На проспекте Революции появилось новое «место паломничества»

Когда на главной улице города сняли асфальт, под ним обнаружилась булыжная мостовая с 200-летней историей

05.06.2020 11:57
МОЁ! Online
50

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

15125
  
Читайте МОЁ! Online в

Реконструкция проспекта Революции, начавшаяся в Воронеже, стала причиной исторической находки — когда срезали старый асфальт, возле бывшего Дома офицеров стала отчётливо видна старинная брусчатка. Теперь это место стало новой достопримечательностью — воронежцы приходят и приезжают сюда на велосипедах и фотографируют камни с 200-летней историей.

«Я когда узнала про мостовую, сидела как на иголках, еле дождалась вечера, чтобы закрыть свой магазин и прийти сюда!» — поделилась с нами одна из жительниц города. Некоторые даже порываются «выковырять» себе камешек-другой на память — но сидят булыжники крепко, на совесть. Можно предположить, что по этой брусчатке гуляли многие известные люди — начиная от поэтов Кольцова и Жуковского и заканчивая императорами Николаем I и Александром I — и это не будет преувеличением. Ведь все они посещали дом Тулиновых (проспект Революции, 30), который находится как раз рядом со старинной мостовой. Раньше не было такого потока движения, и по проезжей части вполне можно было гулять.

Вновь открывшуюся нашим взорам мостовую, скорее всего, выкладывали не менее двух веков назад. В своей книге «Энциклопедия воронежских улиц» краевед Павел Попов рассказывает, что до начала 19-го века улицы Воронежа были в ужасном состоянии, все в колдобинах и промоинах. Их благоустройством впервые озаботился в 1785 году тогдашний губернатор Василий Чертков, и некоторые улицы начали мостить. Однако до Большой Дворянской (прежнее название проспекта Революции) дело дошло только в 1801 году. Но первая непрочная мостовая быстро пришла в негодность. И только в середине 1810 годов градоначальник Михаил Бравин изыскал казённые средства и устроил на главной улице города не только две прочные булыжные параллельные дороги, но и бульвар между ними, где высадили деревья.

Ну а к середине века уже многие значимые улицы города были мощёные — нынешние Фридриха Энгельса, Никитинская, Володарского, Плехановская и другие — во время реконструкции этих улиц воронежцы замечали на них аналогичную кладку.

В мэрии сообщили, что брусчатку оставят на месте, но вскоре сверху положат новый асфальт. Оставить «историческую» брусчатку в качестве туристического объекта не представляется возможным — тогда уровень проезжей части будет на 20 сантиметров ниже положенного, придется снижать и уровень тротуаров, затем переустраивать всю систему ливневой канализации. Поэтому спешите увидеть — как только позволят погодные условия и завершатся работы на инженерных сетях.

— Согласна, на проезжей части оставить булыжник невозможно. Но ведь такая же кладка наверняка есть на пешеходных улицах, например, на Карла Маркса — на старых фотографиях она мощёная, — говорит экскурсовод Ольга Рудева, — И когда её будут ремонтировать и обнаружится старый булыжник — на бульваре вполне можно создать такой исторический объект, островок старинной мостовой.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».