Что власти скрывали о воронежской авиакатастрофе 65-летней давности?
В 1955 году в Воронеже разбился самолёт с норвежскими антифашистками
В этом году исполнилось 65 лет с момента одной из самых загадочных авиакатастроф, произошедших на Воронежской земле. 6 августа 1955 года в Воронеже разбился самолёт Ил-14. Погибли все 25 человек, которые были на борту: 5 человек экипажа, 10 норвежских женщин-антифашисток и 10 сопровождавших их из антифашистского Комитета советских женщин.
Норвежки были активистками различных общественных объединений. В годы Второй мировой войны, когда Норвегия была оккупирована гитлеровской Германией, они вели подпольную борьбу с нацистским режимом, помогали советским военнопленным, которых присылали в скандинавскую страну на принудительные работы.
Воодушевлённые подвигом защитников Сталинграда, в 1943 году эти женщины-антифашистки тайно сшили советский флаг, а после освобождения Норвегии (8 мая 1945 года) они отдали его советским воинам. Это полотнище разместили в одном из музеев Сталинграда. А после войны, в 1955-м, Комитет советских женщин пригласил делегацию норвежских антифашисток посетить город-герой на Волге.
На обратном пути из Сталинграда они летели на том самом злополучном Ил-14, потерпевшем крушение в Воронеже…
Самолёт Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот» (бортовой номер СССР-Л5057) выполнял рейс Москва —– Сталинград — Москва. На обратном пути в Москву, когда самолёт пролетал над Воронежем, у него отказал и загорелся правый двигатель, после чего прямо в воздухе отвалилось крыло. Оно упало в Коровьем логу (так назывался большой овраг между стадионом «Динамо» и Берёзовой Рощей).
Сам горящий самолёт рухнул в 15:18 по московскому времени на левом берегу реки Воронеж, в районе нынешнего Северного моста (тогда это место в народе называлось Собачкой). Сейчас место крушения Ил-14 находится на дне Воронежского водохранилища, появившегося в 1972 году.
Причиной отказа двигателя, как показало расследование, стало «разрушение гильзы цилиндра № 2 из-за наличия в нём усталостной трещины вследствие её некачественного изготовления на заводе-производителе». Любопытно, что самолёт был почти новый — Ил-14 начали эксплуатировать лишь с ноября 1954-го.
Что на самом деле привело к авиакатастрофе? Что скрывали об этой трагедии советские власти? Подробности этого происшествия, воспоминания очевидцев и версии случившегося читайте в свежем номере «МОЁ! Плюс» от 1 сентября.