Почему стоимость проезда в Воронеже повысится, а качество может остаться прежним

Администрация города заключит договоры с перевозчиками на новых условиях. Но пока непонятно, сможет ли она штрафовать транспортные компании за невыход транспорта на линию в вечернее время, гонки на дорогах и грязные салоны автобусов

02.08.2019 21:10
МОЁ! Online
121

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

13206
  

Новую порцию подробностей обещанной в 2020 году транспортной реформы сообщила на этой неделе мэрия Воронежа. Власти напомнили требования, которые будут предъявлять к перевозчикам после повышения стоимости проезда: исключение дублирующих маршрутов, приоритет низкопольных автобусов большой вместимости, внедрение транспортных карт. И добавили — всё это поможет внедрить в жизнь утверждённая Минтрансом России новая форма типового контракта с предприятиями на осуществление пассажирских перевозок. Именно ей обещают руководствоваться городские власти при заключении договоров в 2020 году.

Многие СМИ почему-то распространили даже более оптимистичные сообщения, чем мэрия. Что стоит только применить эту форму договора, как многие проблемы транспорта в Воронеже решатся. Например, у транспортных предприятий будут свои производственно-технические базы, автобусы и штаты водителей с официальной зарплатой. Водители больше не будут устраивать гонки, ведь им будут платить не за количество пассажиров, а за отработанное время. Транспорт будет ходить по расписанию допоздна, ведь в противном случае мэрия сможет штрафовать перевозчиков. Да и вообще все деньги, которые воронежцы будут платить за поездки в транспорте, сначала будут доставаться муниципалитету. И лишь потом он будет оплачивать перевозчикам их услуги.

Однако, внимательно изучив проект договора и обсудив его с управлением транспорта мэрии, мы пришли к выводу о том, что этот документ далеко не панацея. И что на качество перевозок в Воронеже вся задуманная реформа может повлиять весьма слабо. Попробуем объяснить по пунктам.

Что планируется

У перевозчиков будут собственные автобусы

Действительно, в типовой форме договора Минтранса идёт речь о том, что подрядчик (перевозчик) должен предоставить заказчику (мэрии) «акт наличия транспортных средств». «К указанному акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта», — говорится в приказе Минтранса.

Что может помешать

Как вы, наверное, обратили внимание, речь идёт о том, что автобусы могут не принадлежать перевозчику, а находиться у него в аренде (это же ведь тоже «законное основание», которое предусматривает договор). И в этом случае ситуация может мало отличаться от 2015 года, когда мэрия заключила договоры с перевозчиками-«продавцами воздуха». Сегодня многие перевозчики, напомним, зарабатывают миллионы рублей буквально ни на чём. Совершенно бесплатно они получили от города маршруты, а для работы на этих маршрутах привлекают водителей с собственными автобусами, которые за право выйти на линию ежедневно сдают им «план» — в среднем от 1,5 до 2,5 тысяч рублей.

Что планируется

Автобусы будут работать допоздна

Типовой проект предусматривает жёстко утверждённое расписание движения.

Что может помешать

На самом деле расписание работы каждого маршрута, утверждённое управлением транспорта мэрии, есть и сегодня. И именно оно предусматривает, что некоторые маршруты заканчивают работать уже в 21 час. Как ранее поясняли нам в управлении, власти исходили из того, что на этих маршрутах в вечернее время нет нужного пассажиропотока, а заставить перевозчиков с нынешним тарифом работать в убыток они не могут. Так что в следующем году всё будет зависеть, конечно, не от приказа Минтранса, а от того, какое расписание утвердит мэрия.

Что планируется

Качество работы водителей резко вырастет — исчезнут гонки за пассажирами

Предполагается, что все вырученные от платы за проезд средства будет получать мэрия, которая потом будет расплачиваться с перевозчиками. А у водителей будет относительно фиксированная зарплата. И от этого у конкретного водителя не будет стимула заработать каждую копейку немедленно. «Подрядчик перечисляет заказчику денежные средства, полученные подрядчиком от реализации пассажирам билетов, не позднее… рабочих дней со дня их реализации», — предусматривает типовой договор.

Что может помешать

Вопросов множество. 80% пассажиров по-прежнему оплачивают проезд наличными. Неужели водители будут сдавать выручку неким муниципальным кассирам? Сколько тогда будет стоить работа этих условных кассиров? А если водители будут утаивать наличные?

В управлении транспорта нам ответили, что предусматривают несколько превентивных мер.

Во-первых, создание единого оператора перевозок, который, вероятно, и будет собирать выручку. Соответственно, в штате этого учреждения должны будут появиться контролёры. Также, как считают в мэрии, помогут камеры видеонаблюдения в автобусах, которые планируется подключить к единому серверу.

Во-вторых, мэрия собирается развивать безналичную оплату проезда. Соответственно, средства будут доставаться муниципалитету автоматически. Оплачивать проезд картой пассажиров, по замыслу мэрии, стимулирует дифференцированный тариф (меньшая стоимость проезда при оплате картой, чем при оплате наличными).

Впрочем, даже в этой идеальной ситуации перевозчик, скорее всего, будет рассчитывать зарплату водителя в зависимости от того, какую выручку он привёз. А чтобы привезти больше выручки нужно, как мы знаем, устраивать те самые гонки.

Что планируется

Мэрия сможет штрафовать перевозчиков — за несоблюдение расписания, грязь в салонах, поведение водителей

Типовой договор предусматривает, что подрядчик (мэрия) вправе потребовать от заказчика уплатить неустойки (штрафы, пени) за нарушение условий договора.

Что может помешать

«Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта», — говорится при этом в типовом договоре. В нынешних воронежских реалиях это можно читать так: общая сумма штрафов не может превышать… 0 рублей.

Всё просто. Типовой договор рассчитан на те случаи, когда за перевозку платит заказчик. Но в Воронеже за всё платят пассажиры, а мэрия (заказчик) перевозчикам не платит вовсе. В бюджете города уже давно нет графы «Транспорт».

В управлении транспорта согласились с тем, что проблема существует и если её не решить у городских властей, действительно, не будет экономических рычагов влияния на перевозчиков в виде штрафов. Правда, наши собеседники отметили, что сейчас думают над тем, как решить эту проблему.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.