На борьбу с пробками в Воронеже поставят искусственный интеллект
О проблемах безопасности и организации движения в Воронеже читателям "МОЁ!» рассказали главный госавтоинспектор и дорожник Воронежской области
О проблемах безопасности и организации движения в городе, специально для читателей «МОЁ!» рассказали главный госавтоинспектор Евгений Шаталов и главный дорожник Воронежской области Максим Оськин.
— Здравствуйте, меня зовут Юрий Ясаков, живу в ЖК «Задонье». Уже не первый год нам обещают, что у нас будет дорога, сейчас она в таком состоянии, что скорая еле проезжает. Мы — жители — сами сбрасывались, как могли подсыпали дорогу, но все инстанции, куда мы обращаемся, нас отшивают. Тысячи людей живут в нашем ЖК, а дороги нет, что делать?
М.О.: Я несколько раз общался с представителем вашей инициативной группы. Дорога, которую вы считаете автомобильной, — это земельный участок, который находится в собственности государства (в частности ВГТУ), мы уже прописали всю процедуру для перевода участка в муниципальную собственность, сейчас ведётся работа по согласованию всею нюансов между заинтересованными сторонами. Это долгий процесс, минимум на полгода — тут увязаны муниципальная, областная и федеральная власть, и если последняя будет готова отдать участок в собственность муниципалитету, то можно говорить о каких-то перспективах. Город подтвердил готовность взять эту землю. Могу посоветовать, чтобы ваша инициативная группа активнее работала, я готов информировать людей о том, в какой стадии находятся упомянутые процедуры. После того как эта земля станет муниципальной, мы отремонтируем эту дорогу.
***
—Здравствуйте, я Владислав, почему личный состав Госавтоинспекции практически не выводится на перекрестки в час пик или при неработающих светофорах, чтобы избежать заторов?
Е.Ш.: Там, где светофор выходит из строя, конечно, применяется метод ручного регулирования, что касается именно системного подхода, то тут мы делаем упор больше на технические средства. Число нарядов ДПС достаточно ограничено, и расставить все их по основным перекресткам города — непросто, в это время совершается много мелких ДТП, образуются заторы, и задача инспекторов — поскорее оформить ДТП, убрав машины с проезжей части. Сегодня все крупные перекрестки города оборудованы камерами. Мы прорабатываем с мэрией вопрос о нанесении так называемой вафельной разметки — это желтая разметка, которая за счет поперечных линий визуально обозначает границы перекрестка — и если на перекрестке создается затор, то водитель не должен выезжать на нее. В противном случае будет оштрафован. Это увеличит пропускную способность перекрестков. И второй момент — в городе вводится в действие интеллектуальная транспортная система, и светофоры будут учитывать интенсивность транспортных потоков и подстраивать под них систему светофорного регулирования.
М.О.: Участки будущей вафельной разметки будут сопряжены с камерами фото и видео-фиксации. Они будут фиксировать не езду, а именно стояние автомобиля в конкретном месте — то есть в запрещенном локальном пятачке в границах перекрестка. Что касается упомянутой интеллектуальной транспортной системы — ее первый этап уже смонтирован — более 1 200 единиц детекторов, камер наблюдения, распознавателей. День прошел, система проанализировала движение в часы пик, сравнила эти показатели со вчерашними, а потом адаптировала работу светофоров под конкретное время. Например, в Татарстане, где такая система работает около 9 лет, она «обучилась» на четвертом году работы. Мы думаем, что у нас это произойдет за год — она начнет выдавать модели, как надо перестроить движение в конкретный момент, чтобы тут «не стояло», а там — «ехало». Речь идет об автоматическом переключении светофоров, моделировании движения не только на главных, но и на периферийных улицах. При этом заторы могут быть минимизированы на 20%, а может быть, и более. Полностью это оборудование должно быть смонтировано в 2024 году.
***
— Здравствуйте, меня зовут Павел. У меня вопрос, почему водители воронежских маршруток практически не соблюдают ПДД?
Е.Ш.: Это проблема. Водители маршруток сосредоточенны на зарабатывании денег, и пока эта система не изменится, очень трудно только надзорными мерами влиять на ситуацию. Мы регулярно проверяем водителей — высылаем машины наблюдения, скрытых пассажиров, но пока их заработная плата будет связана с числом перевезенных пассажиров, вряд ли что-то поменяется. В отношении водителей необходим переход на договорную основу их работы, когда их зарплата будет формироваться за счет соблюдения графика движения и безопасности. В этом случае он не полезет через сплошную линию, не залезет на встречку при обгоне, будут останавливаться в парковочном кармане. Отчасти упорядочило движение маршрутного транспорта введение выделенных полос в городе.
