На что потратят миллиард рублей при реконструкции Петровской набережной?
Корреспонденты «МОЁ!» задали проектировщикам обновлённой набережной и исполнителям работ главные вопросы о реконструкции
Реконструкция Петровской набережной на участке от Чернавского моста до Адмиралтейской площади и самой Адмиралтейки длится с мая 2022 года. Заявленный срок окончания работ несколько раз переносился, и сейчас он переехал с 23 августа 2023 года на 30 июня 2024-го. Подрядчик — ПАО «Россети Центр». Во время рабочей поездки на набережную 5 апреля мэр Вадим КСТЕНИН пригрозил (правда, не подрядчику, а подчинённым): «Вы не должны думать, что кто-то отсюда живой сможет уйти, пока не будут дошлифованы все места и устранены нарекания».
Рано или поздно работы, конечно, завершатся. Однако и у журналистов «МОЁ!», и у воронежцев, которые уже побывали на набережной, есть вопросы не столько о сроках, сколько о качестве. Их мы задали представителю компании ООО «ПГС проект» — главному инженеру проекта реконструкции Петровской набережной Александру ЖИВОТЯГИНУ; представителю субподрядчика — главному инженеру ООО «СМУ № 19» Виктору СОМОВУ, а также сотрудникам администрации Воронежа. Так как интервью проходило на набережной, то вопросы мы задавали в том порядке, в котором они возникают при прогулке от Чернавского моста к Адмиралтейской площади.
Сколько прослужит законсервированное пластиком дерево?
Настил причала у Чернавского моста, настил второго причала (для теплохода «Москва 16»), а также покрытие моста — смотровой площадки сделаны из одного и того же материала. С виду это дерево. На самом деле, как рассказали наши собеседники, древесно-полимерный композит (ДПК).
ДПК изготавливают путём смешивания пластика и древесной муки. В эту массу добавляются пластификаторы, катализаторы, упрочнители. Затем она расплавляется и формуется.
ДПК прочнее, чем дерево? На месте наши собеседники дружно ответили: «Да». Однако есть важный нюанс, перед которым нужно небольшое, почти лирическое отступление.
В эпоху социальных сетей и мессенджеров и чиновники, и коммерческие организации, работающие на подрядах, прекрасно знают, как сделать, чтобы нужная информация была обнародована. Но чтобы при этом её потом нельзя было считать официальной. Так было и в случае с настилом из ДПК.
В ноябре 2023 года бизнесмен Павел ГОРБАНЁВ, который известен как основатель «ПГС проект», в своём телеграм-канале сделал репост из телеграм-канала «Команда ПГС». Цитируем дословно:
«Первое масштабное несоответствие проекту Петровской набережной — отсутствие деревянного настила. Концепция «ПГС» предполагала использование половой доски из лиственницы и бесшовное резиновое покрытие на пандусах, такие материалы выбирались для безопасности. Но в итоге всё зашили дешёвым древесно-полимерным композитом сомнительного цвета, по которому скользко ходить, а по пандусу и вовсе можно кататься, как с горки. При высокой эксплуатации ДПК не выдержит зимнего сезона, весной его придётся менять, хорошо, если не полностью. Эти и другие изменения в проекте, о которых мы расскажем в следующих публикациях, вносились на стадии рабочей документации без участия нашей компании. Чтобы избежать подобных расхождений, реконструкция второй очереди набережной пройдёт под авторским надзором команды «ПГС».
Громко? Да. Но телеграм-канал — не официальный сайт, его «к делу не пришьёшь». И после этого поста подрядчик и проектировщик, похоже, каким-то образом достигли полного консенсуса. Так что в день нашей прогулки у представителя проектировщика никаких претензий к ДПК не было. Правда, Александр Животягин на месте затруднился ответить, каков нормативный срок службы этого материала. Чуть позже выяснилось, что 25 лет.
Куда будут направляться стоки с набережной
Очень необычная ситуация, как оказалось, сложилась с ливневой канализацией. Сети городской ливнёвки в Воронеже выходят в водохранилище без очистки. Однако с учётом современных требований закона в проекте набережной уже невозможно было предусмотреть такой простой способ утилизации стоков.
