходится объяснять смысл произведения, чтобы полно и цельно донести его до участников хора, не сухими терминами, а художественными образами. Среди наших певцов есть и атеисты, но это никак не мешает им пропускать через душу церковные произведения.
— У женщины в жизни много задач: она мать, жена, хозяйка, а уже потом работник. Мужчина же цельный, у него работа и становление являются главными приоритетами, для него важно быть сильным, реализовать себя, — продолжает Татьяна Михайловна. — Артисты любят, когда перед ними ставят серьёзные задачи, им не нужна лирика. За годы работы возникали и бунты на корабле: «Зачем нам петь духовную музыку, давайте переключаться на народные песни, советские, популярную музыку!» — предлагали они. Но при этом у нас был риск потерять своё звучание. Часть старого состава переманили, они ушли в тяжёлый для хора период, но половина из них потом пришла с покаянной головой, и я, как православный человек, приняла их обратно.
«В школы нужно вернуть хоровое пение»
Ижогины считают, что хоровое пение — прекрасный способ объединять людей, поэтому этот формат стоило бы вернуть в школы.
— В детских учреждениях нужно возрождать культуру хорового пения, — считает Илья Ижогин. — Но если в семье нет уважения к преподавателю, то воспитать ребёнка не поможет ни один хор, ни один репертуар и ни один закон. Два года назад было принято соглашение между Министерством культуры и Министерством образования о том, что в каждой школе должны выделиться ставки руководителя хора и концертмейстера. Эксперимент не имел успеха, потому что учителям музыки приходилось разрываться между уроками и организацией работы хора…
— Я являюсь председателем хорового общества и мониторю всю хоровую всероссийскую систему. Много лет я пытаюсь сделать в Воронеже хотя бы один студенческий любительский академический хор, — продолжает Татьяна Михайловна. — У нас нет ни одного любительского хора студентов. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде чуть ли не в каждом университете существует любительский хор. Хоры выступают везде, соревнуются. Я связывалась с ректорами воронежских вузов, предлагала помочь в создании такого хора и даже получила одобрение на словах, но, увы, на деле никому это не нужно. Когда мы готовились к выступлению в технологическом университете, ректор поделился мечтой — создать свой хор, потому что в молодости он сам пел в хоре. Я обратилась к студентам с предложением о создании первого студенческого хора. Новость была воспринята с энтузиазмом, но, сложится ли хор, покажет время. Для того чтобы петь в любительском хоре, необязательно знать ноты, есть методики, которые позволяют быстро обучить музыкальной грамоте. Главное — хотеть петь. Мы очень надеемся, что впервые за 30 лет в нашем городе студенческий хор наконец-то появится.
Высшая награда
— После первого эфира мы получили много поддержки и взяли первое место с 98 баллами. В финале из всей «стены» не поднялся один единственный член жюри,— рассказывает Татьяна Михайловна об участии хора в ТВ-шоу «Ну-ка, все вместе!». — У него были очень странные объяснения, он упомянул про то, что в детстве слышал пластинки хора Богоявленского собора и его представления о духовной музыке совсем другие. Наше звучание его не удовлетворило, хотя 90% наших певцов пели или поют в церкви… Мы увидели эту ситуацию в положительном ключе, ведь она стала толчком к росту нашей популярности, в соцсетях родилась волна поддержки в наш адрес. Зрители начали искать наши записи в интернете, приглашать на гастроли в другие города. Нас встречали на улицах Воронежа, жали руки, говорили приятные слова и поздравляли.
— Я изначально был против исполнения англоязычного репертуара, который душит народ отовсюду. Но, выбирая между современной поп-музыкой и Богемской рапсодией, предложенными жюри, мы всё-таки выбрали второй вариант, — делится впечатлениями о шоу Илья Вадимович. — В финале многие члены жюри говорили, что наше исполнение духовной музыки цепляет за живое, а в профессиональном плане оно является эталонным. Правда, некоторые выступления по звуку в эфире оказались не так хороши, как концертные, это мы заметили позже, посмотрев запись. Кстати, многие положительные отзывы после нашего выхода в телевизионной версии вырезали. Наш съёмочный график в эти дни был очень насыщенным: в 6 утра мы приезжали на площадку «Мосфильма», в 7 утра начинался первый прогон — у каждого было 10 минут, в 11 утра начиналась съёмка, И съёмочный день заканчивался к 7 — 8 вечера. Съёмки шли нон-стоп. Переснять выступление коллектива возможности не было, у нас был один дубль! Мы настраивались не только музыкально, но и морально, чтобы выйти и победить.
Я очень благодарен организаторам за возможность исполнить духовную музыку. Боялся, что для телевидения это неформат, но потом понял, что настоящее, искреннее исполнение позволит поднять любую стену, даже если произведение кому-то неизвестно, непонятно. Спеть в финале «Богородице Дево, радуйся» стало высшей наградой для нас. Этот конкурс является всё-таки телешоу, где оценка экспертов в большей степени складывается из эмоций. Например, «стена» не могла не встать на «Прекрасное далёко», которую исполнил женский хор из Хакасии, эта песня из нашего детства. Моё единственное пожелание к жюри — не ставить в один ряд квартеты, квинтеты и хоры, чтобы не лишать оценки объективности.
Читать все комментарии