Эксперт Николай Киселёв: «В России давно пора отменять техосмотр»

Почему процедура прохождения техосмотра из необходимости превратилась в кормушку страховщиков и владельцев пунктов ТО?

24.08.2019 13:27
МОЁ! Online
28

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

6186
  

Не так давно российские законотворцы подготовили для автомобилистов очередное ноу-хау, касающееся прохождения техосмотра. 23 мая Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О техническом осмотре транспортных средств».

Теперь на пунктах прохождения техосмотра обязательной станет практика фотофиксации госномера осматриваемого автомобиля, чтобы исключить торговлю диагностическими картами через интернет. Правда, вступит в силу это правило только летом 2020 года.

Для чего нужны все эти бесконечные новшества в процедуре техосмотра, в которых автомобилисты давно запутались? И не лучше ли властям взять и отменить техосмотр для некоммерческого транспорта как ненужный пережиток прошлого? Этой теме был посвящён очередной, 36-й выпуск программы «Право руля с Николаем Киселёвым».

«Нажимали на педаль – раз-два-три, если она провалилась, значит, машина неисправна»

Государственный надзор за техническим состоянием автомобилей ввели спустя год после создания в структуре органов внутренних дел службы ГАИ – в июне 1937 года.

Конечно же, в те давние годы техосмотр был не таким, как сейчас. Часто его проводили сотрудники ГАИ прямо на улице, останавливая водителей. Вот что рассказывает ветеран службы ГАИ 97-летний Иван Мистюков, работавший регулировщиком в Воронеже в послевоенные годы.

— Особое внимание мы обращали на освещение номерных знаков – останавливали автомашину и проверяли, горит ли там свет, — вспоминает он. — По мере надобности проверяли и тормоза. Нажимали на педаль – раз-два-три, если она провалилась, значит, машина технически неисправна. Конечно, за это наказывали.

Автомобилисты со стажем помнят крепившиеся в правом нижнем углу лобового стекла талоны о прохождении государственного технического осмотра (ГТО), которые стали выдавать автовладельцам с 1974 года.

Как техосмотр у гаишников отжимали

С 1998 года в процедуру ГТО впервые ввели средства технического диагностирования.

— Однако, несмотря на массовое появление новых станций, техосмотр становился всё дороже, а очереди – длиннее, — вспоминает председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай КИСЕЛЁВ, сам много лет проработавший в ГАИ. – Недовольство граждан нарастало. На этой почве монополию ГАИ на техосмотр начали потихоньку расшатывать. Сначала её функции частично передали крупным автопредприятиям и станциям технического осмотра (СТОА). Затем Минтранс замахнулся на святое и выступил с инициативой передачи техосмотра из ГАИ в созданные подразделения Российской транспортной инспекции (нынешний Ространснадзор). Тем не менее МВД РФ убедило руководство страны в нецелесообразности такой реформы и ещё несколько лет продолжало править бал.

И всё же в 2012 году техосмотр у ГИБДД отняли и передали в ведение Российского союза автостраховщиков (РСА).

— А всего через два года все поняли, что натворили… — говорит Николай Киселёв. – По информации РСА, техосмотр стали проходить не более 20 процентов автомобилей. Остальные владельцы его попросту покупали.

«А не отменить ли вообще этот заскорузлый ритуал?»

При этом, прошёл ты техосмотр или нет, по закону ответственность за неисправность авто, ставшую причиной ДТП, всё равно несёт водитель. Это прописано в правилах дорожного движения.

— Согласно ПДД РФ именно водитель транспортного средства обязан перед выездом проверять и в пути обеспечивать исправное техническое состояние своего транспортного средства (п. 2.3.1), — подчёркивает Николай Киселёв. – А в соответствии общим нормам Гражданского кодекса РФ на него ложится и гражданская ответственность по возмещению причинённого в ДТП вреда. Так зачем же водителю платить ещё и за фиговый листок безответственному оператору техосмотра? В этой связи возникают крамольные мысли: а не отменить ли вообще этот заскорузлый ритуал, коль уж он превратился, по сути, в очередной оброк приближённым к РСА коммерсантам?

Бесполезность системы технического осмотра косвенно подтверждает и статистика ГИБДД. К примеру, за первое полугодие 2019-го в Воронежской области зарегистрировано всего 16 ДТП, сопутствующим фактором которых было отмечено техническое состояние автомобиля. Это всего 1 процент от всех ДТП в регионе. Причём зачастую это неисправности, не имеющие никакого отношения к причинам ДТП.

— Читал однажды карточку такого ДТП, — рассказывает Николай Киселёв. – Водитель средь бела дня наехал на пешехода на зебре, а причиной ДТП инспектор посчитал не включённый ближний свет.

Кстати, законопроект об отмене техосмотра личных некоммерческих автомобилей внесли в Госдуму 29 января 2019 года по инициативе «Справедливой России».

— Процедура техосмотра зачастую чисто формальна, всё сводится к покупке символической бумажки, — говорил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. – А реальной диагностикой неисправностей и ремонтом автовладельцы всё равно занимаются самостоятельно.

Вот только примут ли этот закон – большие сомнения. Слабо верится, что мощное страховое лобби добровольно лишится такой кормушки.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.