Воронежские власти пока не нашли деньги на капремонт развалившихся дорог
В 2024 году облправительство и мэрия планировали заниматься масштабными дорожными проектами, а вот на текущий ремонт асфальта в бюджете предусмотрели лишь чуть более 100 миллионов рублей. С учётом масштабов разрушений такой суммы может не хватить даже на ямочный ремонт
Воронежские дороги никогда не были так хороши, как в 2018 — 2023-м годах. То, что автомобилисты называли ямами, по сравнению с ямами 2004 — 2005 годов можно было считать небольшими выбоинами. И вот всему этому великолепию буквально за три недели пришёл конец. На большинстве магистральных улиц дорожное покрытие было подмыто и на глазах начало разъезжаться и рассыпаться. Как оказалось, совпали два фактора — технический и погодный.
Как и когда в Воронеже отремонтировали все дороги
Если говорить о техническом факторе, то нужно вернуться в 2017 — 2018 годы. В 2017-м средств в федеральном бюджете было много, он щедро делился ими с регионами. Например, в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).
Проект предусматривал, что на те или иные работы региональный бюджет должен добавить сумму не меньшую, чем выделил региону федеральный центр. К примеру, в 2017 году Воронежская область получила из федерального бюджета на ремонт дорог 1 миллиард рублей и добавила из собственной казны 1,06 миллиарда рублей. В 2018-м — 1 миллиард и 1,59 миллиарда рублей соответственно.
В 2017-м почти все эти средства, а в 2018-м большая их часть были направлены на ремонт дорог именно в Воронеже. Ещё один щедрый «довесок» в 500 миллионов рублей город получил в 2019-м. В итоге в 2017-м в столице Черноземья отремонтировали 64 улицы, в 2018-м — 105, в 2019-м — 23. Новый асфальт появился на всех магистральных улицах города и даже в большинстве внутриквартальных проездов. Столь масштабного ремонта дорог в Воронеже не было и во времена СССР. Это позволило властям в последующие годы забыть о ремонте дорог и начать крупные инфраструктурные проекты — строительство Остужевской развязки, улицы Крынина, дублёра Московского проспекта.
Что и почему произошло с асфальтом сейчас
Качество ремонта — отдельный вопрос. По действующему ГОСТу, принятому в 2020 году, для автомобильных дорог первой, второй и третьей категорий установлены огромные межремонтные сроки — 12 лет. Но ГОСТ — традиционно документ коварный. Вот что он имеет в виду? Что качество дорожной одежды должно быть таким, чтобы она прослужила 12 лет? Или что городские власти могут на законных основаниях откладывать ремонт? Чёткого ответа на этот вопрос нет.
В любом случае межремонтный срок рассчитывается с момента строительства или реконструкции дороги. А у воронежских дорожников есть аргумент — в ходе ремонта 2017 — 2019 годов ни одну улицу не реконструировали по-настоящему, с заменой дорожного основания. Поэтому во всех контрактах для подрядчиков традиционно предусматривают гарантийный срок не в 12, а в 5 лет. Подразумевается, что в течение 5 лет после ремонта на дорожной одежде вообще не должны появляться ямы. А если уж они появились, то это недоделка, которую подрядчик должен устранить за свой счёт.
Таким образом, гарантийный срок эксплуатации покрытия на большинстве отремонтированных улиц Воронежа завершился в 2022 — 2023-м.
Ещё в начале нынешней зимы, несмотря на завершение гарантийного срока, дороги были в порядке. Но затем начались погодные аномалии. Начальник воронежского Гидрометцентра Александр Сушков говорит, что не помнит зимы с такой «дерганой» погодой. Речь идёт о переходах температуры через 0 — к положительным температурам, а затем обратно к отрицательным. Судя по архивам погоды, в январе 2023 года таких переходов было 4, а в январе 2024-го сразу 10. На перепады температуры наложилось аномальное количество осадков. В январе нынешнего года их было 200% от нормы.
В любом асфальте, особенно в местах разгона и торможения, есть микротрещины. Во время оттепелей в них попадает вода, которая затем, во время заморозков, превращается в лёд. А так как по законам физики лёд занимает больший объём, чем вода, то он расширяет трещины. В последние пять дней января переходы через 0 фиксировались ежедневно. Асфальтовое покрытие на большинстве улиц города не выдержало постоянного замерзания и оттаивания, асфальт начал плыть и крошиться. А стоит яме только появиться, как дальше она начинает лишь шириться.
