Как изменились известные виды Воронежа за последние 40 лет

Благодаря фотографиям краеведа Павла Попова воронежцы могут сравнить, как выглядели Адмиралтейская церковь, Каменный мост и другие исторические места Воронежа 35 - 40 лет назад и сегодня

20.03.2019 16:27
МОЁ! Online
16

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

14190
  

Известный воронежский журналист, историк и краевед Павел ПОПОВ выложил в своём «Живом журнале» уникальные фотографии Воронежа, которые Павел Александрович делал в период с 1975 по 1984 год.

— Я три дня оцифровывал фотографии, чтобы все эти снимки опубликовать, — рассказал Павел Александрович корреспондентам «МОЁ!». — Это оказалось очень сложной и кропотливой работой.

Некоторые из представленных фото уже были опубликованы в книге «Уходящий Воронеж в объективе Павла Попова» (2008 г.), но в чёрно-белом варианте, теперь Павел Александрович впервые опубликовал их в цвете. Некоторые из фотографий публика увидела впервые.

Сегодня «МОЁ!» с разрешения Павла Александровича публикует сделанные им фотографии с его комментариями. Однако мы снабдили их современными видами тех самых зданий и мест, которые попали в объектив Павла Попова 35 - 40 лет назад.

О том, как и почему Павел Александрович увлёкся краеведением и фотографией, на какие фотоаппараты он снимал Воронеж, будучи подростком, читайте в нашем материале «Уходящему Воронежу» добавили цвет» в свежем номере «МОЁ!» (от 19 марта) или в цифровой версии газеты «МОЁ! Плюс».

1981 год. Центр города, застроенный в едином масштабе. Почти одинаковой высоты и дореволюционные, и советские здания, и несколько доминант-башен, каковой была башня здания Управления ЮВЖД (на снимке вдали). Осуществлённый замысел замечательных послевоенных зодчих. В центре снимка, на среднем плане — перекрёсток улиц Фридриха Энгельса и Комиссаржевской, школа № 28 — реконструированное после войны здание бывшей гимназии Морозовой.


1982 год. Успенский храм вблизи смотрится гораздо более ужасно, чем издали. Не только запустение — отсыревание, трескание, проседание стен уникального памятника средневековой архитектуры и единственного в своём роде памятника истории… Плюс красивое утопание Успенского храма в лужах примитивной автодороги. Проект создания Адмиралтейской площади даже не разработан… Вдали синеют исторические правобережные холмы со спокойной одноэтажной застройкой. Церковь терпеливо, достойно ждёт помощи, старея, но не погибая, словно не переставая верить в своих спасителей. А пока – катастрофа. Её полностью остановят в 1996-м. Впрочем, уже в середине 1980-х заботливо подправят кладку четверика, апсиды. И подправлением, и окончательным спасением занимались профессионалы Воронежской реставрационной мастерской на средства местного бюджета.


Около 1975 года. Каменный мост с родной оградой и родными подпорными стенами. И его окружение — Воскресенская церковь, благородный четырёхэтажный жилой дом 1950-х годов, детский сад — бывший Александринский детский приют с милой башней, дарованной зданию при его послевоенном восстановлении. Редкий случай, когда церковь с обрушенной колокольней удачнее вписывалась в ансамбль. Колокольня не загораживала крупный облезлый храм, который смотрелся жутковато, но очень солидно и романтично. Между прочим, изначально, в середине XVIII века, храм строился как раз без колокольни, пристроенной несколько позже.


1978 год. Проспект Революции, 3 — дом с флигелем — усадьба, где предположительно в 1870 году родился Иван Бунин. Единственные деревянно-кирпичные строения, уцелевшие на главной улице. Фотография особенно интересна в связи со скандалом, разгоревшимся в прошлом году, с выяснением вопроса: так здесь или не здесь родился писатель?  Подлинный деревянный, обложенный кирпичом, одно¬этажный флигель до реконструкции, проведённой в 1989 году. Хорошо видно, что он делился на две части: справа — жилая часть, а посередине, между ней и домом, — вероятное бывшее торговое заведение. Под средним строением — подвал, и поныне оставшийся от того более старого одноэтажного деревянного дома, который стоял здесь в 1870 году. По поводу Бунина в этой истории многому навсегда суждено остаться с определением «предположительно».
...И рельсы на переднем плане — воспоминание о трамвайном движении.


Около 1975 года. На углу улиц Никитинской и Комиссаржевской старинный деревянный дом с мезонином и мансардой. Он ещё не известен как дом поручика Плотникова постройки 1883 года. Никто из историков ещё не определил ни первоначального владельца, ни точную дату строительства. И на государственной охране дом ещё не состоит. Но он находится в приличном состоянии, ещё далёком от аварийного, и во всех его квартирах бурлит жизнь. Дом радует глаз красным цветом. Поэтому я не стал полностью удалять красную «тонировку» всего слайда.


Начало 1980-х годов. Дом на углу Никитинской и Карла Маркса, который, как выяснится позже, был построен дворянкой Дейнекиной на рубеже XIX и XX столетий. Вскоре его снесут. Много лет на месте дома будет зеленеть простой газон. На исходе XX века здесь поставят многоэтажный жилой дом.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.