«Если надо — готовы лечь под строительный кран!»: ЧАСТЬ I
Жители дома по улице Курчатова восстали против возведения многоэтажки впритык к их стенам. На пустыре, где людям обещали сквер, скоро появится очередная высотка
Раз, два, три… Восемнадцать шагов — от стены дома 32а по улице Курчатова в Шилово, где живут больше 160 человек — до железного забора, за которым ревёт строительная техника. К середине следующего года здесь обещают возвести 10-этажную домину на 108 квартир плюс подземный этаж, детскую и спортивную площадки и 52 парковочных места в придачу.
— Куда всё это собираются впихнуть — непонятно: участок переплюнуть можно, — Алексей Сидоров из дома 32а пожимает плечами. — Судя по проектной документации, расстояние «от стены до стены» от нашего дома то того будет в пределах 35 — 39 метров при нормативном минимуме в 40 метров. Будем любоваться на чужие окна и подслушивать соседей. Более того, застройщик нам заявил, якобы половина наших парковочных карманов — это его территория. И больше половины вон той дороги — за стройплощадкой — тоже его! Рабочие даже шуруп там вкрутили — «пометили границу». Когда вокруг стройки возвели забор, то оттяпали тротуар — ходим теперь по проезжей части. Куда мы только ни жалуемся — кругом ответ, что нарушений нет, стройка ведётся по закону.
«Нормативы соблюдены»
Дому 32а, где живут Алексей и ещё 160 с лишним человек, 12 лет. На пятачке напротив был поросший жидкой травой пустырь. Люди вспоминают, когда-то обещали им на этом месте сквер. Толпа выстраивается вдоль металлической ограды и начинает скандировать: «Мы против стройки!» Кто-то грозит «лечь поперёк дороги перед краном и самосвалами».
Инсталляцию из забора и крана жители дома 32а увидели в свои окошки в конце марта. Выяснилось: пустырь, на котором построят дом № 32, семь лет как в аренде у некоего ООО «Специализированный застройщик «СМК» (ИНН 3662119719), и у него наполеоновские планы — с высоткой и площадками. Тогда же местные узнали: приличный кусок территории, которую они считали своей придомовой, якобы на самом деле «не их», а в аренде у того же ООО. Как и порядка 3,9 метра дороги общего пользования местного значения по улице Курчатова за пустырём — со стороны Острогожской, и «общими» якобы остаются лишь 1,6 метра. Мы вместе замерили рулеткой, по вкрученному в асфальт шурупу: он там правда есть.
Люди начали писать и ходить кругом — от мэрии до департамента имущественных и земельных отношений области (ДиЗО), от полиции до Следственного комитета, — получая единодушные ответы, что всё хорошо. Участок изначально относился к категории земель под жилую многоэтажную застройку, проект застройщика прошёл экспертизу, получил положительное заключение, было выдано разрешение на строительство. В СКР, правда, 9 марта отписались, что проводят проверку по обращению граждан — замруководителя Следственного отдела по Советскому району Станислав Богданов.
Дом 32а записал коллективное видеообращение к губернатору Александру Гусеву, которое благополучно растворилось на просторах интернета.
27 апреля с делегацией местных активистов встретился мэр Вадим Кстенин. Цитирую сайт городской администрации: «Эмоционально я понимаю каждого воронежца, который не хочет никакого строительства около своего дома, но муниципалитет должен руководствоваться законом (…), все нормативы в этом проекте соблюдены — от обеспеченности машиноместами до инсоляции. Разрешительная документация будет проверена региональным департаментом архитектуры (…). Результаты проверки лягут в основу моих дальнейших действий. Но (…) если никаких нарушений выявлено не будет, то дом будет построен — механизма отмены законного разрешения на строительство мы не имеем».
Люди подали в суд на застройщика и мэрию: требуют признать незаконным разрешение на строительство и остановить возведение высотки.
«Вас тут стоять не должно»
Кто и когда намерил границы участков 32 и 32а на улице Курчатова, в мэрии мне внятно ответить не смогли. То есть по первому не ответили совсем, по второму, где бунтари: «Муниципалитет не обладает информацией, кто и когда занимался его формированием». А я напомню.
Когда «рабочий посёлок Шилово» присоединяли к Воронежу, изначально не планировалось как раз дома № 32а, который теперь поднимает бучу. Его возвели вне очереди: для обманутых дольщиков лохотрона под названием «Социальная инициатива и компания», сделавшего бездомными тысячи людей по всей стране. Попавших в жернова финансовой пирамиды тогда спасали регионы вместе с местными подрядчиками-инвесторами — по заданию и под надзором федералов. У нас на этот счёт было отдельное распоряжение областной администрации от 1 октября 2007-го № 743-р, подписанное губернатором Владимиром Кулаковым. Оно предписывало городу (мэром был Борис Скрынников) утвердить проекты границ участков под дома для несчастных дольщиков, предоставить их в областное управление архитектуры и градостроительства (начальником был Леонид Яновский), а областному управлению госимущества под начальством Игоря Паринова — предоставить участки двум избранным подрядчикам: ДСК и «Электронжилсоцстрой». Правда, дольщикам предназначалась только часть квартир в построенных на этих землях многоэтажках, остальные продавались в обычном режиме.
Вот постановление от 6 августа 2008-го №1091 с подписью прежнего и.о. главы города Алексея Котенко — об утверждении проекта границ земельного участка по адресу «Шилово, ул. Курчатова 32а» и «рекомендацией» ДСК «произвести его государственный кадастровый учёт». Но главное — изначально вид разрешённого использования у него был под «объект торгово-бытового обслуживания». Магазин. Жилая высотка планировалась как раз на соседнем участке — 32, площадью 4 305 метров: вид разрешённого использования у него был именно такой, «проектирование и строительство многоквартирного дома». Всё логично и гармонично: дом, напротив магазин, много воздуха и света. Но.
Надо было спасать дольщиков. 5 августа 2009 года кусок земли на Курчатова, 32а площадью 6760 квадратов (кадастровый номер 36:34:0516002:71) уже официально передают ДСК в аренду на 10 лет. 12 февраля 2010-го следующий мэр — Сергей Колиух — издаёт постановление № 73, которым меняет вид разрешённого строительства с магазина на жилой дом. ДСК успешно дом строит, 18 февраля 2011-го его вводят в эксплуатацию. Однако назначение соседнего участка 32 — для баланса — чиновники не меняют. При том, что наделы непростые: на обоих проходят инженерные коммуникации.
Продолжение этой истории читайте на портале «МОЁ!» в ближайшие дни, а полную версию можете найти уже сейчас на «МОЁ! Плюс».
Читать все комментарии