В Воронеже начался демонтаж накренившегося корабля «Меркурий»

Рабочие уже сняли мачты, сообщила экскурсовод Ольга Рудева

29.05.2018 14:17
МОЁ! Online
7

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

5462
  

В Воронеже начались работы по демонтажу памятника кораблю «Меркурий». Об этом на своей странице «Вконтакте» 29 мая сообщила экскурсовод Ольга Рудева. Сегодня с корабля сняли мачты, уточнила краевед.

Напомним, в начале апреля Общественный совет при управлении архитектуры и градостроительства обратились к мэру Воронежа Вадиму Кстенину с просьбой спасти «Меркурий». Позднее было принято решение демонтировать памятник кораблю.

«Меркурий». Фото из архива «Ё!»

«Меркурий» обследовали специалисты управления культуры совместно со службой спасения и учреждением «Дирекция единого заказчика капитального строительства». Они пришли к выводу, что из-за аварийного состояния монумент в кратчайшие сроки следует восстановить.

Работы запланировали на лето. После реставрации памятник перенесут в прибрежную зону парка «Алые паруса». Новое место установки уже утверждено. Однако по данным портала «Горком36», «Меркурия» будет стоять немного в стороне от «Алых парусов» – на въезде в Левобережный район.

Далеко не каждый воронежец знает, что монумент также носит название «Фрегат над морем». Что это за корабль? Как его занесло на середину водохранилища? Кто его делал? Об этом несколько лет назад «Ё!» рассказал его создатель Виктор Неберекутин.

Подарок ко Дню строителя

Виктор Алексеевич всю жизнь работал в строительстве. 20 лет трудился в знаменитом воронежском стройтресте № 2. Именно эта организация строила заводы «Рудгормаш», шинный, авиационный, СК. А в начале 70-х стройтрест № 2 был выбран генподрядчиком для создания Воронежского водохранилища. В то время стройтрест № 2 возглавлял Георгий Александрович Сухомлинов. Этот воронежец прошёл путь от мастера на стройке до замминистра строительства СССР (в середине 80-х). Георгий Александрович умер в 2001 году.
Виктор Неберекутин в то время трудился старшим инженером. У него были неплохие художественные способности. Виктор Алексеевич оформлял все праздники и выставки в тресте.

— Помню, в мае 1972-го, сразу после появления водохранилища, Сухомлинов привёз меня на машине в район ВоГРЭСовского моста и спросил: «Видишь, вон из воды торчит железобетонная опора для ЛЭП?» — вспоминал тогда Виктор Неберекутин. — «Вижу». — «На этом месте ко Дню строителя должен стоять петровский корабль».

День строителя отмечается каждое второе воскресенье августа. У Виктора Алексеевича было два с половиной месяца на выполнение приказа начальника.

— Мне дали понять, что в моём подчинении все службы треста, — говорит он. — И мы сделали корабль точно в срок.

Пизанская башня по-воронежски

За основу композиции «Фрегат над морем» Виктор Алексеевич взял петровский парусник «Меркурий». История этого корабля очень впечатлила инженера (см. «Справку «Ё!»). Макет пришлось делать по репродукции корабля, поэтому, как говорит автор, это не точная копия. Сам макет парусника сварен из металла. Памятник был установлен 10 августа 1972 года (кстати, в тот же день состоялось торжественное открытие нового здания воронежского цирка). Транспортировать конструкцию весом около тонны пришлось на катере, специально арендованном у речного флота.

Во времена перестройки, в конце 80-х, памятник пострадал от вандалов и охотников за цветным металлом. Они и сняли с кораблика алюминиевые паруса, а ещё латунную морду льва, украшавшую нос фрегата. Кстати, эту морду Виктор Неберекутин чеканил лично. А ещё постамент памятника со временем от ветра и воздействия воды всё больше и больше накренялся набок — этакая Пизанская башня по-воронежски.

Справка:

Чем знаменит фрегат «Меркурий»?

Фрегат «Меркурий» относился к классу баркалонов (парусно-гребных военных судов). Это один из лучших кораблей, построенных при Петре I на Воронежской земле. Корабль был спущен на воду в Рамони в 1698 году. В 1699-м «Меркурий» принял участие в знаменитом Керченском походе, возглавленном самим Петром I. Из Воронежа в поход отправились ещё три корабля: «Отворённые врата», «Сила» и «Цвет войны». Командовал баркалоном «Меркурий» англичанин на русской службе, капитан-командор Иван Валрант (Ян (Джон) Валронд). Корабль представлял собой трёхмачтовое судно 38,4 х 7,92 метра с 26 пушками (по 13 на каждом борту). В состав экипажа входило 89 человек. Целью Керченского похода была демонстрация силы и мощи русского флота туркам для русско-турецких переговоров о перемирии. Но на обратном пути осенью 1699 года «Меркурий», не доходя до донского устья, получил пробоину в днище и затонул. Позже его подняли и вновь ввели в состав российского флота. Корабль нёс боевое дежурство до 1716 года.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.