Почему в Воронеже не спасают уникальный русский дом с оберегом от нечистой силы
«МОЁ! Online» вместе с историком и краеведом Павлом ПОПОВЫМ продолжает рубрику о воронежских памятниках архитектуры, которые разрушаются от времени
«Пряничный домик» по адресу: улица Бехтерева, 5 — ещё хранит следы былой красоты. Больше века в его стенах живут люди. А вот серьёзных исторических событий тут не происходило, да и известные личности здесь не гостили. Тем не менее в 1987 году дом был поставлен на государственную охрану как оригинальный образец здания, декорированного в русском стиле.
Зачем дому «кокошник»?
Уютный домик с оригинальным декором был построен в 1911 году. Он появился в самом начале улицы Вяхиревской, которую в 1928 году переименовали в Бехтерева — в честь русского врача-психиатра. Одноэтажное строение с кирпичным фундаментом и деревянной жилой частью уютно расположилось в районе водохранилища, на спуске от Покровской собора.
Историки и краеведы называют его домом жены подполковника Ивановской. По всей видимости, хозяева были поклонниками русского стиля и людьми суеверными, поэтому их жилище отличалось от других домов. Краеведы считают, что оригинальные детали русского стиля здания — заслуга чертёжника.
— Сохранившийся в архиве проект подписан чертёжником Пучковым, — говорит краевед Павел Попов. — Возможно, чертёжникам доверяли составлять проекты таких небольших домов, не прибегая к услугам опытных архитекторов. Может, поэтому автор проекта постарался доставить удовольствие заказчику неизбитым композиционным решением.
Чтобы понять, в чём уникальность дома Ивановской, стоит рассмотреть его получше. Многие его детали имеют символический смысл. Так, ещё лет 20 назад по центру фасада здания можно было видеть чердачную надстройку в виде кокошника или «бочки» с килевидным завершением.
— Такой кокошник, как и луковичные главы храмов, относился к главнейшей православной символике. Это образ огненного языка, символ молитвенного горения, необходимый христианину для единения с Богом, — рассказывает Павел Попов.
Фасад здания обильно украшала резьба. Наличники, трёхрядный карниз, дверь — всё было покрыто изящными элементами. Рассматривая наличники, стоит обратить внимание на их навершия (верхние карнизы). Некоторые искусствоведы считают, что они изображают ход солнца над землей: слева — восход, по центру — солнце в зените, справа — закат. Интересно, что в языческой традиции домовая резьба вообще и символ солнца в частности использовались для защиты жилища от нечистой силы и природных стихий. Если присмотреться к кокошнику на старых фотографиях, можно заметить резные детали, похожие на вышивку рушника. Эта деталь тоже могла служить оберегом дома от злых духов.
Исчезающий памятник
Как и многие другие охраняемые здания в Воронеже, время не пощадило дом Ивановской. Изначальный облик здания мы можем рассматривать во всей красе разве что на чёрно-белых фотографиях 1980-х годов, сохранившихся в архивах. На них мы видим кокошник, которой в начале 2000-х годов отвалился от крыши. Кстати, если взглянут на фото 1984 года, можно заметить, что эта деталь уже тогда сильно накренилась. На старых карточках видна резная дверь теперь лежит во дворе — жильцы накрыли её от осадков, зная, что органы охраны памятников предъявляют претензии по поводу ее сохранности. Наличники на доме ещё в целости…
Сегодня в доме продолжают жить люди, он находится в частном владении, несмотря на то, что состоит под охраной государства. Заметим, что приватизация памятников в России стала возможна с 2008 года. Вход в здание, выходивший раньше на улицу, теперь организован со двора. На месте двери — деревянное окно. Фасад накренился, наличники кое-где отломались. Доски карниза покривились настолько, что там появились огромные зазоры. Резьба постепенно ветшает и осыпается.
— Несовершенства законодательства об охране наследия таковы, что жильцам не положено никаких льгот во время ремонта или реставрации, — сетует краевед. — Напротив, любые восстановительные работы оборачиваются непреодолимыми трудностями. По закону, даже проект «бочки» или двери можно заказать только той организации, которая имеет лицензию на работу с объектом культурного наследия. Расценки на памятник — соответствующие. Значит, владельцам придётся выложить немыслимые деньги, если они захотят спасти остатки красоты…
Читать все комментарии