«Спилят рябины, попилят бюджет – а нам мучиться!»

Жители домов по улице 60-й Армии объявили войну мэрии и Гордуме. Дошли до суда: люди против строительства дублёра Московского проспекта. Дорога пройдёт под их окнами и ради неё уничтожат сотни деревьев — в том числе историческую рябиновую аллею. Скандал набирает обороты — уже и Бастрыкин подключился.

26.06.2023 22:31
МОЁ! Online
13

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

6473
  
В Воронеже для строительства дублёра Московского проспекта уничтожат аллею из 300 рябин

— А вы тут что высматриваете?

Тётенька ставит на землю авоськи и испепеляет меня взглядом. Мы встретились на той самой аллее, из-за которой грянул шторм федерального масштаба.

— Рябины ваши считаю, — говорю. — Ровно 300 штук.

Узнав, кто я и зачем считаю рябины, тётенька проникается ко мне как к матери Терезе. В следующие 15 минут льётся народный плач о связи поколений («гуляем тут с детьми»), прелестях природы («зелень среди каменных коробок») и «бессовестных чиновниках», которым «всё мало денег».

Фото: Зинченко Александр

В генплане по-другому

2 мая мэрия заключила контракт на реализацию первого этапа дублёра Московского проспекта — реконструкцию улицы 60-й Армии от бульвара Победы до Солнечной. А 19-го в интернете появилась петиция «Остановите уничтожение зеленой городской среды Воронежа»:

«В Северном районе планируется вырубка единственной зелёной аллеи (…) определены к вырубке почти четыре сотни рябин, высаженных в 90-х годах. Это взрослые, здоровые деревья очень удачного, редкого и дорогостоящего сорта, они практически не болеют (…) эта аллея — единственная зелёная улица в огромном спальном районе, деревья на ней помогают снижению шума и запылённости (…)Просим остановить вырубку рябиновой аллеи (…)».

К 26 июня она собрала 1 102 подписи. Юридическая сила у подобных посланий примерно как у кричалки на футболе, однако.

Фото: Зинченко Александр

Жители домов по 60-й Армии, оплакивая свою аллею, идут дальше: они объявляют чиновникам мэрии и депутатам Гордумы, принимавшим новый генплан, открытую войну. Уже есть обращения в Генеральную прокуратуру, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, к бывшему губернатору Алексею Гордееву, к городскому депутату-коммунисту Константину Ашифину и — через соцсети — к главе СКР Александру Бастрыкину.

29 мая Бастрыкин даёт задание руководителю нашего управления Кириллу Левиту доложить о проверке законности — внимание — самого строительства дублёра МП. Следком в своём телеграме передаёт народные опасения: «Строительство магистрали в непосредственной близости от жилого сектора, по мнению граждан, не отвечает требованиям безопасности и экологических норм».

Фото: Зинченко Александр

31 мая воронежская мэрия на официальном сайте отвечает на это горьким заключением некоего представителя компании-проектировщика Кирилла Родионова: «Мы искали при разработке проекта все возможные решения, чтобы минимизировать вырубку аллеи, но другого пути, к сожалению, просто нет».

А 5 июня городская Дума вместе с мэрией получают пламенный привет от самих жителей 60-й Армии: 27 человек подают коллективный административный иск к Думе, городская администрация идёт как «заинтересованное лицо», подключается областная прокуратура. При чём тут депутаты? При том, что они в 2020-м утвердили генплан Воронежа. В котором шестиполосной дороги на улице 60-й Армии на месте рябиновой аллеи нет. А есть четырёхполосная. 

60Armii_skrin_genplan.png
скриншот

Вот оно — генплан, таблица 3.3.10.4 «Перечень линейных объектов местного значения, планируемых для размещения на территории городского округа город Воронеж, их основные характеристики и местоположение», раздел «магистральные улицы общегородского значения 2-го класса». Строка 127: «участок — улица 60-й Армии от ул. Генерала Лизюкова до б-ра Победы, количество полос в двух направлениях — 4, протяжённость 0,7 км». На этом же, кстати, отрезке в наполеоновских планах властей скоростной трамвай с двухполосным движением — от бульвара Победы до Хользунова.

«Пересадка нецелесообразна»

Исковые требования актив будет уточнять — ответчиком, возможно, станет мэрия. Что логично: выходит, именно чиновники пошли поперёк генплана. Рябин на 60-й Армии, как я уже говорила, 300 (не четыреста и не семьсот), тянутся в два стройных ряда на полкилометра. Смотрятся крепкими: попались, кажется, три пенёчка — от спиленных болезных.

Фото: Зинченко Александр

Я задавала мэрии прямые вопросы: кто и когда сажал, кто и за какие деньги содержал, сколько это стоило, на чьей земле растут. Мне в ответ прислали заключение некоего ООО из Подгоренского района с зарегистрированным основным видом деятельности «выращивание рассады». По запросу главного эколога города Галины Воробьёвой это ООО провело диспансеризацию горемычных рябин. И сообщило:

«из 300 деревьев породы «рябина промежуточная» погибших — 20 штук, погибающих — 7. Много повреждённых (…) По нашим данным, посадка этих деревьев была произведена в 80-х годах прошлого столетия, (…) на сегодняшний день им около 40 лет. Учитывая, что рекомендуемый средний возраст замены деревьев в городах 50 лет, мы считаем, что деревья породы «рябина промежуточная», находящиеся по адресу: Воронеж, ул. 60-й Армии (разделительная полоса), находятся в конечной стадии своего жизненного цикла и их пересадка с биологической точки зрения нецелесообразна (…) Оценочная стоимость пересадки одного дерева будет колебаться от 180 до 220 тысяч рублей без гарантии приживаемости».