— В каких районах города появятся новые выделенки?
Е.Ш.: Сейчас обсуждается введение таких полос на Ленинском проспекте, они, возможно, появятся там в 2024 году.
***
— Президент РФ не раз говорил, что камеры фото— и видеофиксации прятать нельзя, но теперь они стоят и в темное время суток, а в районе Отрадного регулярно появляются автомобили с камерой, находящейся внутри автомобиля у заднего стекла...Это разве не нарушение?
Е.Ш.: Основной посыл президента состоял в том, что камеры должны влиять на безопасность дорожного движения, а не просто давать кому-то возможность зарабатывать. Расстановка камер — прерогатива ГИБДД, мы ставим их на наиболее опасных участках дорог. О применении камер предупреждает специальная табличка, знак, предусмотренный ГОСТом (6.22.) за пределами населенного пункта он обязателен, а в его пределах достаточно таблички на въезде в него. С 2022 года по нашей инициативе мы изменили тактику применения передвижных приборов фото— и видеофиксации, после анализа аварийности увидели, что в вечернее время суток ДТП становится больше, потому и камеры в это время начали работать на дорогах. Мы всегда объявляем о том, что на наиболее опасных участках трасс работают машины, в которых установлены камеры.
***
— Здравствуйте, Иван Сидоренко беспокоит. Расскажите о турбокольце на Обручева, зачем оно нужно и что поменялось с его появлением?
Е.Ш.: Отмечу, что первое турбокольцо было на Осужевской развязке. Были опасения, что водителям трудно будет разобраться, и там вырастет число мелких ДТП, но нет, в течение недели водители поняли новую схему движения. Турбокольцо оправдало наши ожидания и в плане пропускной способности, и в плане влияния на безопасность. Так что и на Обручева, мы уверены, турбокольцо сработает. Единственное о чем надо подумать, — о том, как убрать хвост, иногда тянущийся от ТЦ «Твой дом». Если взять классическое кольцо, то с учетом ПДД, требующих съезд с кольца только с крайнего правого ряда, на таких перекрестках формируется большое количество конфликтных точек — «дорожных ловушек» для водителей. А введение элементов турбокольца, когда каждый ряд движения четко урегулирован, упорядочивает движение. И в перспективе в городе будут оборудованы еще несколько турбоколец.
***
— Здравствуйте, меня зовут Виктор. У меня вопрос о пересечении въезда в село Никольское и нововоронежской трассы, там недавно поставили светофор, пока его не было, все было просто, а теперь утром на этом перекрестке теряется по 10 — 15 минут, и вечером — тоже. Помогите!
Е.Ш.: Светофор там поставлен потому, что место достаточно аварийное, мы посмотрим, может быть, просто надо точнее отрегулировать фазы его работы.
***
— Добрый день, я Андрей. В какой стадии сейчас находятся работы на Остужевском кольце, когда все там будут завершено?
М.О.: Большая часть работ по первым двум этапам уже выполнена, в сторону тамбовского направления заканчиваются работы по дополнительной проезжей части, тротуарам, благоустройству, планируем до наступления холодов закончить, сделав все на год раньше. И на повестке дня стоит третий этап, включающий в себя «расшивку» проблемного кольца у Ленинского проспекта, это сложный транспортный узел, тут будет двухуровневая развязка, мы ожидаем привлечение федеральных средств, в конце ноября 2023 года предполагаем отторговать контракт на эти работы, рассчитанный на три года. Может быть, уложимся и в два.
***
— Здравствуйте, меня зовут Елена Герасимова. Самокатчики, по-моему , одна из главных городских проблем, от них нигде нельзя спрятаться! Надо что-то делать с ними!
Е.Ш.: Запретить этот вид транспорта, как это сделано в некоторых городах Европы (например, в Париже. — «Ё!»), проблематично. Постановлением правительства № 1769 определен сам термин что такое средства индивидуальной мобильности (СИМы) . На мой взгляд, они несут угрозу не только самим водителям, но и пешеходам, много ДТП с их участием. Однозначным решением тут представляется вывод всех СИМов в определенную безопасную зону города — формирование дорожек для них, может быть, совмещенных с велодорожками, там, где они не смогут пересечься ни с автомобилями, ни с пешеходами. Это реально не везде. В Воронеже, это возможно, например, вдоль набережной, вдоль водохранилища по левому и правому берегу или закольцевать тот же Северный мост.
— В последнее время много разговоров о том, что водители СИМ должны получать права, а свой транспорт регистрировать в ГИБДД. Это для того, чтобы отбить у людей желание так перемещаться по городу?