Поэтому под настилом причалов прячутся бетонные желоба. Дождевая вода будет попадать в них сквозь отверстия в настилах. Направляться она будет на установленные там же, под причалами, три автоматические канализационно-насосные станции (КНС). Насосы этих КНС будут включаться от притока воды. Воду они перекачают в магистральную сеть ливнёвки, которая проходит вдоль проезжей части. Как несложно догадаться, эта вода затем всё же попадёт в водохранилище. Но уже через магистральный выпуск ливнёвки.
Впрочем, можно считать, что такой сложный способ канализования стоков — это задел на будущее. Как оказалось, у городских властей готов проект строительства на трёх выпусках магистральной ливнёвки в водохранилище очистных сооружений. Осталось найти деньги.
Осматривали ли подпорную стену и для чего её нарастили
Главное, что отличает набережную от берега реки, — это подпорная стена. Всё начиналось со стен из камня, вот уже почти столетие эти стены в основном возводят из железобетона. Резонный в этом случае вопрос: сколько лет подпорной стене Петровской набережной и в каком она состоянии? Мы полагали, что реконструкции предшествовало обследование как надводной, так и подводной части стены. Подводные части конструкций исследуются с помощью водолазов. Так было, например, при реконструкции опор Чернавского моста.
Александра Животягина и Виктора Сомова этот вопрос явно удивил. А позже в администрации города нам ответили, что подводная часть стены всё же обследовалась. Но оказывается, не на этапе подготовки проекта, а на этапе подготовки рабочей документации. Средний срок эксплуатации таких конструкций, судя по некоторым документам, может составлять до ста лет.
Добавим от себя: судя по старым фото, подпорная стена была сооружена перед заполнением чаши водохранилища. То есть в начале семидесятых годов. Будем надеяться на крепость советского бетона.
Саму стену, а вместе с ней и уровень пешеходной зоны набережной нарастили на 50 сантиметров. Это было необходимо, чтобы создать уклон от берега реки в сторону газонов и проезжей части. Под пешеходной дорожкой, как рассказал Виктор Сомов, сейчас уложено слоёное основание: песок — геотекстиль «Дорнит» — щебень — тот же геотекстиль — пескосмесь и, наконец, плитка.
Сколы на подпорной стене и на новой плитке — это нормально?
На наш взгляд, безусловно, нет. А вот представитель субподрядчика считает, что это спорный вопрос.
Если вы не были на набережной, рассказываем, о чём идёт речь. Издалека похоже, что подпорную стену наращивали с помощью камня. Но на самом деле это фальшивый камень — бетон, покрашенный краской с применением пластиковой крошки. Эта конструкция местами и раскрошилась на своём остром углу.
Виктор Сомов не видит в этом ничего страшного. По его словам, дефекты возникли, когда после заливки снимали опалубку. Представитель подрядчика упирал на то, что сколы находятся за ограждением, где нога человека ступать не должна, а значит, всё в порядке.
Плитка в пешеходной зоне издалека также выглядит как натуральный камень, но на самом деле это прессованный цемент. Невооружённым глазом видно, что по краям пешеходной дорожки, чтобы было не так заметно, рабочие уложили плитку с брачком, повредившуюся во время транспортировки.
На прогулке нас сопровождали представители пресс-службы администрации города. Они ответили, что, принимая работы, мэрия выскажет подрядчику замечания, которые тот должен будет устранить. И предположили, что сюда и войдёт замена плитки. Казалось бы, подрядчик мог бы не дожидаться замечаний и устранить явные дефекты самостоятельно. Но пока всем проще дожидаться приёмки.
Кстати, как мы выяснили, после открытия набережной уборка на ней будет механизированной. Выскажем предположение — если для уборки снега будут применять мини-тракторы и мини-грейдеры, сколов на плитке уже в следующем году явно будет больше. А трещины любит вода. И там, где они уже есть, их становится только больше.
Кстати, вопросу о том, почему плитка, а не асфальт, проектировщик также удивился. Ответ был довольно коротким: так сейчас принято во всех городах.
Безопасно ли ограждение?
Набережную, как рассказал проектировщик, специально оформляли в двух стилях — современном (от Чернавского моста до причала теплохода) и ретро (от причала до Адмиралтейской площади). Кстати, это хорошо. Ведь современная часть набережной уж очень похожа на такие же обновлённые набережные в других городах...