Надолго ли хватит литого асфальта?
Как сообщили «МОЁ!» в министерстве дорожной деятельности области, аварийные разрушения дорожного покрытия в Воронеже сейчас устраняют 15 бригад — 12 из комбинатов благоустройства и 3 из городской дорожной службы. То есть все экстренные работы проводит сам муниципалитет, без привлечения подрядчиков.
Дороги в последние годы были в таком хорошем состоянии, что комбинаты благоустройства… разучились работать с литым асфальтом, который используется для оперативного устранения дефектов. Первые заплатки, которые они положили на Московском проспекте в начале февраля, больше напоминали коровьи лепёшки. Это вызвало справедливое недовольство автомобилистов. Мэр Вадим Кстенин поручил «переделать» Московский проспект. И сейчас асфальт заливают не в ямы, а в специально вырезанные карты.
Автомобилисты зачастую скептически относятся к литому асфальту. И зря. На самом деле это дорогой и прочный материал. Литой асфальт стоит дороже традиционного асфальтобетона, так как отличается повышенной эластичностью, влагоустойчивостью, не требует уплотнения и пригоден для работы в мороз.
Вот только с нынешними масштабами разрушений на заплатках из литого асфальта далеко не уедешь. Уже к весне на дорогах может быть знакомая пациентам стоматологов ситуация «зуб развалился, а пломба стоит».
Денег на ремонт изначально было мало
И здесь у нас не самая хорошая новость. В нынешнем году областные и городские власти не планировали затевать сколь-нибудь масштабный ремонт дорог. Соответственно, денег на него в бюджете не предусмотрели, и где их теперь найти — пока не придумали.
Средства на ремонт дорог в бюджетах, напомним, целевые. Это в основном транспортный налог, который платят автомобилисты. Сначала они аккумулируются в дорожном фонде в бюджете области, а затем распределяются между муниципальными образованиями.
На подпрограмму «Развитие дорожного хозяйства» в бюджете города на 2024 год вроде бы предусмотрено немало — 4 млрд 997 млн руб. Но дело в том, что все эти средства уже расписаны — на работу комбинатов благоустройства, на уличное освещение, на крупные проекты. Например, третью очередь Остужевской развязки, дублёр Московского проспекта и дублёр улицы Острогожской в Шилово, асфальтирование улиц частного сектора.
А вот на «Приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений» на 2024 год было предусмотрено всего 102 миллиона рублей. Для наглядности эту сумму можно сравнить со стоимостью ремонта Московского проспекта в 2018 году (он стоил 211 миллионов). То есть городские власти нынешней весной собирались обойтись легчайшим, косметическим ямочным ремонтом и забыть про дороги ещё как минимум на год. Не получилось…
Найдут ли их сейчас?
Вопрос о том, что же теперь делать, мы адресовали и в управление дорожного хозяйства городской администрации, в пресс-службу мэрии и в министерство дорожной деятельности области. Везде ответили, что от крупных проектов пока отказываться не намерены, так как, например, улицы частного сектора в Воронеже ждали асфальта десятилетиями.
Соответственно, все надеются на то, что министерство финансов области совершит чудо — оперативно найдёт в бюджете несколько сотен миллионов рублей, которые можно было бы дополнительно направить на ремонт дорог в Воронеже, районных центрах и сёлах. Минфин чуда пока не совершает. Хотя, судя по отчётам, остатки средств в казне с прошлого года неплохие.
Если чуда не случится, то в итоге кому-то (вероятно, губернатору) нужно будет принимать политическое решение. Приостановить какой-то крупный дорожный проект и направить средства на замену асфальта. Или попробовать подлатать дороги на те 102 миллиона, которые есть.
Причём второй вариант, как мы поняли, рассматривается всерьёз. Если дополнительных средств не будет, городские власти готовы найти наиболее изношенные и разрушенные участки дорог, поставить на них весной широкие асфальтовые заплаты и отложить большой ремонт на 2025 год. Правда, качество дорог явно не будет таким, к которому мы уже успели привыкнуть.
Читать все комментарии