Е.Ш.: СИМ — полноценный участник движения, обычное транспортное средство, его владелец должен знать ПДД, ориентироваться в дорожной обстановке, понимать дорожные знаки. Например, СИМы часто уезжают с мест ДТП, а как установить нарушителя? Вот потому и есть необходимость в их постановке на учет. То есть регистрация СИМов и необходимость получения прав на их управление — посыл, направленный только на безопасность.
***
— Добрый день, меня зовут Марина. Хочу спросить про бесконечные утренние пробки при выезде со стороны Тепличного на проспект Патриотов. Что тут можно сделать?
М.О.: Тут проблема в сопряжение железнодорожной ветки, идущей в сторону аэропорта и участка федеральной трассы, идущей от танка вниз до границы города. Сложный узел. Мы пробили строительство дороги по ЖК «Гардарика» в районе «Касторамы», следующий этап — улица Лазурная с выходом на кольцо ул. Героев Сибиряков, это немного разгрузит выезд из Тепличного. Железнодорожный мост мешает на этом перекрестке, но это не городская земля, поэтому с ним мы ничего сделать не можем. Эта железнодорожная ветка создает проблемы по строительству жилья, мешая развитию города, например в районе Подклетного и Ямного.
— В продолжение темы той же «железки», переезд в Подгорном с вечными пробками в районе единственного железнодорожного переезда с разбитой дорогой...Что тут можно сделать?
М.О. Надеемся, что РЖД откажется от этой линии, компания уже расторгла договоры с некоторыми собственниками предприятий, куда по ней подвозились грузы. По большому счету, эта линия сейчас не нужна, но пока ближе чем на 10 метров с одной и другой стороны к железной дороге никакие службы не могут подойти, остается только засыпать ямы перед переездом. Ожидаем скорой передачи этой земли городу, тогда уже можно будет заняться и дорогой, и переездом.
***
— Здравствуйте, куда звонить водителю, если он видит неработающий светофор ?
М.О.: На 112, ваше сообщение примут и отреагируют на него.
***
— Добрый день я Ирина Чистякова. С некоторого времени закрыт разворот перед Северным мостом со стороны правого берега. Теперь жители огромного района просто лишены выезда из своих домов и вынуждены бессмысленно кататься через Северный мост, чтобы развернуться!!!! Прошу открыть разворот. И похожий вопрос — чтобы с Чернавского моста, если ехать с правого берега, повернуть в сторону спортивного кластера или Спортивной набережной надо ехать до Ильича, разворачиваться на светофоре и пилить обратно — неудобно ведь!
Е.Ш.: Там, где бы разворот под Северным мостом, было очень опасно, прорабатывали разные варианты, но геометрия не позволяла делать полноценный разворот. Смещение разворота на Левый берег — вынужденная мера, но мы не оставляем мысль о том, чтобы разворот сделать не наверху на Северном мосту, а внизу, где есть одно пустое пролетное звено, для легковых машин там можно сделать разворотную петлю, думаю, она появится там. Что касается Чернавского моста — там можно либо ставить светофор со стрелкой для поворота влево ( тогда дамба вообще встанет) либо ехать до Ильича. Но светофор замедлил бы там движение, а просто делать разрыв — плохо, потому что левые повороты без светофорного регулирования опасная вещь.
***
— Здравствуйте, я Татьяна Алексеева. Когда Воронеж возьмет пример с Белгорода и начнет штрафовать пешеходов, которые переходят дорогу в неположенных местах.
Е.Ш.: За 9 месяцев 2023 года на территории нашей области почти 6 тыс. пешеходов были привлечены к административной ответственности. В Воронеже произошло 256 ДТП, связанных с нарушениями ПДД пешеходами, 16 из которых — погибли. Причем 2/3 наездов на пешеходов происходят вне пешеходных переходов. Мы стараемся строить новых переходы в опасных местах, в 2023 году в Воронеже их появилось около 60, будем строить ещё. Раз в неделю в Воронеже проводятся оперативно-профилактические мероприятия по пешеходам, СМИ пишут о них, но люди все равно бегут через дорогу. Прогресс не стоит на месте, и рано или поздно у нас появится система распознавания лиц, что позволит идентифицировать пешеходов-нарушителей и привлекать их к ответственности. Еще мы формируем искусственные неровности, совмещенные с пешеходными переходами, а следующий этап — развитие системы автоматической видеофиксации нарушений. Сейчас по городу работает 12 камер, фиксирующих нарушения, связанные с непредоставлением водителями преимущества пешеходам на переходе, а к лету 2024 года в Воронеже появятся еще 20 таких же камер.
***
— Здравствуйте, меня зовут Ася. При строительстве дороги Шишкова — Тимирязева не учтены проблемы на перекрестках Шишкова — Хользунова, Шишкова — Беговая. Пропускная способность в час пик там нулевая.