— Мы в общем чате обсуждали: кажется, что рябины тут были всегда, — объясняет одна из жительниц протестующих домов на 60-й Армии. — Но я в этих краях с 1980-го. В 90-е там, где сейчас «Арена», ещё трамвай ходил. Мы нашли фото 1989-го года, сделанное с балкона дома № 23: никакой аллеи нет! Строить нынешнюю пятиполосную дорогу начали, когда убрали трамвай: это 2005-й примерно. Вы посмотрите в интернете — рябина живёт 80 — 100 лет. Когда мы начали борьбу, с удивлением узнали: оказывается в интернете — на площадке «Активный гражданин» — с 30 августа по 8 сентября 2022-го проходили общественные обсуждения по проектам планировки и межевания территорий, подготовленных под дорогу-дублёр. И якобы из аж 38 участников 34 поддержали полностью, трое — попросили велосипедные дорожки до Владимира Невского и широкие пешеходные зоны. Кто эти люди? Может, сами чиновники и голосовали?

Фото: Зинченко Александр

Заключение о результатах этих «общественных обсуждений» — от 15 сентября 2022-го, подписанное в том числе председателем городской комиссии по землепользованию и застройке Александром Головацким, — на сайте администрации есть. И в нём о том, что проекты межевания и планировки соответствуют генплану. Есть на сайте и постановление Вадима Кстенина от 17 августа № 118 о назначении обсуждений. Спрашиваю в мэрии, как его доводили до народа.

— Информация обо всех общественных обсуждения размещается в газете «Берег» и на сайте администрации.

Ну точно же: настольное чтиво каждого активного воронежца.

Это бесхоз?

По словам чиновников, даже часть аллеи сохранить не получится. Расширять проезжую часть в сторону домов — не вариант. Плюс под ней тянется ливневый коллектор — бандура диаметром 60 сантиметров. Его заменят 80-сантиметровым — маленький не выдержит возросшую нагрузку — и корешки помешают. Кроме рябин под пилу пойдут и берёзы на тротуарах — там по мега-проекту велосипедные и пешеходные дорожки. Всего же на участке 1-го этапа прокладки «МП-2» уничтожат 689 деревьев, шесть кустарников и 1 цветник. Для промышленности, говорят в мэрии, никакой ценности. Дрова, значит. Поэтому их выкинут на свалку (простите — «на полигон твёрдых коммунальных отходов»). Горечь утраты мэрия обещает скрасить клёнами (689 штук) и самшитовыми кустами (219 штук) — в зелёной зоне между тротуарами и проезжей частью. 

И кстати. Кто сажал аллею и за чей счёт она жила, мне в мэрии не ответили. О принадлежности же дороги на 60-й Армии (куска с рябинами) ответили так: «Земельные участки, на которых выполняется реконструкция автодороги, относятся к категории «размещение автомобильных дорог. Собственник — администрация города Воронежа».

Фото: Зинченко Александр

Проблема в том, что публичная кадастровая карта никакой дороги на том участке 60-й Армии — где цветут рябины и где сейчас по пяти полосам катаются машины — не видит. Если наводить курсор на отрезок, выпадает кадастровый номер земельного участка 36:34:0000000:53224. Площадь 63 060 квадратных метров, категория — земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешённого использования — земельные участки (территории) общего пользования. Записей о праве собственности в ЕГРН нет — выписка у меня на руках. То есть по факту это бесхоз.

 

В проектной документации, которая в системе Госзакупок подгружена к контракту на строительство первого этапа, читаем: «Участок под существующую автодорогу имеет кадастровый номер: 36:34:0000000:43869, 36:34:0000000:43328, 36:34:0000000:43662». И тут чёткое попадание в ноты мэрии. По данным ЕГРН, собственность всех наделов — муниципальная, разрешённое использование — автодороги: первый — на бульваре Победы, второй — Лизюкова, третий — Хользунова.

«Дайте, — прошу администрацию, — кадастровый номер участка с аллеей, вдруг не туда тыкаю». Получаю вот что: 36:34:0000000:53224/2. То есть «тыкала» я куда надо: это кусочек (41,3 тысячи квадратного метра) того же участка 36:34:0000000:53224, который по базам бесхозный с разрешённым использованием «территории общего пользования». Под улицу, площадь, сквер, бульвар, парк и т. п. При этом соседние дороги публичная карта определяет чётко: или «автодорогами», или «улично-дорожной сетью».

***

Самшитовые кусты, судя по фото в «Яндексе», симпатичные. И возможно, мы чего-то не понимаем. И в итоге всем будет хорошо: проектировщик дублёра МП и подрядчик-строитель получат свои миллионы, мы — супер-штрассе без пробок и головной боли. Главный дорожник города Олег Котов бунтарей с 60-й Армии попытался утешить: «добавление полосы существенно повысит пропускную способность (…) в вечерние часы пик. Моделирование транспортных потоков показало, что средняя скорость движения (…) увеличится с 10 до 25 км/ч». Народ, правда, не впечатлился: «А нам что? Детский парк рядом, школа, два детских сада. И такой поток машин!». Мне в мэрии сообщили: расчётная пропускная способность одной полосы движения вырастет с 478 до 720 условных легковушек в час.

А о том, как на строительстве дублёра Московского проспекта осваивают бюджетные миллиарды — читайте в одном из ближайших номеров «МОЁ!».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.