Что власти скрывали о воронежской авиакатастрофе 65-летней давности?
В 1955 году в Воронеже разбился самолёт с норвежскими антифашистками
В этом году исполнилось 65 лет с момента одной из самых загадочных авиакатастроф, произошедших на Воронежской земле. 6 августа 1955 года в Воронеже разбился самолёт Ил-14. Погибли все 25 человек, которые были на борту: 5 человек экипажа, 10 норвежских женщин-антифашисток и 10 сопровождавших их из антифашистского Комитета Советских женщин.
Норвежки были активистками различных общественных объединений. В годы Второй мировой войны, когда Норвегия была оккупирована гитлеровской Германией, они вели подпольную борьбу с нацистским режимом, помогали советским военнопленным, которых присылали в скандинавскую страну на принудительные работы.
Воодушевлённые подвигом защитников Сталинграда, в 1943 году эти женщины-антифашистки тайно сшили советский флаг, а после освобождения Норвегии (8 мая 1945 года) они отдали его советским воинам. Это полотнище разместили в одном из музеев Сталинграда. А после войны, в 1955-м, Комитет Советских женщин пригласил делегацию норвежских антифашисток посетить город-герой на Волге.
На обратном пути из Сталинграда они летели на том самом злополучном Ил-14, потерпевшем крушение в Воронеже…
Самолёт Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот» (бортовой номер СССР-Л5057) выполнял рейс Москва – Сталинград – Москва. На обратном пути в Москву, когда самолёт пролетал над Воронежем, у него отказал и загорелся правый двигатель, после чего прямо в воздухе отвалилось крыло. Оно упало в Коровьем логу (так назывался большой овраг между стадионом «Динамо» и Берёзовой рощей).
Сам горящий самолёт рухнул в 15:18 по московскому времени на левом берегу реки Воронеж, в районе нынешнего Северного моста (тогда это место в народе называлось «Собачкой»). Сейчас место крушения Ил-14 находится на дне Воронежского водохранилища, появившегося в 1972 году.
Причиной отказа двигателя, как показало расследование, стало «разрушение гильзы цилиндра №2 из-за наличия в нём усталостной трещины вследствие её некачественного изготовления на заводе-производителе». Любопытно, что самолёт был почти новый – Ил-14 начали эксплуатировать лишь с ноября 1954-го.
Что на самом деле привело к авиакатастрофе? Что скрывали об этой трагедии советские власти? Подробности этого происшествия, воспоминания очевидцев и версии случившегося – читайте в свежем номере «МОЁ! Плюс» от 1 сентября.
Комментарии (17)
Удалённый аккаунт
31.08.2020 23:04
Ну вот теперь «МОЁ! Плюс» никто не купит.....
Геолог
01.09.2020 12:06
Описание выявленных причин АП:
Исследование двигателя показало, что произошло разрушение гильзы цилиндра №2 из-за наличия в нем усталостной трещины вследствие ее некачественного изготовления на заводе-производителе. На гильзе имелись грубые риски от механической обработки. В результате возникшего пожара в районе установки двигателя произошло разрушение центроплана вследствие пережога его основных силовых элементов и потери прочности других элементов конструкции. Крыло, потеряв свою прочность, разрушилось и отделилось в воздухе. Экипаж до последнего момента не знал о пожаре. Разрушение крыла было для экипажа совершенно неожиданным. Вероятно, лампочка сигнализации пожара в двигателе была зашторена (колпачок лампочки повернут вправо до упора). Члены экипажа, зафлюгировав винт правого двигателя, недостаточно затем наблюдали за ним.
Во время стоянки в Сталинграде самолет не был подвергнут полному послеполетному осмотру. В частности, не проверены маслофильтры. Наработка правого двигателя составляла 250 ч снэ.
Выводы комиссии, расследовавшей АП:
Причиной катастрофы явился пожар вследствие отказа правого двигателя. В результате пожара произошло разрушение самолета в воздухе.
М О В
01.09.2020 15:03
Бабушка рассказывала, что видела эту авиакатастрофу. В тех местах, куда падали обломки, была территория покосов- разрешалось косить траву на корм скотине. Бабушка, когда косила там траву, видела оторванный женский палец с кольцом.