М.О.: Мы как раз рассматривали перекресток Хользунова — Шишкова, там будут ликвидированы два светофорных объекта, произойдет уширение за счет газона проезжей части, будет изменена схема движения. Там установлены видеокамеры, которые уже дают определенную информацию.
***
— Добрый день, меня зовут Виктор. Мэрия анонсировала на 2024 год эвакуацию со стоянок автомобилей с закрытыми номерами, но почему нельзя начать это делать раньше?
Е.Ш.: На финишном этапе находится реализация решения, которое предусматривает в отношении всех транспортных средств с закрытыми номерами меры антитеррористической направленности. Документ, который предусматривает задержание таких автомобилей, и помещение их на спецстоянку, сейчас проходит согласование. С ними будут проводиться определенные процессуальные действия, чтобы понять— с какой целью закрыт номер? Кто его собственник?
***
— Семен Сверчков беспокоит, по Новой Усмани проехать невозможно — пробки, как в городе-миллионнике. Что можно сделать?
М.О.: При выезде на трассу М-4 из Новой Усмани предполагается поставить «умный» светофор. В самой Новой Усмани много второстепенных улиц, которые через каждые 50 — 70 метров примыкают к главной, по которой идет весь трафик — улице Ленина. И эти многочисленные перекрестки как раз не дают разогнаться трафику. Надо на некоторых выездных улицах сделать одностороннее движение. Несколько вариантов новых схем движения для Новой Усмани мы уже приготовили.
***
— Подскажите, планируется ли изменение схемы движения на перекрестке ул.Ильюшина — микрорайон «Озерки»? Планируется ли расширять улицу Ленинградскую от ДК Кирова хотя бы до Брусилова?
М.О.: Есть такое мнение, что дальше в сторону Александровки перспективное направление под жилую застройку, но ваш вопрос — не вопрос ближайшего времени. Что касается улицы Ленинградской, то локально, где-то за счет газонов, примыкающих к забору вокруг территории ВАСО, можно делать какие-то накопители, реверсивное движение три полосы, переходящие в две и наоборот. Там большая проблема с сетями и этот вопрос тоже быстро не решится.
***
— Здравствуйте, лето завершилось, что у нас аварийностью мотоциклистов? Хочу сыну купить мотик, но опасаюсь, с ними много аварий случается...
Е.Ш.: Каждый год на дорогах мотоциклов, скутеров, мокиков становится все больше. За 9 месяцев 2023 года с их участием произошло 151 ДТП, в которых погибло 16 человек, рост по сравнению с тем же периодом 2022 года на 23%. В нашей мотогруппе 10 инспекторов (благодаря правительству региона у нас скоро появится еще 4 мотоцикла), которые в течение всего лета работали в том числе и по области. Мотоциклисты — особая группа риска. Это стоит помнить и родителям.
***
— Здравствуйте, меня зовут Екатерина Батищева. Хотела бы уточнить, когда будет наведен порядок с парковками для инвалидов. На специально выделенных местах стоят люди, не имеющие на это права. Их никто не штафует и не эвакуирует. У меня ребенок-инвалид и часто приходится ставить машину, далеко от нужного места и ехать на коляске, преодолевая кучу препятствий.
Е.Ш.: За 9 месяцев этого года более 2,5 тыс. нарушителей было привлечено к ответственности за то, что они оставляют свои машины на местах для парковки инвалидов. В некоторых местах эвакуатор, забравший автомобиль, припаркованный в этом месте не успевает отъехать, как сюда — же на стоянку для инвалидов подъезжает новый! С моральной точки зрения — занимать место, предназначенное для инвалида, просто стыдно.
***
— Куда обращаться человеку, сосед которого паркует машину на тротуаре, газоне, детской площадке?
Е.Ш.: Если автомобиль встал под запрещающий знак или на тротуар — это относится к компетенции ГИБДД, тут можно либо зафиксировать нарушение на фото или видео, либо отправить обращение нам через наш сайт, либо позвонить по телефону 112. В 2023 году мы запустили телеграмма канал «Беспределу.нет.36», порядка 20 тыс. жителей области подключились к нему, туда тоже можно направлять обращения.
А если машина стоит на газоне или детской площадке — надо обращаться в районную управу, если вы видите, что кто-то систематически паркует машину, например, на газоне, надо обращаться в мэрию, у которой, кстати, есть специальный прибор, которым фиксируют подобные нарушения. Несколько тысяч таких водителей с начала года были привлечены к административной ответственности.
Также наши собеседники рассказали о том, сколько новых пешеходных переходов появилось в Воронеже, и напомнили о необходимости сменить летнюю резину на зимнюю.
Читать все комментарии