Топ-5 самых интересных экспонатов выставки железнодорожной ретротехники
На что посмотреть на недавно открывшейся на железнодорожном вокзале бесплатной выставке вагонов и поездов-«ветеранов»
Бесплатная выставка железнодорожной ретротехники открылась на вокзале «Воронеж-1» в начале августа. Экспозиция появилась по личной инициативе начальника Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД) Сергея Задорина.
На грузовом дворе вокзала на площади около 500 кв. метров расположились ретро-вагоны, старые электропоезда, обслуживающая железнодорожная техника и даже паровоз. Отдельной экспозицией представлена коллекция старинных рельсов с 1877 до 1948 годы.
Большинство вагонов в своё время эксплуатировались на ЮВЖД, однако есть экспонаты и с других железных дорог. Все они отреставрированы, покрашены и приведены в рабочее состояние.
Пока в выставке 17 экспонатов. Однако со временем её планируют расширять.
К сожалению, войти внутрь вагонов нельзя. Однако организаторы выставки вынашивают планы со временем сделать несколько вагонов доступными для посетителей.
Посмотреть на экспозицию может любой желающий. Для этого нужно выйти на главную платформу через здание вокзала и немного пройти по перрону налево.
Для удобства посетителей каждый экспонат сопровождён пояснительной табличкой с техническими характеристиками и исторической справкой.
Выставка будет работать круглогодично. Она доступна для посетителей в любое время суток. Говорят, даже в ночное время полюбоваться ретро-вагонами приходят пассажиры проходящих через воронежский вокзал поездов.
Графика коллективных посещений с экскурсоводом пока нет. Пока такие экскурсии планируют проводить для групп по предварительным заявкам. Однако для корреспондентов «МОЁ! Online» сотрудники музея истории ЮВЖД такую экскурсию провели. Ну, а мы расскажем вам о пяти наиболее интересных и раритетных экспонатах.
1. Легендарный паровоз серии «Л»
Это настоящая жемчужина выставки. Сам вид этой махины уже внушает уважение. «А в движении, когда он пыхтит, и из трубы валит пар – это особое зрелище», - смакуют сотрудники музея ЮВЖД. К слову, паровоз ещё вполне себе способен попыхтеть. Он на ходу – хоть сейчас закидывай уголь в топку и в путь!
Конкретно этот паровоз за номером 5293 был построен в 1955 году на Ворошиловградском заводе им. Октябрьской революции. А эксплуатировался он в 1950-е – 1960-е годы, сначала в депо Барнаул, а затем в депо Черепеть Московской области.
Паровоз серии «Л» - один из лучших советских паровозов, самый массовый и известный из послевоенных. До сих пор такие паровозы работают в качестве ретро-поездов на туристических маршрутах.
2. Путевой струг образца 1936 года
Это самый старый экспонат выставки. Эдакий железнодорожный динозавр. Благо внешность для этого определения подходящая. Струг – это путевая машина для очистки путей от снега, а также для ремонта земляного полотна.
С этой машиной реставраторам ЮВЖД пришлось повозиться больше, чем с остальными. К примеру, деревянную кабину создавали заново.
Струг оснащён двумя боковыми крыльями для очистки кюветов, срезки обочин и других земляных работ, а также снегоочистительными устройствами, представляющими собой металлические щиты. Перемещается этот монстр не самостоятельно, а подталкиваемый сзади локомотивом. «В снежном завале толщиной до двух метров такой путевой струг на скорости 40 – 80 км/ч способен пробивать проход шириной 5,2 метра», - не знаем как вас, а нас эта информация, услышанная от экскурсовода, заставила уважительно зацокать языками.
3. Рельсовый автобус
На самом деле, правильное название этого чуда – автомотриса. Рельсовым автобусом, рельсобусом или автовагоном его прозвали уже в народе. На воронежской выставке представлены сразу три автомотрисы. Они особо нравятся детям, поскольку есть в их внешности что-то мультяшное.
- Автомотрисы ещё называют «личинками электрички», хотя некоторые с этим определением не согласны, поскольку общеизвестно, что электрички размножаются почкованием, - шутят сотрудники музея ЮВЖД.
По сути, это автобусы на рельсах. Они оснащены двигателями внутреннего сгорания, в их конструкции широко представлены автомобильные узлы и агрегаты. Такие рельсовые автобусы используются для служебных поездок, перевозки рабочих при выполнении путевых и строительных работ, а также для пассажирских перевозок на железных дорогах с малыми пассажиропотоками.
Автомотриса «Уралочка», которую вы видите на фото, оснащена 18 сидячими местами и использовалась как рельсовый служебный автобус на Таловской дистанции пути ЮВЖД.
4. Железнодорожный кран
Такие краны предназначены для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с грузами весом до 16 тонн. Конкретно этот кран КДЭ-163 был изготовлен в 1982 году, а «вышел на пенсию» в 2008-м. Он способен работать не только от дизель-генератора, но и от внешних источников тока. Для этого в комплект входит электрический кабель.
5. Вагон из «Поезда Победы»
Этот грузовой вагон использовался в составе «Поезда Победы», который каждый год в канун Дня Победы курсирует по городам России. В «Поезде Победы», который побывал в Воронеже в апреле, этот вагон, переоборудованный под «теплушку», использовался как музей на колёсах. Правда, все экспонаты (оружие, фотографии, карты и т.п.) пришлось вернуть организаторам акции «Поезд Победы». А вагон остался в Воронеже и теперь сам стал экспонатом. «Теплушками» во время войны называли товарные вагоны, переоборудованные под перевозку людей или лошадей. На стандартных вагонах обычно писали: «Рассчитаны на 40 солдат или восемь лошадей».
Читать все комментарии