«Сам материал диктует, что из него в итоге получится»

Дрифтвуд и кукольная мебель: корреспондент «МОЁ!» заглянул в необычную мастерскую

12.09.2022 22:34
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

2597
  

С самого раннего детства Ирину записывали в спортивные секции, но тяга к художественным кружкам была явно сильнее. После русских народных танцев, которые тоже не очень-то задались, она уговорила родителей записать её в художественную школу. Тогда в ДК машиностроителей была изостудия. Там талантливую девочку заметила учительница, стала давать интересные задания и отправлять на выставки. Она мечтала поступить в Институт искусств, но родители направили на другой путь. Выбор пал на филологию, о чем она, кстати, ни в коем случае не жалеет. На протяжении всего этого времени, которое Ирина училась и работала в школе учителем, она свою мечту не бросала. 

Ирина уже ждёт возле открытой двери, когда я вхожу в подъезд. Первое, что поражает, — ремонт. Когда представляешь мастерскую, меньше всего думаешь о грамотном дизайне интерьера. Коридор и гостиная выполнены в чёрном и белом, а разбавлена эта гамма зелёным, который создаётся огромным количеством комнатных растений. Кстати, дизайн поразил не только меня. Ирина чуть позже рассказывает, что к ней на днях приезжал мужчина, чтобы купить что-то из ненужного, выставленного на продажу в интернете, и ему настолько понравился интерьер, что он вернулся спустя какое-то время с просьбой сфотографировать квартиру, чтобы показать жене. 

Первым делом Ирина наводит нам чай, а потом показывает сделанную недавно деревянную мебель кукольных размеров. Она говорит о том, что увлеклась этой идеей, но игрушки и украшения — всё ещё основная её работа.

— Я с детства создавала украшения. Началось всё с того, что классе в пятом нас повели на фабрику обуви «Прогресс» на экскурсию. В конце нам, советским детям, сделали необычный подарок: разрешили покопаться в обрезках кожи, оставшихся от производства, и забрать домой понравившиеся для поделок. Мне достались кусочки ярко-сиреневого цвета. Я пришла домой и сама себе сделала пояс, браслет и серёжки из этих кусочков кожи. Тогда я осознала, что могу создавать что-то стоящее, была невероятно собою довольна, — рассказывает Ирина. У неё громкий учительский голос, и говорит она быстро, слегка нервничая. 

— Направление, которым я занимаюсь, новое: «дрифтвуд», или «сплавной лес». Делаю игрушки из древесины, выброшенной на берега водоёмов. В основном я использую материалы северных лесов, потому что такую древесину удобнее обрабатывать, она плотнее и прочнее, игрушки из неё сохраняются дольше. Где я её беру? Мне удалось побывать в походах в Холмогорском районе, в Архангельская области, там, в лесах на берегу Северной Двины, мы собрали сплавное дерево и привезли в Воронеж. Сушится оно не менее года, — рассказывает Ирина. Когда я спрашиваю, где она сушит дерево, Ирина быстрыми шажками перемещается к кладовке. Достаёт громадный, покрашенный в зелёный чемодан времён Великой Отечественной с корягами, а затем торопливо возвращается за пакетом с тканью.

 

— Конечно, на первый взгляд кажется, что это никому не нужные тряпки. Старенькая женщина отдала моей маме, сказала, что знает, что у нас сохранится, — Ирина говорит об этом и раскладывает передо мной рукотворные кружево и кроватные подзоры.

Так спонтанно с чемодана, полного сушащейся древесины, мы переключились на размышления о ценности ручной работы.

— Отличить рукотворное изделие легко: всё, что сделано массово, не имеет видимого дефекта. Ручная работа будет с ошибками. В этой работе чувствуется незначительный изъян, отличающий человека от машины. Именно этот изъян ценен. То же касается деревянных изделий: если игрушка сделана мастером, то вы сразу поймете, что она сделана в единственном экземпляре. Повторение её невозможно ещё потому, что подобную деревяшку вы не встретите в природе.

Я спешу заглянуть в комнату-мастерскую. Из чёрно-зелёно-белого мы перемещаемся в умбру. Даже дверь с одной стороны белая, а с другой — коричневая. Возле входа — стеллаж, на одной из полок — много-много фигурок рыб. Ирина их собирает. За стеллажом расположился старинный сундук, на нём — игрушки советских времён, которые она покупает и приводит в порядок.

 

После сундука и рукодельного кружева я уже не удивляюсь ничему: кажется, что у Ирины есть всё, нужно только поискать в кладовке. Посреди маленькой комнаты стоит стол, прямо над которым низко, чтобы свет лучше падал на область работы, свисает деревянная люстра-корабль. Ирина оживлённо раскладывает на столе игрушки и украшения. 

— Я люблю вносить в уже созданное природой немного своего. Цель моей работы — увидеть в привычном что-то необычное, в неживом увидеть новый, живой объект и показать другим. Мне нравится создавать характеры. Я никогда не задумываюсь, что я буду делать, сам материал диктует, что из него в итоге получится. Если появляется желание сделать игрушку, я беру в руки деревяшку и смотрю, на что она похожа, частью чего может стать. Хотелось бы уже, может быть, создавать что-то более масштабное, но творчеству не прикажешь: как видит глаз, как можешь сделать сейчас, так и творишь, — делится Ирина.

 

Ирина продавала свои изделия на Etsy, где можно было находить покупателей даже в других странах. Сейчас из России отправка невозможна из-за санкций. В данный момент у неё есть небольшой магазинчик на Livemaster, она размещает свои работы на сайтах для кукольников и ведёт блог на канале Яндекс.Дзен. Там рассказывает о процессе создания игрушек и украшений. 

— Это старая квартира моей бабушки. Мастерская, в которой я творю. Здесь всё сделано для удобства. Материалы, инструменты, камни, бисер, краски имеют свой ящичек. Многое здесь сделано моими руками: украшения, некоторая мебель собрана, оформление стен. Стены покрыты жидкими обоями, которые я наносила тоже сама, получилось настенное папье-маше. Зато теперь удобно прикреплять чертежи, эскизы и прочие заметки, потому что поверхность не твердая. Когда я думала, как оформить стены, я поняла, что должно быть что-то, что можно будет легко заменить, если они пострадают от неловко вымешанной краски или не до конца высохших изделий на полках. Делая ремонт, я думала не только об удобстве творческого процесса, но и об атмосфере. На кухне у меня почти нет бытовых предметов, там всё у меня для создания рабочей обстановки, — объясняет Ирина. Мы проходим на кухню, и я вижу кучу домашних цветов и пианино. Из бытового действительно только чайник.

Несколько лет назад Ирина участвовала в фестивалях «Бессонница» в Калужской области и в «Тайбола» в Архангельской области. Проводила мастер-классы, выставляла и продавала изделия. В Воронеже несколько недель назад она должна была участвовать в мероприятии в Выставочном зале Союза художников, но из-за болезни не вышло.

— До этого участвовала в выставках в зале на Кирова, в основном с украшениями, а не с игрушками. Очень радуюсь, когда встречаю, например, в маршрутке человека с изделием, купленным у меня. Ближайшее мероприятие, в котором я планирую участвовать, — 17 сентября, выставка в День города. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.