Соответственно, и ограждение разное. На ретроотрезке оно было скопировано со старой ограды. Напомним, она появилась в семидесятые, а по стилю сама была копией более ранних образцов — Москвы 30-х — 50-х годов.
Ограждение на современном участке набережной типовое для двадцатых годов XXI века. Если вы введёте в любом поисковике «Новое ограждение набережной», то увидите множество похожих. Вот только планок в них больше. А воронежское ограждение вызвало вопросы в первую очередь у родителей маленьких детей — из-за ширины зазоров между планками. Александр Животягин на это ответил, что весь проект прошёл государственную экспертизу, которая подтвердила соответствие ограждения современным нормам безопасности.
Почему плитка не уложена до конца и кое-где ходит ходуном?
По словам Виктора Сомова, это запланированные технические моменты. Осенью в некоторых местах пешеходной части набережной плитку уложили не до края тротуара, так как не успели обстроить лотки ливневой канализации.
Ходуном плитка ходит в основном в районе Успенской церкви. Это, как пояснили представители мэрии, временное техническое замощение — чтобы было удобно ходить рабочим. В апреле — мае плитку на этом участке обещают уложить уже капитально.
Как долго прослужат деревянные и металлические скамейки?
Установленные на набережной скамейки и урны, как мы выяснили, изготовлены московской фирмой «Аданат». Она позиционирует себя как «ведущая компания в России по производству уличной мебели и малых архитектурных форм». Кстати, скамейки на проспекте Революции — это тоже её работа (серия называется «Плющиха»).
Что смущает? В первую очередь то, что производители старались сохранить красоту натурального дерева и обошлись без покраски эмалью. Выдержит ли дерево длительное воздействие влаги, а также реагентов? Ведь набережную будут посыпать песко-соляной смесью, которую при механизированной уборке, скорее всего, будут сгребать в зону скамеек и урн. Наши собеседники ответили, что дерево должно сохраниться, так как производители использовали специальную пропитку.
А мы рискнём предположить, что красоты скамеек хватит года на два. Посмотрите, как плачевно выглядят сейчас похожие деревянные скамьи в сквере Пушкина в самом центре города. Они были установлены в августе 2019 года. Спустя пять зим дерево восстановлению явно не подлежит. Да и металлические детали явно просятся в металлолом.
Скамейки на «старой» части набережной уже не деревянные, а металлические. Правда, совершенно неясно, в каком стиле они выполнены. Возможно, провинциальное рококо. Нам показалось, что нашим собеседникам скамьи тоже не очень по душе.
Через несколько дней в пресс-службе мэрии «МОЁ!» сообщили, что это, оказывается, временный вариант — чтобы прохожим было на что присесть. А к завершению реконструкции обещают установить более подходящие по стилю скамьи.
Будут ли на набережной туалеты
Ответ на этот вопрос, к счастью, категорически утвердительный. Проект предусматривает два стационарных туалетных модуля. Один — около копии корабля «Гото Предестинация» (в цвет тёмного дуба), второй — около моста — смотровой площадки (в цвет облицовки моста). Виктор Сомов рассказал, что сейчас подрядчики монтируют сети водоснабжения и канализации, а сами модули должны установить в мае.
Послесловие. Красиво, но ненадолго?
Изначально сумма контракта на первую очередь реконструкции набережной составляла 792 миллиона рублей. Затем она увеличилась до миллиарда рублей. Как сообщили в мэрии, в связи с корректировками проекта, «которые в том числе связаны с ограничительными мерами экономического характера, которые были введены недружественными странами в отношении Российской Федерации, что повлекло необходимость изменения отдельных проектных решений и технологических схем». Ох уж эти санкции, везде-то они добрались. Из этой суммы «Россетям» ещё до приёмки работ выплатили уже 800 миллионов рублей.
Срок гарантии на выполненные работы классический для современной России — 5 лет. Подразумевается, что в течение этого времени все выявленные дефекты подрядчик будет устранять за свой счёт. А дальше это будет уже делом муниципалитета. Судя по качеству современных строительных материалов, как раз через 5 — 7 лет кареты превратятся в тыквы и набережная вновь будет нуждаться в капитальном ремонте.
Читать все комментарии