Легендарная «Гото Предестинация» появилась ровно 321 год назад
27 апреля 1700 года на воду был спущен уникальный 58-пушечный корабль
Первый неудачный Азовский поход, который сам Пётр I называл «походом о невзятии Азова», доказал необходимость создания российского флота для противодействия турецкому. Лучшим местом для кораблестроения русский государь посчитал Воронеж. 29 февраля 1696 года царь впервые прибыл сюда.
С 1 марта началось строительство верфи, и уже 2 апреля на воду были спущены первые галеры. В мае корабли партиями двинулись по Дону на Азов. Всего в поход отправилось 23 галеры и 4 брандера. 19 июля победа была одержана, крепость взята.
Для дальнейших морских завоеваний требовался флот посерьёзнее. «Морским судам быть!» — решил Пётр I, и Воронеж снова стал чуть ли не самым оживлённым местом России. Со всей страны сюда ехали плотники, столяры, кузнецы, резчики.
Сам же государь в 1697 — 1698 годах отправился в составе Великого посольства в Европу. В Голландии он сразу посетил центр кораблестроения — город Саардам, где ознакомился с верфями и поработал на них топором. А в Амстердаме русского царя вообще зачислили на верфь Ост-Индской компании. Когда фрегат, над сооружением которого в числе прочих трудился и Пётр I, был спущен на воду, ученикам дали свидетельства об овладении мастерством. Аттестат гласил, что Пётр Михайлов «был прилежным и разумным плотником», научился выполнять различные операции кораблестроителя, а также изучил «корабельную архитектуру и черчение планов», столь основательно, «сколько сами разумеем».
С этими знаниями Пётр I вернулся в Россию и тут же их применил: 19 ноября 1698 года заложил на верфи в Воронеже 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Его киль имел уникальную для того времени конструкцию, способную предотвратить течь в корпусе корабля при ударе о грунт.
Корабль был готов к началу апреля 1700 года. В реке в это время был низкий уровень воды, и потому торжественный спуск «Предестинации» задержался. Состоялся он 27 апреля — ровно 321 год назад. Из Москвы прибыли на церемонию сын Петра I царевич Алексей, сестра Наталья, бояре, иностранцы.
По словам голландского путешественника де Брюина отделка кают поражала роскошью — они были покрыты ореховым деревом. Корма корабля была украшена скульптурными изображениями и богатой резной работой, которая являлась обязательной принадлежностью всех судов того времени.
Сам Пётр I оценивал построенный им корабль как «…весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный».
В 2011 году на Павловском судостроительно-ремонтном заводе состоялась торжественная церемония закладки копии «Гото Предестинации». Павловские мастера делали металлический низ корабля. Деревянный верх был изготовлен на Петрозаводской судоверфи в Карелии. Корпус разбирали на 58 секций, перевозили в Воронеж и снова собирали, но уже на плаву — на нижней металлической части. Её с помощью 2 буксиров доставили по рекам Дон и Воронеж в Воронежское водохранилище 25 июля 2013 года.
27 июля 2014 года после трёхлетней работы корабль был спущен на воду. (Пётр I строил «Гото Предестинацию» два).
Сейчас красавица копия пришвартована в том самом месте, где три сотни лет назад зародился оригинал — у Успенского Адмиралтейского храма. В корабле действует музей военно-морского флота.
Подробнее о том, где в Воронеже находился шатёр Петра I, какой инструмент для кораблестроительных работ закупали аж в Швеции, за что казнили и как наказывали воронежцев в те времена, читайте в полной версии материала в «МОЁ! Плюс».

